Из цикла «Притчи Магида из Дубно», темы: Пожар, Шофар, Магид из Дубно, Еврейская притча
«И Г-сподь явится над ними, и выйдет, как молния, стрела Его,
и Г-сподь Б-г в шофар вострубит и пойдет в бурях юга»[1].
Подними глаза и посмотри на то, что перед тобой! Внимательно присмотрись и глубоко исследуй — и тогда поймешь, как сильно ты заблуждался всю свою жизнь, полагая, что постигаешь истинную реальность. Твои глаза, широко открытые с самого рождения, в действительности слепы и не различают истины. Это — глаза плоти, а потому они и видят лишь сугубо материальное. Ведь «плоть» — это не более, чем одеяния реальности. Сущность же реальности — это мышление, сокрытое во всем, в большом и малом… И, если ты захочешь его увидеть — обрати взор на разум, а не на тело, и тогда, может быть, ты начнешь его постигать.
Велика эта тайна, и направь свое сердце на ее постижение: даже если ты удостоишься раскрыть своим разумом все секреты этого мира и твое постижение достигнет Небес, а понимание будет витать среди звезд и созвездий, и они со всеми их чудесами и тайнами будут открыты перед тобой, как будто находятся на расстоянии вытянутой руки, и даже если твоя сила позволит тебе обрести полную власть над всем этим огромным миром, — даже тогда, знаешь ли, кем ты будешь в глазах Г-спода, Источника мудрости и истины? Даже и тогда ты будешь для Него таким же как сейчас, когда ничего обо всем этом не знаешь, и к тебе будет относиться изречение: «Суета сует, все суета»[2]!
Человек принимает решения соответственно своему восприятию действительности. Слово «действительность» не упоминается ни в Торе, ни в Талмуде. Его начали использовать ришоним, чтобы подчеркнуть факторы, мешающие нам определить свое истинное предназначение в мире. Главное преткновение на этом пути в том, что, оценивая явления, с которыми мы сталкиваемся в жизни, мы полагаемся на собственное субъективное мнение и таким образом создаем себе вымышленную реальность и вырисовываем иллюзорную картину мира. В нижнем мире очень легко ошибиться, о чем нас предупреждает Тора: «А то возведешь ты глаза к небу и увидишь солнце и луну, и звезды, все небесное воинство, — и отклонишься, и будешь поклоняться им и служить им, чем наделил Г-сподь, Б-г твой все народы во всей поднебесной»[3]. Ты будешь видеть совершенное божественное Творение, но придешь к страшному духовному заблуждению.
Предшествующий опыт становится основой для возникновения новых представлений. И это — одна из удивительных способностей мышления человека. Но мудрецы Талмуда предупредили: «Тора сохраняется только в том, кто умерщвляет себя (свое приниженное естество) ради нее»[4]. Необходимо целиком и полностью искоренить воздействие на себя ранних искаженных впечатлений, и только так можно стать настоящим мудрецом, правильно и верно понимающим каждый закон Торы.
Такими словами об этом рассказывает Магид: «Одному крестьянину случилось попасть в город, когда там вспыхнул пожар. Он увидел народ, собиравшийся на площади с ведрами, топорами, лопатами; люди трубили в трубы и били в барабаны. “Странный народ эти горожане, — удивился он, — полыхает огонь, а они устроили музыкальное представление”. “Потому-то и бьют в барабаны, что случился пожар”, — растолковал ему кто-то. Крестьянину, который никогда не видел ничего подобного, это понравилось. Он купил барабан и увез его с собой деревню. И вдруг, вскоре и там случился пожар. Народ собрался его тушить, но крестьянин встал в центре и воскликнул: “Не беспокойтесь и ничего не делайте!” Он подошел к горящему дому и что было сил начал бить в барабан. Но чем дольше он это делал, тем ярче разгоралось пламя. “Дурень ты, дурень, — закричали ему, — Барабанным боем не гасят пожар — им поднимают тревогу, чтобы люди сбежались тушить пожар, спасать себя и других!” “В этом смысл трубления в шофар”, — заключил Магид из Дубно».
[1] Зхарья 9:14.
[2] Коэлет 1:2.
[3] Дварим 4:19.
[4] Брахот 63б.
Редакция благодарит рава Элазара Нисимова, раввина общины горских евреев Москвы «Байт Сфаради», за любезное разрешение опубликовать эту книгу
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Экев»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»
По материалам газеты «Исток»
Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»
Коментарии к недельной главе Льва Кацина
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Завоевание страны Ханаан
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
Специальное благословение после трапезы с хлебом
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Тора обязывает нас уважительно относиться к тем, кто перешел в иудаизм. Расширенное понимание этой заповеди: следует помочь незнакомцу, заинтересованному в той или иной услуге.
Рав Элиягу Вугенфирер,
из цикла «Недельная глава Торы»
Шесть облаков славы окружали народ Израиль в пустыне, четыре со всех сторон света
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Этот мир — неподходящее место для получения награды
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Мидраш сообщает много важной информации о том, как выглядели вторые скрижали. В отличие от первых, они не возникли сами собой.
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
В третий раз выпущенная в окно Ноева ковчега птица не вернулась, «нашла покой», то есть — спокойное сухое место