Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Мы не должны отождествлять строй наших чувств с чувствами наших жен. С помощью этого критерия нам их не понять.

Существует один очень важный принцип, подвергающийся в последние два десятилетия яростным атакам. Он утверждает простую вещь: мужчины и женщины коренным образом отличаются друг от друга. При всей ее очевидности этой идее оказалось трудно устоять под натиском борцов за женскую эмансипацию.

У женского движения много здравых требований и законных претензий. Оно вызвано тяжелым положением женщины в обществе, где доминируют мужчины. В ответ на это женщины начали борьбу за свое равноправие. У нас, евреев Торы, однако, не было оснований откликнуться на лозунг женской эмансипации, потому что наши жены никогда не испытывали притеснений в семье и еврейской общине. Они никогда не были людьми второго сорта.

Царь Давид называет женщину акерет а-баит (Теилим, 113:9). В современном иврите это выражение стало означать «домашняя хозяйка», но на самом деле оно означает «суть дома» («акерет» происходит от корня икар — «суть», «главное»). Женщина — это и есть суть еврейского дома. В нем не может быть разделения на начальников и подчиненных. Здесь мы строим наш мишкан меат — наше «малое святилище». И женщине отводится главная роль в создании этого святилища. Если же она не справляется с поставленной задачей или если ей не дают подняться до нужного уровня, она может превратиться в окерет а-баит — «искоренителя дома» («окерет» имеет тот же корень, что и кар со значением «искоренять», «вырывать»).

Движение за женскую эмансипацию оказало громадное влияние на все социальные процессы. Поэтому неудивительно, что в какой-то степени это влияние проникло и в еврейскую религиозную среду. Это вынудило нас заново обратиться к фундаментальному положению иудаизма о различии между мужчиной и женщиной.

Вывод о наличии дифференциации между полами мы делаем из того, что Тора объявляет целую группу заповедей не обязательной для женщин. Поскольку заповеди даны, чтобы очищать и возвышать личность, и поскольку женщины получили меньше мицвот, чем мужчины, можно заключить, что в самой природе мужчин и женщин заложено принципиальное различие, относящееся ко всем сферам бытия.

Эта мысль выражена в ивритских словах паним (лицо) и пним (внутри), которые, если не считать огласовки, пишутся совершенно одинаково. И не случайно. Согласно Торе, лицо — отражение внутренней сути человека. Как ни оспаривай эту истину, опровергнуть ее нельзя. Как ни унифицируй стиль одежды, прически и имена, физиологические различия между мужчиной и женщиной остаются очевидными и, будучи внешними (паним), неизбежно влияют на внутреннюю суть (пним).

Мужчина и женщина проходят разные физиологические циклы на протяжении жизни. Мужчина физически стабильнее. Если он здоров, то от периода полового созревания и до старости в его организме происходит лишь один процесс изменений — постепенное старение.

У женщины все иначе. Ее организм с момента созревания постоянно пребывает в динамике. Под влиянием месячного цикла в нем происходят ежедневные изменения. Каждый день он уже не тот, что был вчера. Цикл достигает кульминации, когда организм готов к зачатию, и затем, независимо от того, забеременела женщина или нет, изменения продолжаются. Носят они в основном гормональный характер.

Если женщина забеременела, ее организм начинает готовиться к тяжелейшему испытанию — рождению ребенка. На протяжении всей беременности она испытывает громадные внутренние перемены. Каждый день беременности, родов, послеродового периода и кормления ребенка в женском организме что-то меняется. Эта динамика сильна и непрерывна. Мужчинам трудно представить себе, что это такое, и они часто действуют так, как если бы женщина могла подходить к жизни с теми же мерками, что и они. Эта ошибка может иметь трагические последствия. Мы изначально наделены большим эмоциональным равновесием, поскольку наш организм обеспечивает для этого необходимые условия.

Мы не должны отождествлять строй наших чувств с чувствами наших жен. С помощью этого критерия нам их не понять. Попытка мужчины быть барометром эмоций своей жены становится одним из главных препятствий на пути к шлом-баит — семейной гармонии. Муж искренне недоумевает, почему его жена вскакивает на стол и визжит при виде безобидного таракана. Ему ничего не стоит подойти к насекомому и раздавить его одним движением каблука. Экая проблема! Или он начинает беспомощно суетиться, не понимая, почему жена плачет из-за какой-то мелочи, над которой еще вчера смеялась. Чтобы понять происходящее, мы должны заново проанализировать ситуацию и осознать, что наши жены имеют право на резкие смены настроения. Женщине свойственны такие маятниковые колебания — быть плаксивой или возбужденной без видимых причин.

Мужчинам такая «реактивность» не присуща. Наш организм сравнительно устойчив, и этим в какой-то мере объясняются наши особые обязанности в браке. Стоя под хупой, мужчина берет на себя обязательство исполнять три мицвы, называемые в Торе: шеэр, ксут ве-она (см. Шмот, 21:10). Первые две заповеди — шеэр и ксут — сравнительно понятны. Они подразумевают обязанность мужа обеспечивать жену пищей, одеждой и кровом. Однако третью мицву — она —трактуют не всегда правильно. Многие ошибочно считают, что в ней имеется в виду только право жены на супружескую близость. Никто не спорит, она действительно включает в себя интимную сферу. Но не только. Эта мицва имеет гораздо более широкий смысл. Рав Стайплер писал в «Игерет а-Кодеш», что составной частью этой заповеди является обязанность понимать эмоциональные нужды и чувства жены и откликаться на них.

У женщин нет аналогичной мицвы. Поскольку мы физически стабильнее и крепче, именно нам поручено создавать нормальную атмосферу в семье. Именно мы способны быть надежным якорем и оплотом стабильности в этом беспокойном и нелегком союзе.

Выполнение заповеди она целиком и полностью зависит от мужчины, и, следовательно, успех брака во многом зависит тоже от нас. А чтобы правильно выполнять эту заповедь и с ее помощью добиться шлом-баит, надо в первую очередь глубоко усвоить, что между мужчиной и женщиной существуют принципиальные различия. Без понимания этого факта и без чуткого отношения к жене, которое должно такому пониманию сопутствовать, невозможно правильно исполнять мицву она.


Биография Мордехая, сына Яира из колен Биньямина, мудреца и духовного лидера еврейского народа в эпоху Вавилонского изгнания, одного из главных героев пуримской истории Читать дальше

Традиции праздника Пурим

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Пурим: разрешение сомнений!

Рав Арье Кацин

Талмуд утверждает, что «радость — это разрешение сомнений!» В этом состоит внутренний смысл заповеди «стереть Амалека», писал рав Гедалия Шор.

Гробница Мордехая и Эстер

Рав Мордехай Райхинштейн

В Свитке Эстер мы читаем о цепочке событий, которые привели к чудесному избавлению, в честь которого установлен праздник Пурим. Эти события произошли почти 2400 лет тому назад в тогдашней столице Персии — городе Шушан. Известно ли нам сегодня где находился Шушан? Еврейская община Ирана считает, что древний Шушан — это иранский город Хамадан, расположенный в 400 км к западу от Тегерана. Подавляющее большинство историков и специалистов по Ирану с этим не согласны. Но и они не сильно возражают против того, что мавзолей с могилами Мордехая и Эстер — главных героев праздника Пурим — находится в Хамадане. Сегодня это место является одной из главных достопримечательностей города и местом паломничества, причем не только для евреев, но и для мусульман.

Пурим и свиток Эстер 3

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Комментарий на свиток Эстер»

Почему Эстер велела подождать три дня перед ее визитом к царю?