Из цикла «Секреты еврейской женственности», темы: Беременность и роды, Предохранение от беременности, Законы семейной чистоты, Теила Абрамов, Материнство
1. Женщина становится нидой начиная с того момента, когда ее схватки становятся настолько интенсивными, что она не может ходить и должна лечь.
2. Появление крови, зачастую предшествующее началу схваток, моментально делает женщину нидой.
3. Разрыв околоплодного пузыря не обязательно делает женщину нидой. Для определения ее состояния следует обратиться к раву.
4. Рождение ребенка делает женщину нидой.
5. Как только женщина становится нидой по одной из перечисленных причин, должны быть соблюдены все обычно соблюдаемые архакот, т.е. муж не должен видеть обычно прикрываемые части тела жены и не должен прикасаться к ней или передавать предметы из рук в руки.
6. В соответствии с алахой женщина может окунуться в микву по окончании семи дней после рождения сына и четырнадцати дней после рождения дочери — в том случае, если она сделала эфсек таара и отсчитала семь чистых дней.
Практически, большинство женщин не могут сделать эфсек таара раньше, чем пройдут как минимум шесть-восемь недель после родов. (Кстати, так считают большинство медиков, которые советуют женщине отложить возобновление половой жизни до послеродового осмотра, осуществляемого через шесть недель после родов.) Если по прошествии трех месяцев женщина еще не может отсчитать семи чистых дней, ей следует обратиться к врачу и к раву.
7. Если произошел выкидыш, то женщина может окунуться в микву через семь дней (это в том случае, если зародыш мужского пола, если же пол зародыша определен как женский или его нельзя определить, нужно ждать четырнадцать дней. Естественно, что сказанное выше относится только к женщине, сделавшей эфсек таара и отсчитавшей семь чистых дней).
Относительно противозачаточных средств
Рабби Коэна пригласили читать лекцию в женской аудитории. Рассказывая о радости самовыражения, духовного роста, удовлетворения, которые женщина может обрести в стенах своего дома, рабби не исключил также и возможность профессиональной деятельности, но лишь в том случае, если женщина правильно оценивает важность своих домашних обязанностей и понимает ответственность свой роли в жизни семьи.
Одной из слушательниц точка зрения рабби Коэна показалась неприемлемой. Ее приучили смотреть на материнство, как на тяжелый груз, а на карьеру — как на способ раскрепощения женщины. «Рабби, — спросила она, — простите за любопытство, но мне хотелось бы знать, чем занимается ваша жена?»
— Моя жена? Она опекает восьмерых трудных детей. Ей приходится заботиться об их физическом, эмоциональном и психологическом благополучии. Именно моя жена следит за их развитием, контролирует учебу, помогает им в занятиях искусством. Так что она выступает в роли учителя, няньки, куратора, врача, друга, поварихи и т.д. и т.д. — и делает это, заметьте, с преданностью и радостью!
Аудитория выразила одобрение аплодисментами. Еще бы! Самоотверженная женщина помогает сразу восьми семьям. Вот по-настоящему свободная женщина, посвятившая свои силы и знания благополучию несчастных детей.
— Да, кстати, эти восемь, — сказал в конце своего рассказа рабби Коэн, — наши собственные дети…
Тора относится к роли женщины в доме с глубоким уважением. Женщина призвана радоваться рождению детей как благословению, а не считать их воспитание бременем или препятствием на пути к личным достижениям.
Самая первая мицва в Торе — «Плодитесь и размножайтесь» (Берешит 1:28). Б-г дает каждой женщине ровно столько детей, сколько она может вырастить. Если она без остатка посвящает себя материнству, ее самоотверженность положительно отразится не только на детях, но и на внуках и на многих поколениях их потомков.
Согласно Торе, дети — это благословение для семьи. Человек должен не только хотеть, но и стремиться к обретению потомства, прося Всевышнего даровать ему сыновей и дочерей, которых он воспитает для служения Всевышнему (Сефер акдуша).
Согласно Торе, существует естественный, угодный Всевышнему, промежуток времени между рождением детей, который находится в соответствии с физической природой женщины. Так женщина, кормящая грудью, рассматривается алахой как месулекет дамим, неспособная к зачатию. В прежние времена, в течение двух лет после родов женщина не беременела. Даже теперь, когда физическая природа человека претерпела существенные изменения, многие женщины, кормящие ребенка только грудным молоком, обнаруживают, что не могут забеременеть в период кормления. Однако даже та женщина, которая забеременела в период кормления, должна рассматривать возможность рождения ребенка, как благословение свыше.
Законы, касающиеся противозачаточных средств
1. Использование противозачаточных средств не разрешается без консультации с равом, который должен решить в каждом конкретном случае — может ли данная пара пользоваться подобными средствами. Нельзя полагаться на решение, которое касается другой супружеской пары.
2. Нельзя откладывать без разрешения рава посещение миквы с целью предотвращения беременности.
3. Женщина, испытывающая физиологическую, психологическую или эмоциональную потребность избежать беременности, должна, вместе с мужем, обратиться за советом к раву. Только рав, опираясь на свои знания, может решать, когда можно прибегнуть к противозачаточным средствам и в течение какого времени.
Для того, чтобы рав мог помочь в решении такого вопроса, женщина должна сообщить ему всю информацию, касающуюся ее нежелания иметь ребенка. Кроме того, она должна быть готова описать свои эмоции и ощущения. Тогда рав будет в состоянии вынести правильное решение. Каждая ситуация должна быть рассмотрена индивидуально, в контексте законов Торы. На это есть прямое указание в Торе о том, что человек должен «жить в согласии с ними (заповедями)» (Ваикра 18:5).
Следует помнить, что всеобъемлющая задача воспитания детей выполняется тысячами еврейских семей с величайшей радостью, с которой не сравнится никакое другое удовлетворение.
Воспитание детей, несомненно, может считаться «профессией», а женщина-мать, безусловно, заслуживает титула «профессионала».
Трудности и испытания, связанные с почетной ролью материнства, следует рассматривать в свете высказывания наших мудрецов: «Вознаграждение соответствует преодоленным трудностям» (трактат Авот 5:23).
В дополнение к счастью и удовольствию, получаемому в этом мире, конечным вознаграждением женщины является почетный удел в мире грядущем.
с разрешения издательства Швут Ами
Акива Татц,
из цикла «Жить вдохновенно»
Главная особенность мессианского откровения состоит в том, что оно остается скрытым до того момента, пока реально не произойдет. Его невозможно предсказать; никакие мистические изыскания не помогут узнать, когда оно наступит.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография верховного судьи Израиля, человека, за которого вышла замуж моавитянка Рут, принявшая иудаизм.
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Запретительные»
Отношения с древними народами.
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Моавский царь, чье имя носит глава, посылает секретное посольство к сильнейшему из практиковавших тогда специалистов широчайшего профиля
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Зильбера на недельную главу «Балак»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография отважного воина и праведника
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Запретительные»
Законы войны.
Рав Бенцион Зильбер
Глава рассказывает о последнем, сороковом годе пребывания евреев в пустыне. Сороковой год был насыщен множеством важных событий: умерли Мирьям и Аарон, сестра и брат Моше; со смертью Мирьям общину покинул колодец, который служил евреям источником воды и все эти годы перемещался вместе с ними по пустыне; высекая воду из скалы, Моше совершает ошибку и лишается права вступить в Эрец-Исраэль; на пути к Эрец-Исраэль на евреев нападают кнаанейцы, и евреи с Б-жьей помощью одерживают победу. В конце главы сообщается, что евреи подошли к границам Эрец-Исраэль и остановились на восточном берегу Ярдена, напротив города Иерихо. Начинается глава с закона очищения от ритуальной нечистоты – закона о красной корове (пара адума). Этот закон относится к разряду хуким, т.е. к категории законов, не только глубинная суть, но и общий смысл которых не объясним в рамках человеческого сознания.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Собери народ, чтобы повторить с ними прежние заповеди и обучить их новым, которые они еще не знают
Рав Носон Шерман,
из цикла «Рут и семя Машиаха»
Обычай, согласно которому после смерти мужа ближайший его родственник должен восстановить его род от его жены, т. е. брак по левирату, впервые упоминается в Торе в том месте, где речь идет о смерти Эра, первенца Иеуды
Рав Реувен Пятигорский
По материалам газеты «Исток»