Из цикла «Врата в молитву», темы: Страдания, Еврейская молитва, Помощь, Желание, Связь с Творцом, Смирение, Рав Шимшон Пинкус
Бицур — это зов в момент беды. Это основа и фундамент всех видов молитвы. Наши мудрецы говорят, что когда речь идет просто о молитве — имеется в виду просьба о милосердии, и так принято в качестве алахи, что молиться следует именно в виде мольбы, как нищий, просящий о необходимом. Это основные форма и содержание молитвы.
Ощущение недостатка, нехватки, а отсюда — потребность просить о милосердии, это одна из основ существования человека, и этим человек отличается от всех творений. Ведь у всех остальных созданий естественным путем есть все необходимое, и они не испытывают никакого недостатка. Когда корова наполнила свое брюхо, она становится идеально спокойной, и ни о чем не тревожится. А человек совсем не так. Его разум подсказывает ему, что есть будущее, и поэтому он всегда в беде — из-за того, что тревожится о будущем, и все время чувствует, что ему чего-то не хватает. И чем более человек познает, тем более он знает и чувствует, сколько всего ему недостает, и в какой большой беде он находится. Если он стремится к материальному, то у него есть представление о богатстве, и он остро ощущает нехватку его; кроме того, он знает, какие природные опасности могут подстерегать его каждую секунду, и что нет никакой уверенности в том, что его сегодняшнее спокойствие останется у него и в будущем, ведь этот мир подобен колесу, и в один момент он может оказаться в беде. Тем более, если человек — праведник. Тогда в отношении вопросов материальных он спокоен и умиротворен, как младенец, кормящийся грудью матери, поскольку он полагается на Творца, но, с другой стороны — у него есть тревоги и заботы, касающиеся мира вечности, как пишет рабейну Йона в книге «Шаарей Тшува», (гл.2, п.9): «Люди, праведные и прямодушные сердцем, всегда рычат, как лев, в своих мыслях, и рыдают о своих грехах, и о том, что недостаточно усердствуют в служении Всевышнему, что за столь малую провинность они винят себя, как за самые суровые грехи, подобно сказанному нашими мудрецами: “Простил Всевышний грех идолопоклонства, и прелюбодеяния, и кровопролития, но не простил то, что отлынивают от изучения Торы”». Получается, что каждому человеку в мире очень много чего недостает, и он, можно сказать, находится в беде. А ведь по природе человек стремится к спасению — восполнить все, чего ему не хватает, и избавиться от своей беды. Почему Всевышний сотворил его именно таким? Из-за постоянного недостатка он все время ждет избавления, и, поскольку только Всевышний может его спасти, получается, что человек постоянно страстно стремится к Источнику спасения — Творцу. Это и есть основа существования человека: стремиться к постоянной близости к Творцу — через молитву.
На это есть намек в словах наших мудрецов: сказано в Торе «и стал человек живой душой». Онкелос переводит это так: «духом говорящим», а книга «Зоар» (гл. «Тазриа», 46) добавляет: «духом, говорящим с Творцом в молитве и в Торе». Так что основной смысл названия «говорящий» по отношению к человеку и его изначальное предназначение — способность приближаться к Творцу через речь. Так изначально и построена его реальность — что из-за своих постоянных бед он всегда близок к Творцу через молитву.
Намек на это мы находим в начале трактата «Бава Кама»: «Мав'э»— это человек, как сказано у пророка Йешайи (21): «Сказал Страж (имеется в виду Всевышний — прим. пер.): наступит утро, наступит ночь, и будете просить (тавиун)…», т.е. речь идет о просьбе. Это и есть суть существования человека — что он постоянно находится в просьбе и стремлении к Тому, Кому принадлежит все, и естественно, что он постоянно стоит и просит у Творца.
На самом деле, человек мог бы приблизиться к Творцу в молитве, даже и не будучи в горе и несчастье. Ведь прославления и восхваления — это тоже молитвы, но здесь есть большая разница: для того, чтобы петь Всевышнему песни восхваления, человек должен самостоятельно очень сильно пробудить свой дух, поскольку человеку свойственно, что как только он получает блага, он забывает Творца, как сказано в «Мишлей» (30:9): «Вдруг пресыщусь я, и отрекусь (от истины) и скажу: “Кто (такой) Б-г?”». А несчастья совсем не так — им свойственно приближать душу к ее корню, даже против воли человека. Более того, вдохновение и пыл в молитве более всего приходят именно через беды, ведь лишь единицы способны молиться с огромным воодушевлением исключительно из чувства благодарности Творцу. А когда приходят несчастья — мы видим своими глазами, что даже человек с самым каменным сердцем, когда его единственный сын опасно болен, сердце отца шумит и бьется в молитве с такой силой, которой достигают лишь молитвы великих праведников, и то в моменты особого благоволения Небес. Сказали мудрецы (трактат «Йевамот», 64): «Сказал раби Ицхак: почему наши праотцы (и праматери) были бесплодными? Потому что Всевышний страстно желает молитв праведников». Безусловно, все волны морские просто ничто в сравнении с волнением сердца праотца Авраама, которое он изливал бы в благодарственной молитве Творцу, если бы Ицхак родился сразу, но и это не сравнимо с той бурей, которая бушевала в его душе, когда он ожидал спасения почти сто лет!
Многие части в книге «Теилим» построены на этом принципе молитвы: «Объяли меня путы смерти, и муки преисподней настигли меня — беды и скорбь я обрел. К имени Б-га призову: “Молю Тебя, Б-же, сохрани душу мою!”» (Теилим, 116:3-4). И так во многих местах, поскольку царь Давид всегда видел себя находящимся в огромной, страшной беде, как бы стоящим на краю бездны, и это вынуждало его взывать и молиться Тому, Кто может его спасти.
Мы можем встретить в жизни людей, которые избегают просить помощи и милости у других людей, либо из-за стеснительности, либо из-за гордости и важности, и просить у других — просто недостойно его уровня. Однако все это — только в случаях, когда ему не настолько больно, чтобы унижаться перед другими. Однако если человека настигают огромные, страшные несчастья — он поневоле забывает все свое достоинство и самоуважение, падает ниц перед другими и просит спасти его. Есть даже такие упрямцы, которые готовы умереть, но не принимать помощь других людей. Однако, если речь идет о жизни его дорогого сына или его любимого состояния (денег), которое он может потерять, что является для него большим несчастьем, чем потеря жизни — сразу же забываются все гордость и величие, полностью исчезают, и человек готов пресмыкаться перед другими и просить все, что ему нужно. Точно так же и с молитвой: даже если человек, как правило, ленится в молитве, как только он видит, что несчастья настигают его, беды усиливаются, и только шаг остался между ним и гибелью, любая еда станет противна ему, и он уже ощущает себя у врат смерти, он тотчас же забывает всю свою лень и стыд из-за грехов, отбрасывает свою гордость, и падает ниц перед Всевышним в мольбе и просьбе, в молитве, идущей из самой глубины сердца.
Это и есть первый совет преодолеть все варианты небрежности и халатности в молитве: задуматься как следует об этой истине — насколько в большой беде мы на самом деле! Достигнуть этого понимания можно, немного размышляя о словах наших мудрецов, объясняющих нам всю строгость суда в мире вечности, например, как объяснили наши мудрецы в «Пиркей Авот»: что так же, как лучше один час умиротворения в будущем мире, чем все удовольствия этого мира, так же точно — более тяжек один миг наказания в будущем мире за самый легкий проступок, чем все страдания этого мира. Даже если мы сложим вместе все беды и несчастья с момента сотворения мира и до конца всех поколений, они все равно будут весить меньше, чем одно мгновение страданий в будущем мире. А тем более, сколь велико наказание за отлынивание от изучения Торы, вес которого равен наказанию за три самых страшных греха, или наказание за лашон а-ра, которое равняется всем остальным грехам, вместе взятым. Эти моменты изучения слов мудрецов воодушевят человека к вдохновенной молитве больше, чем все остальное.
Одно из самых великих правил управления Творца этим миром (ашгаха) таково: несмотря на то, что Всевышний, конечно же, видит все и знает все, что происходит в реальности, Он создал такой механизм управления этим миром, что, Он, как бы, не видит то, чего Ему не показывают, и не знает того, на что не обращают Его внимание [Т.е. Его знание не влияет на Его управление миром. Прим.ред.]. Это правило распространяется на различные аспекты Б-жественного Провидения, общая основа которых — раскрыть идею схожести человека с Творцом и свободу выбора, что является главной целью создания человека и всех миров. Точно так же и в отношении страданий человека: даже если человек на самом деле находится в большой беде, но при этом он не рассказывает Всевышнему о своих несчастьях, то, в соответствии с правилами Б-жественного Провидения, Всевышний как бы не видит и не слышит этого. И лишь так, как человек рассказывает о своем состоянии Всевышнему, так оно «представляется» на Небесах. Если он кричит «караул!» о своей душе, спускающейся в Геином, и о том, что его настигла ужасная, огромная беда — все это поднимается к Престолу Творца и как бы становится видимым Всевышнему. И тогда, как милосердный отец, который волнуется и пробуждается от криков, исходящих из уст сына, и бросает все свои дела, чтобы его спасти, точно так же, когда Наверх поднимаются человеческие крики: «Б-же, спаси меня!», они достигают ушей Всевышнего. И нет ничего, что могло бы помешать им подняться к Всевышнему, как сказано (трактат «Бава Меция», 59): «Все врата заперты, кроме врат обиды и слез». Это подобно отцу, который рассердился на сына, выгнал его из дома, и не соглашается его впустить, даже если слышит его умоляющий и плачущий голос. Но вдруг он слышит страшный крик: «Отец, спаси! Лев уже открыл пасть, чтобы загрызть меня!» В ту же секунду он помчится, как молния, к двери, чтобы открыть и впустить сына, и спасти его от смерти.
Хотя эта притча и верна, по правде говоря, лучше использовать более простой пример: у одного человека был отец-врач, большой специалист по сердечным болезням. Однажды этот человек тяжело заболел, именно сердцем, и вот он лежит при смерти, и его друг спрашивает его: «Как это так, твой отец — великий специалист именно в этой области, и он не приехал к тебе, чтобы тебя вылечить?» «Очень просто, — отвечает сын, — мой отец — не пророк, а я еще не рассказал ему, что я болен. Так что он не знает о моей болезни». Буквально так обстоят дела, не зря сказано в Теилим (130): «Всевышний, услышь голос мой! Да прислушаются уши Твои к звуку моих молений». Так установлено Свыше, что Всевышний как бы слышит ушами, а не пользуется Своим абсолютным знанием, и если Ему не рассказывают — Он как бы не знает. Осознайте, насколько сказанное здесь следует понимать буквально! Поэтому и исходит голос с Небес, стонет и причитает: «Почему же ты не рассказываешь Мне, что у тебя болит? Ведь Я сразу приду к тебе на помощь!»
В «Книге Заповедей» Рамбан высказывает мнение, противоположное мнению Рамбама, который считает, что есть заповедь Торы (де-орайта) молиться каждый день, как сказано в мидраше Сифри: «Служить Ему[1] — означает изучать Тору, и еще, служить Ему — означает молиться». Рамбан возражает, говоря, что это не заповедь Торы. В заключении он объясняет, что толкование мудрецов в мидраше Сифри: «Служить Ему — означает изучать Тору, а по другому мнению, служить Ему — означает молиться», лишь использует сказанное в Торе «служить Ему», как основу для постановления мудрецов. Можно также сказать, что этот мидраш объясняет, из чего состоит наше служение Творцу, а именно: изучать Его Тору и обращаться к Нему во время бедствий так, чтобы наши глаза и сердца были направлены только к Нему, как глаза рабов к своему господину. Эти слова Рамбана приводятся в книге «Хинух», в заповеди 433: «Однако Тора не установила нам в этой заповеди (молитва) время, когда следует ее исполнять, поэтому есть разногласия мудрецов в этом вопросе: Рамбам в своем великом труде написал, что заповедь состоит в обязанности молиться каждый день. Однако Рамбан спорит с ним, и говорит, что Тора не заповедала нам молиться каждый день, и однако и он все же сомневается, что, возможно, есть заповедь молиться и взывать к Всевышнему во время беды. А в конце Рамбан пишет, что эта заповедь действительна в любое время и в любом месте, как для мужчин, так и для женщин. Тот, кто нарушил это, и провел день и ночь без молитвы, не выполнил повелительную заповедь, как сказано у Рамбама. А тот, кто находится в беде и не взывает к Всевышнему, благословен Он, о спасении, нарушает эту повелительную заповедь по мнению Рамбана, и его наказание очень велико — ведь он как бы снимает с себя Б-жественное Провидение». Отсюда видно, что автор книги «Хинух» приводит мнение Рамбана в качестве закона.
Из сказанного выше следует потрясающий алахический вывод: как только у человека произошло какое-то несчастье, на него сразу же ложится повелительная заповедь Торы молиться. К примеру, если человек уже помолился утром, а потом по пути на работу с ним произошло что-то нехорошее — он почувствовал сильную боль, или возникли проблемы в делах, то по мнению Рамбана (чье мнение приводит «Хинух» в качестве закона), в этот момент у него заново появилась заповедь и обязанность из Торы молиться, потому что этот момент для него — момент беды. По мнению Рамбама он уже выполнил заповедь молиться тем, что помолился в этот день, но по мнению Рамбана — он обязан законом Торы (де-орайта) помолиться хотя бы краткую молитву, и нужно изучить внимательно, что называется несчастьем или бедой — в такой степени, что на человека ложится обязанность из Торы молиться (по мнению Рамбана).
Рассказывают о раве из Бриска, раве Ицхаке-Зееве Соловейчике, что молитвы вырывались из его уст и во время разговора с людьми, ведь он часто повторял: «на Твое спасение надеюсь, Всевышний!» Обычно это объясняют его великой близостью к Творцу, что он по любому поводу просил Его в молитве. Несмотря на то, что это, несомненно, правда, видится, что тут была заложена и еще одна идея: поскольку он старался исполнять все заповеди с максимальной точностью, он все время опасался, что, возможно, тот или иной момент — это уже момент беды, который, по мнению Рамбана, требует немедленного обращения к Творцу в молитве. Ведь, на самом деле, очень трудно измерить, какой уровень проблем уже считается бедой. И поэтому, когда рав из Бриска беседовал с кем-нибудь, и должен был дать ему хороший совет, величие ответственности, которое он чувствовал — чтобы, ни дай Б-г, не отклониться от истины — уже давало ему ощущение беды, и получалось, что у него заново появилась обязанность де-орайта молиться. И хотя неясно, можно ли именно так истолковать поведение рава, но, идея сама по себе верна.
На самом деле, это лишь вопрос привычки, которая, с небольшим усилием, превращается во «вторую натуру» человека, и это замечательное достоинство — что по поводу любого огорчения или нужды, которые возникают у человека, он сразу же обратится с краткой мольбой к Всевышнему. И как замечательны слова автора книги «Хинух», который пишет, что тот, кто не выполняет это, как будто снимает с себя Б-жественное Провидение. Ведь очевидно, что если человеку что-то понадобилось, и рядом с ним находится его друг, который ему может помочь, он сразу же попросит его о помощи. Как человек, который стоит на лестнице: если вдруг лестница покачнулась, он естественным образом кричит тому, кто стоит внизу, чтобы поддержал ему лестницу. Поэтому, если человек осознает и чувствует простую действительность — что Всевышний всегда рядом с нами, почему бы ему не сказать по-простому: «Владыка мира, на Твое спасение я надеюсь, Всевышний! Пожалуйста, подержи мне лестницу, чтобы я не упал!»
Есть тут еще один важный момент: даже если рядом с человеком никого нет, ему свойственно кричать в душе. Если взять последний пример — он говорит себе: «Ой, только бы не упасть!» А голодный человек говорит себе: «Эх, если бы у меня было что-нибудь поесть!» и т.д. Это свойство — естественный порыв просить помощи по любому поводу у того, кто находится рядом: если его друг с ним рядом — он просит и кричит ему, чтобы помог, а если никого нет — то человек близок самому себе, и он кричит, как бы прося у самого себя. Всевышний вложил это свойство в человека, так же, как он вложил в любое животное инстинкт убегать от опасности, и так же, как у самого человека есть ресницы, которые защищают глаза, и ребра, которые защищают сердце, точно так же работает и этот инстинкт спасения в душе человека — кричать и просить о помощи любого, кто находится рядом, ведь именно он может спасти. Однако, если вдуматься, можно увидеть, что на глубоком уровне этот инстинкт является пробуждением Свыше в сердце каждого человека просить спасения именно у Источника всех спасений и избавлений, ведь Всевышний — Тот, кто ближе любого близкого, и, по правде — это и есть его (человека) спасение от любого горя.
Человек обязан выполнить эту духовную работу: дополнить, усовершенствовать этот инстинкт, вложенный ему в душу, связав его с подлинным Источником спасения, и привить себе «вторую природу» всегда помня, Кто всегда рядом с ним, и готов услышать его крик и спасти.
А по поводу естественного порыва, который возникает у каждого человека — приближаться к Всевышнему в момент беды, если бы я не был недостойным (сказать такую новую идею — прим.ред.), я бы сказал, что это не так, а как раз наоборот. Это похоже на человека, который едет в повозке, и ему кажется, что деревья «бегут» ему навстречу, а на самом деле это не так: из-за того, что он едет им навстречу, ему так видится, и глаз не различает, кто бежит навстречу к кому. Точно так же и здесь: в момент беды Всевышний как бы «бежит» и приближается к человеку, чтобы ему помочь, как сказано: «с ним Я в беде», а нам кажется, что человек бежит к Всевышнему. На самом же деле наоборот — Всевышний «бежит» к нему, чтобы спасти его.
В Мидраше, в конце книги «Дварим» мудрецы описывают невероятную мощь молитвы Моше-рабейну, когда он молился, чтобы войти в Землю Израиля. Приведем этот мидраш вкратце: «В тот час что сделал Моше? Надел мешковину, и закутался в мешковину, посыпал себя пеплом и начал молиться и умолять Творца, до тех пор, пока не содрогнулись небо и земля, и все мировые порядки […] Что сделал Всевышний в тот час? Объявил в каждом из врат, в каждом из небесных сводов, и в каждом из небесных судов, чтобы не принимали молитву Моше и не приносили ее Ему, потому что уже подписан приговор […] В тот момент Всевышний спешно позвал ангелов, и сказал им: срочно спуститесь и заприте каждые врата, и каждый небесный свод, поскольку голос молитвы поднимался вверх, а они (ангелы) пожелали подняться на небо из-за голоса молитвы Моше, поскольку она была похожа на меч, который пронзает и не останавливается; она была подобна тайному Имени Б-га, которое Моше выучил у одного из главных ангелов небесного воинства[2]. О том часе молитвы Моше сказано: “И услышал я позади великий шум голоса, произносившего: “Благословенна Слава Г-спода из места Его”, а шум — это ничто иное, как сотрясение (неба и земли — см. выше), а великий — это никто иной, как Моше, как сказано: “…Моше стал чрезвычайно великим в земле египетской в глазах слуг фараона и в глазах всего народа”».
Мудрецы подчеркнули, насколько великой и могучей была молитва Моше. А теперь свяжем это со сказанным в книге «Зоар» (гл. «Балак», лист 195): «О троих употреблено слово “молитва”. Один — Моше, другой — Давид, а третий — бедняк: “Молитва Моше, человека Г-спода”, — это молитва, которой нет ни у какого другого человека, “Молитва Давида” — это молитва, какой нет ни у какого другого царя, и “молитва бедняка”. Какая из трех самая важная? Следует сказать, что это — молитва бедняка, ведь эта молитва предшествует молитвам Моше и Давида, и предшествует всем другим молитвам в мире. Почему так происходит? Потому что бедняк молится с сокрушенным сердцем, а сказано: “Близок Всевышний к тем, у кого сердце разбито”, и Всевышний внимательно слушает его слова, поскольку, когда бедняк молится — его молитва раскрывает все небесные окна».
Это звучит просто невероятно: молитва Моше-рабейну, который был человеком Г-спода, и его молитва была подобна тайному Имени Творца, которая пронзала, как меч, тем не менее, не может сравниться с молитвой того, кто молится в состоянии бедности и с сокрушенным сердцем. Эта молитва — самая сильная, потому что, когда человек видит себя нищим перед Творцом, и молится Ему с разбитым сердцем, его молитва слышна лучше всего, и ему открываются Небесные врата, и он получает самую большую помощь Свыше.
(Кстати, отсюда можно выучить очень важный практический момент: насколько нужно быть осторожным, чтобы не причинить страдания бедному и не обидеть человека с сокрушенным сердцем. Ведь кто мог бы осмелиться огорчить Моше-рабейну или царя Давида, о которых сказано, что «их укус — укус лисицы, а их жало — жало скорпиона»[3]? Так тем более — бедный или несчастный человек: «чтобы не воззвал из-за тебя к Всевышнему». Задумайтесь над этим!)
В конце книги «Аават Хесед» приведена статья под названием «Драгоценность». В п. 16 там сказано: «В момент беды или опасности, не дай Б-г, человек ощущает страх, страдание и смиряется, отдавая себя во власть Творца. Точно так же, следует быть осторожным, и вести себя подобным образом и в спокойное время — отдавая себя во власть Творца, со страхом и смиренностью». Этот алахический принцип объясняется в трактате «Санедрин» (44): «Может ли быть такое, чтобы твоя молитва была принята, когда в ней нет боли?» (Иов, 36). Сказал раби Элиэзер: «Всегда человек должен предварять молитву беде, ведь если бы Авраам-авину не предварил бы молитву беде между Бейт-Элем и Аем, не осталось бы никого в живых»[4]. И, на самом деле — это лучшее средство спастись от всех бед, ведь в большинстве случаев основная цель всех несчастий и страданий — пробудить человека к молитве и просьбам, как объясняют наши мудрецы («Йевамот», 64), что наши праотцы были бесплодными, потому что Всевышний желал их молитв. Поэтому, если человек будет молиться и взывать к Творцу еще до того, как пришла беда, он уже выполнил свою обязанность, и беда не придет.
Сказано «следует быть осторожным», потому что без этого человек находится в опасности: ведь если причиной появления беды является то, чтобы человек стал молиться, получается, что отсутствие молитвы приводит опасность, не дай Б-г. Однако, если он сам по себе ощущает, как будто опасность уже появилась, и молится, чтобы она не пришла, он бережет себя от появления настоящей опасности или беды.
Рав Авраам бен Давид (Раавед) в книге «Тамим деим», гл.184 написал новое алахическое решение по поводу спора мудрецов первых поколений — можно ли молиться на любом языке: «В соответствии с этим объяснением, молитва женщин, которые молятся на нееврейском языке в одиночку — не слышна, так как ангелы не приносят Всевышнему молитвы ни на каком языке в мире, кроме языка, который они понимают — на святом языке (лашон а-кодеш, язык Торы). Однако на общественной молитве[5], где присутствует Шхина, женщины могут молиться на любом языке, как сказано в трактате “Сота”, что есть разница между общественной молитвой и молитвой в одиночку. Об этом также сказано в трактате “Шабат” (1 гл.), что молитва за больного принимается даже на арамейском языке[6], поскольку Шхина находится рядом с больным.
Но если они молятся в слезах и взывая Всевышнему из-за обиды или страдания, которое им причинили, то тогда вообще не нужно, чтобы ангелы приносили их молитвы Всевышнему, ведь сказано: “Врата слез и врата обиды не были заперты”» (трактат «Бава Меция», 49).
Точно таков же закон, если женщины молятся с большим душевным настроем из-за какого-то несчастья: их молитва слышна, даже если ангелы не знают их языка. Ведь сказано, что Менаше[7] молился на святом языке, и, поскольку он сделал тшуву, Всевышний принял его молитву против желания ангелов. Говорится в Мидраш Раба (2): «Написано о Менаше (“Диврей а-ямим”, 33): “И взмолился он к Всевышнему, и Тот ответил ему”. Мы учим, что ангелы закрывали окна на Небесах, чтобы его молитва не поднялась к Творцу, а Творец “прорыл” ему ход на Небе, и принял его молитву».
Перевод: р.Йонатан и Лея Шухманы
[1] Служить Ему — имеется в виду отрывок из «Крият Шма»: «и служить Ему всем сердцем…»
[2] В оригинальном тексте указано имя этого ангела. См. там.
[3] См. «Пиркей Авот» 2:15 «Старайся греться у огня мудрецов, однако будь осторожен, чтобы не обжечься об их угли, ведь их укус — укус лисицы, а их жало — жало скорпиона».
[4] Речь идет о времени, когда Йеошуа бин Нун захватывал Землю Израиля. Одной из решающих битв в этой войне был захват городов Ай и Бейт-Эль. Известно, что Авраам-авину, находясь в этом месте, увидел пророческим духом, что будет происходить с его потомками, и помолился об этом Всевышнему.
[5] Т.е. там, где молится миньян — 10 мужчин 13 лет и старше.
[6] Разумеется, это относится и к любому другому языку.
[7] Царь Менаше, сын праведного царя Хизкияу, был большим злодеем, убил великого пророка Йешаю и совратил народ, так что все стали служить идолам. В итоге враги (ассирийцы) захватили его и бросили в котел с кипятком. Вначале Менаше обращался ко всем идолам, чтобы они помогли ему. Увидев, что от этого нет никакой пользы, он осознал, что только Всевышний — Тот, кто может его спасти. Он обратился к Творцу с искренней молитвой, и был спасен. После этого Менаше стал праведным царем, и всю жизнь старался исправить все, что сам же испортил.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам исполняет завет Творца и идет в незнакомом ему направлении. Ханаан стал отправной точкой для распространения веры в Одного Б-га.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраам хотел достичь совершенства в любви к Ашему
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Что общего между контрабандистами и родителями, которые обеспокоены поведением взрослого сына? Истории по теме недельной главы Торы.
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам отделяется от Лота. К нему возвращается пророческая сила. Лота захватывают в плен, и праотец спешит ему на помощь.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраму было уже семьдесят пять лет
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Праотец Авраам стал светом, которым Творец удостоил этот мир. Биография праотца в призме слов Торы.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Сара умирает. Авраам не перестает распространять веру в Б-га и отправляет Ицхака в ешиву.
Батшева Эскин
После недавнего визита президента Израиля Реувена Ривлина в США израильскую и американскую прессу облетела сенсационная фотография, на которой Президент США Джо Байден в Овальном кабинете Белого Дома стоит перед израильским президентом на коленях
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сатан, огорченный тем, что не смог одержать победу ни над Авраамом, ни над Ицхаком, появился теперь перед Сарой.
Рав Йосеф Б. Соловейчик
Мы все члены Завета, который Б-г установил с Авраамом.