Из цикла «Мусар Дома Учения в Кельме», темы: Честность, Авраам, Рав Хаим Бурштейн, Мусар
Много лет я не мог понять одного повествования в главе Хайей Сара. Наш праотец Авраам направил управляющего своим домом за невестой для своего сына Ицхака и потребовал от него дать клятву: «И я заклинаю тебя Г-сподом, Б-гом Небес и земли, что ты не возьмешь жену сыну моему из дочерей Кенаана, среди которого я живу»[54], и потом, в дополнение, строжайше предупредил его: «остерегайся, как бы ты не вернул туда моего сына»[55], а затем повторил еще раз: «только сына моего не возвращай туда»[56]. Сколько себя помню, я всегда поражался: Авраам послал Элиэзера, чтобы найти девушку, достойную стать женой его сына Ицхака. Если тот что-то сделает не так, как оговорено, то перестанет быть посланцем. Чего же опасался наш праотец? А теперь мне представляется, что объяснение этому можно найти в предыдущем рассуждении: Авраам был надежным человеком, он говорил мало, а делал много.
И вот, мы знаем, что царь Сдома сказал Аврааму после его победы в войне с царями севера: «верни мне людей, а имущество возьми себе»[57], — на что наш праотец ответил: «Ни нитки, ни ремешка для обуви не возьму из всего твоего, чтобы ты не сказал: я обогатил Аврама»[58]. Вся военная добыча принадлежала ему по праву, и, кроме того, он и прежде был богат, но все же отказался от всех сокровищ Сдома, «горделивого и пресыщенного хлебом»[59]. А ведь и рефаим, и зузим, и остальные народы — все были их рабами! Однако Авраам всем этим пренебрег исключительно из опасения уменьшить освящение имени Б-га в Творении.
Мы уже писали, что надежность необходима для существования человеческого общества. И вот, «Если правитель внемлет словам лжи, все слуги его нечестивы»[60]. Поэтому наш праотец хотел, чтобы его слуга тоже придерживался этого требования. Для Авраама это было настолько важно, что он был готов положиться на своего раба только после того, как тот принесет клятву. А ведь мы знаем, сколь праведен был Элиэзер! Он «черпает и поит весь мир Торой своего господина»[61]! И все же Авраам обязал его суровой клятвой. Я не перестаю восхищаться величием наших праотцов! Благо нам, как счастлив наш удел!
[56] Берешит 24:8.
[57] Берешит 14:21.
[58] Берешит 14:23.
[59] Йехезкель 16:49.
[60] Мишлей 29:12.
[61] См. Раши, Берешит 15:2.
Редакция благодарит рава Хаима Бурштейна за любезное разрешение на публикацию
Акива Татц,
из цикла «Жить вдохновенно»
Главная особенность мессианского откровения состоит в том, что оно остается скрытым до того момента, пока реально не произойдет. Его невозможно предсказать; никакие мистические изыскания не помогут узнать, когда оно наступит.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография верховного судьи Израиля, человека, за которого вышла замуж моавитянка Рут, принявшая иудаизм.
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Запретительные»
Отношения с древними народами.
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Моавский царь, чье имя носит глава, посылает секретное посольство к сильнейшему из практиковавших тогда специалистов широчайшего профиля
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Зильбера на недельную главу «Балак»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография отважного воина и праведника
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Запретительные»
Законы войны.
Рав Бенцион Зильбер
Глава рассказывает о последнем, сороковом годе пребывания евреев в пустыне. Сороковой год был насыщен множеством важных событий: умерли Мирьям и Аарон, сестра и брат Моше; со смертью Мирьям общину покинул колодец, который служил евреям источником воды и все эти годы перемещался вместе с ними по пустыне; высекая воду из скалы, Моше совершает ошибку и лишается права вступить в Эрец-Исраэль; на пути к Эрец-Исраэль на евреев нападают кнаанейцы, и евреи с Б-жьей помощью одерживают победу. В конце главы сообщается, что евреи подошли к границам Эрец-Исраэль и остановились на восточном берегу Ярдена, напротив города Иерихо. Начинается глава с закона очищения от ритуальной нечистоты – закона о красной корове (пара адума). Этот закон относится к разряду хуким, т.е. к категории законов, не только глубинная суть, но и общий смысл которых не объясним в рамках человеческого сознания.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Собери народ, чтобы повторить с ними прежние заповеди и обучить их новым, которые они еще не знают
Рав Носон Шерман,
из цикла «Рут и семя Машиаха»
Обычай, согласно которому после смерти мужа ближайший его родственник должен восстановить его род от его жены, т. е. брак по левирату, впервые упоминается в Торе в том месте, где речь идет о смерти Эра, первенца Иеуды
Рав Реувен Пятигорский
По материалам газеты «Исток»