Из цикла «Мусар Дома Учения в Кельме», темы: Исправление качеств, Рав Хаим Бурштейн, Мусар, Союз с Б-гом, Самосовершенствование, Любовь к Б-гу
«Если она стена, построим на ней серебряную башню… Я — стена.., и стала в Его глазах как источник мира»[20].
Я буду предельно краток. В Торе сказано: «И возлюби Г-спода, Б-га твоего, всем сердцем твоим и всей душой твоей, и всем достоянием твоим»[21]. На первый взгляд, упаси Б-г, у нас нет удела в этой заповеди. И мы уже обсуждали, что нужно сделать для обретения в ней доли[22]. Известно, что о людях можно судить по тому, кто им близок, как говорится: «Человек тяготеет к похожему на него». Так происходит из-за того, что близость проистекает из любви, а любовь — из ощущения идентичности. И вот, человек может приблизиться к Б-жественным качествам, стараясь творить добро, быть терпеливым и надежным, как разъясняется в книге «Томер Двора». Главное — не подвергаться порочным влияниям и следовать путями Всевышнего, раскрытыми в Его Творении: «И знай, что Г-сподь, Б-г твой, есть Б-г, Б-г верный, хранящий Завет и милость для любящих Его и для соблюдающих заповеди Его для тысячи поколений»[23], — и Рамбан объясняет: «“Верный” означает: Б-жественное слово не будет изречено впустую»[24].
Насколько нам удается сохранить чистоту своей речи и поступков и воспитать в себе надежность, настолько мы обретаем некое сходство с благословенным Б-гом, ощущая при этом различие между качествами человека и свойствами Всевышнего, поскольку Его милосердие и надежность безграничны. И поскольку праведник, насколько это в его силах, уподобляется Творцу, в нем пробуждается любовь к Нему. И тогда благословенный Б-г тоже будет любить такого человека из-за определенного сходства между ними. Об этом сказано в Писании: «Если она стена, построим на ней серебряную башню…»[25] — «Я — стена, и именно потому я стала в Его глазах как источник мира»[26]. Всевышний воплощает в Себе непрерывное существование жизни, а бесконечность и есть признак истины, которая вечна, и печать Всевышнего — «истина». А «Г-сподь — Б-г истины» любит людей истины.
В Талмуде в трактате Ктубот мы находим удивительное повествование: когда рабби Йеошуа бен Леви при жизни вошел в Ган Эден, он услышал: «Если он никогда не отменял обеты, то пусть останется в Ган Эдене»[27]. На первый взгляд совершенно непонятно, разве Галаха запрещает отменять обеты? Но дело в следующем: желание освободиться от принятого ранее обета свидетельствует о некоторой неустойчивости человека. И хотя по Закону в определенных ситуациях это разрешено, все же поскольку в его духе обнаружилось некое колебание, ему теперь недостает необходимого сходства с благословенным Б-гом и он не удостаивается доли в Ган Эдене.
Сейчас мы можем с легкостью понять, что уровень человека определяется его непоколебимостью, тем, насколько в нем развито качество «стены». Ведь из-за мельчайшего изменения, даже разрешенного законом Торы, рабби Йеошуа бен Леви все же оказался предан в руки ангела смерти! И чем больше мы будем развивать в себе надежность и постоянно следовать истине, тем выше станет наш уровень, и мы сможем достичь недосягаемых прежде высот веры и мудрости. Ведь если бы мы обрели хоть немного больше приверженности Б-гу, то возросло бы наше сходство с Ним, благословенным, — и кто усомнится в уникальной ценности такого подобия! Все это включает в себя заповедь «И возлюби Г-спода, Б-га твоего, всем сердцем твоим и всей душой твоей, и всем достоянием твоим»[28], ибо сходство пробуждает любовь. А если человек кого-то любит, он хочет, чтобы того и другие почитали и возносили — и так, благодаря ему, будет освящено имя Небес, а это — самый высокий уровень служения.
На этой неделе рав И. Л. отправил нам свое щедрое пожертвование, и я отметил, что его поступок соответствует вознесенности, к которой Учение Мусар ведет человека. Сердце сподвигло его оказать помощь не в своем городе, где бы его за это почитали, а поддержать величественный Дом Учения Мусара, находящийся вдалеке от него. Это произошло, потому что он уже почувствовал, сколь много добра Мусар приносит людям, освобождая их шеи от сковывающего ярма дикости, о чем свидетельствует стих Писания: «диким осленком рождается человек»[29]. И теперь он пожелал содействовать тому, что возлюбило его сердце. Он — первый, кто совершил столь обдуманный поступок, продиктованный разумом, и за это я ему завидую[30].
В недельной главе ШминиРашбам так объясняет стих Торы: «и безмолвствовал Аарон…»[31] — «Поскольку человеку свойственно оплакивать смерть своих сыновей, а Аарону Всевышний заповедовал не пребывать в трауре и продолжить свое служение Небесам, он воплотил слова: “через близких ко Мне Я освящусь и перед лицом всего народа почитаем буду”[32] — ибо в этом — почитание Небес и освящение имени Б-га, а также наставление и истинный буквальный смысл приведенных здесь стихов Торы»[33]. Таким образом, все вознесенные праведные поступки, совершаемые человеком вопреки его приниженному естеству, являются освящением имени Б-га.
И вот, в нашем поколении, если известные и состоятельные люди отводят время для изучения Торы и поступают согласно Закону — а тем более, если они следуют духу Мусара и ведут себя в соответствии с его ценностями, — их награда очень велика, ибо этим они освящают имя Б-га. Каждый день при чтении «Шма Исраэль» мы говорим: «И возлюби Г-спода, Б-га твоего, всем сердцем твоим и всей душой твоей, и всем достоянием твоим»[34]. Тора повелевает нам произносить эти слова с возвышенным намерением, что зависит от того, насколько человек приучает себя к постоянству в верности своему слову и делу как сказано: «Если она стена, построим на ней серебряную башню…»[35], — о чем мы уже писали.
Мне трудно удержаться от того, чтобы не рассказать тебе еще немного из главы Эмор. «И если дочь коэна предастся разврату, отца своего она позорит, — да будет она сожжена в огне»[36]. Ты уже читал мое рассуждение на эту тему[37]. Мы говорили о том, что Тора повелела предать дочь коэна наказанию, которое на две ступени тяжелее казни блудницы не из семьи коэна, поскольку тем самым она позорит возвышенное воспитание, полученное ею в доме своего отца-коэна. Но «благодеяния Всевышнего больше, чем Его наказания»[38], а потому самую большую награду получает тот, чьи поступки соответствуют воспитанию, полученному им в доме его отца, а тем более, если оно основано на ценностях Мусара, — тогда освящается имя Б-га в Творении. В трактате Йома об этом сказано: «Что говорят люди о таком человеке? “Счастье тому, кто изучал Тору! Благо его отцу и учителю… О нем говорит пророк[39]: “Он сказал мне: ты раб Мой, Израиль, в котором Я обрету великолепие!”[40]. Есть ли пределы награде того, кто прославляет Царя всех царей, Святого, благословен Он? И даже в нашем недостойном поколении человек может с легкостью обрести этот удел, как разъясняется выше.
И всегда помни то, что я написал тебе о необходимости остерегаться влечения к материальным излишествам… Доказательство тому — вызывающая трепет история семьи Лота, — даже столь большой праведник испытал в этом преткновение! При виде соляного столба, в который превратилась жена Лота, мы произносим такое же благословение, как по умершим праведникам в народе Израиля[41]!
И теперь, мой дорогой сын, я благодарю тебя за твои старания. Я знаю, сын мой, что ты человек милосердный, как и подобает людям твоего духовного уровня. Хоть бы ты и я, согласно моей невысокой ценности, стали крепкими, как стена, и наша верность не ослабевала ни из-за веяний времени, ни под влиянием людей, ни под воздействием обстоятельств! Да исполнится для нас стих Писания: “и оттого я стала в его глазах как источник мира”[42] — это и есть уровень человека, на которого можно положиться», о чем мы часто упоминаем. Я не могу больше писать, но надеюсь когда-нибудь сказать об этом еще много важного.
[20] Шир Аширим 8:9-10.
[21] Дварим 6:5.
[22] «Каждому следует постоянно задумываться над тем, что с ним может случиться то же, что с Ийовом: он лишится всего, чем владеет, и у него не останется ничего, кроме Б-га, и только Он, благословенный, будет ему наследием и уделом. Человек должен постоянно размышлять о том, сможет ли он выстоять в таком испытании. А когда почувствует, что его сердце и душа всецело зависят только от Б-га, и не будет больше бояться ничего на свете, тогда возрадуется и поймет, что теперь он среди тех, кто полагается на Всевышнего. Сказал пророк: “Благословен человек, который полагается на Г-спода, и будет Г-сподь ему опорой” (Ирмеяу 17:7)». (Рав Моше Розенштейн, Основы Знания, часть 2, гл. 103).
[23] Дварим 7:9.
[24] Рамбан, там же.
[25] Шир Аширим 8:9.
[26] Шир Аширим 8:10.
[27] См. Ктубот 77б.
[28] Дварим 6:5.
[29] Ийов 11:12.
[30] «Для приближения души к изучению Мусара требуются истинная мудрость и знание. Необходимо дать людям путь к постижению истины, научить их пониманию и верному суждению посредством ценнейшего сокровища — Учения Мусар. Ведь оно — восхитительный драгоценный камень, ценнейшее сокровище в наследии праведности, и в нем нет ничего неверного или искаженного». (Рав Ицхак Блазер, Свет Израиля, гл. «Пути света»).
[31] Ваикра 10:3.
[32] Там же.
[33] Рашбам, там же.
[34] Дварим 6:5.
[35] Шир Аширим 8:9.
[36] Ваикра 21:9.
[37] См. гл. 100 этой книги.
[38] Сангедрин 100б.
[39] Йешаягу 49:3.
[40] Йома 86а.
[41] Брахот 44б. При виде соляного столба, в который превратилась жена Лота при выходе из Сдома, произносят «Благословен Судья праведный». — Примечание редактора.
[42] Шир Аширим 8:10.
Редакция благодарит рава Хаима Бурштейна за любезное разрешение на публикацию
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»