Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Постиранное белье, несобранные фрукты и другие категории мукце

В продолжение темы о подготовке «мукце» к использованию в Субботу необходимо упомянуть общее правило, относящееся к законам о «мукце»: статус предмета устанавливается во время наступления Субботы. Другими словами, статус, который предмет имел к моменту наступления Субботы, сохраняется за ним в течение всей Субботы. Поэтому, свечи, которые зажгли в честь Субботы и, соответственно, их запрещено было перемещать, запрещено будет перемещать даже после того, как они погаснут.

Электрическим выключателем запрещено пользоваться в Субботу даже после того, как установленный до Субботы таймер отменит подачу тока, поскольку в начале Субботы, когда подача тока в сеть еще не была отключена, им уже было запрещено пользоваться, и он стал «мукце» на всю Субботу. Это верно в отношении любых электроприборов, которые к моменту наступления Субботы были включены и которые запрещено перемещать[1] в то время, когда они работают: они сохраняют статус «мукце махмат гуфо» на всю Субботу, даже если они автоматически отключатся.

Как следует поступить, если ветер в Субботу задул огонь газовой плиты, которая не оснащена специальным предохранителем, прекращающим поступление газа в случае отсутствия пламени? Регулятор, управляющий уровнем поступления газа, который предназначен для совершения запрещенных в Субботу действий (увеличения или уменьшения пламени), является «мукце» и после того, как огонь задут, когда этим регулятором уже невозможно изменить уровень пламени. Но поскольку утечка газа представляет опасность для жизни, разрешено прервать его подачу с помощью регулятора. Однако перемещение регулятора должно осуществляться измененным способом, т.к. речь идет о перемещении «мукце».

Постиранное белье, которое к началу Субботы было настолько влажным, что его было запрещено перемещать из-за опасения, что его могут выжать[2], считается «мукце» на протяжении всей Субботы, и даже после того, как оно высохнет.

Фрукты, овощи, зелень и другие продукты растительного происхождения, которые к началу Субботы еще не были собраны, считаются «мукце», даже если их сорвут в Субботу, не совершив при этом нарушение (например, для того, кто опасно болен, или если нееврей сорвал их для себя). Плоды, опавшие в Субботу с дерева[3], тоже являются «мукце».

Продукты питания, находящиеся в начале Субботы в закрытых упаковках, которые запрещено открывать в Субботу, и которые по какой-то причине все же открыли в Субботу, не являются «мукце». Этими продуктами питания разрешено пользоваться, потому что запрет открывания упаковок не относится к ним напрямую, а только опосредован. Сами же продукты, как таковые, были разрешены.

Если перед Субботой забыли отключить освещение в холодильнике, его дверцу запрещено открывать и закрывать, т.к. от этого зависит включение и выключение подсветки. Если в Субботу по ошибке дверцу все же открыли, то постфактум разрешено пользоваться продуктами и напитками, находящимися в холодильнике, т.к. запрещенным предметом является дверца холодильника, а не продукты, находящиеся в нем.

Правило о том, что статус предмета устанавливается во время наступления Субботы, верно не только в случае, когда говорится запрещении предмета на всю Субботу, но и в случае его разрешения. Поэтому предмет, который был разрешен в начале Субботы, а в Субботу произошло так, что им на некоторое время стало невозможно пользоваться, не становится «мукце». Рассмотрим два примера. Одеждой или полотенцем, которые в начале Субботы были сухими, а в Субботу намокли так, что ими стало запрещено пользоваться из за опасения, что их могут выжать, вновь разрешено будет пользоваться, если они в течение Субботы высохнут. Разрешенный предмет, которым уже после наступления Субботы решили не пользоваться, чтобы сохранить его новым и после Субботы вернуть в магазин, продать, обменять или подарить, а после передумали и хотят им воспользоваться в эту же Субботу, не становится «мукце».

Когда точно известно, что в течение Субботы предмет станет пригодным к использованию

Те предметы или продукты питания, которыми к началу Субботы было невозможно пользоваться, но точно известно, что в Субботу они станут пригодными к использованию — либо сами по себе, либо человек разрешенным действием сможет сделать их пригодными — не получают статус «мукце». Поэтому, если нам точно известно, что в течение Субботы горячая вода в системе водоснабжения обязательно остынет, кран горячей воды не является «мукце». Его разрешено открывать и закрывать после того, как вода остынет, не смотря на то, что в начале Субботы вода была горячей, и им было запрещено пользоваться.

Пищу, которую поставили на огонь до Субботы в соответствии с законами о приготовлении и подогревании пищи для Субботы, разрешено есть, даже если к наступлению Субботы она не была готова к употреблению. Принцип тот же: поскольку очевидно, что пища, находящаяся на огне, в течение Субботы обязательно должна свариться, она не является «мукце». Почему в Субботу разрешено употреблять пищу или воду, которые в начале Субботы были настолько горячи, что их было невозможно употреблять, пока они не остынут? Поскольку после того, как их снимут с огня, они обязательно остынут, то они не становятся «мукце» и в момент, когда их невозможно употреблять. Выше говорилось о том, что постиранное белье, которое к началу Субботы было еще настолько мокрым, что его было запрещено перемещать в Субботу, является «мукце». Однако, если погодные условия таковы, что нет сомнения, что в течение Субботы белье высохнет, оно не является «мукце».


[1] См. от этом в разделе «кли ше-млахто ле-исур».

[2] Нарушив тем самым запрет выжимания («схита») в Субботу, что является частным случаем запрета отбеливания («ме — лабен»).

[3] Такими плодами запрещено пользоваться до истечения Субботы. Запрет установлен специальным постановлением мудрецов, которые опасались, что, вкушая их, человек может не учесть разницу между упавшими плодами и теми, которые еще на дереве, и сорвать их, нарушив запрет сбор урожая («коцэр») в Субботу.


Моавитяне стали кочевым племенем, и со временем они образовали свое государство на землях к востоку от Мертвого моря, которые сегодня находятся на территории Иордании. Во времена Торы Моав был густо заселен, многие его города были обнесены крепостными стенами. Сами моавитяне были язычниками Читать дальше

Недельная глава Балак

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Зильбера на недельную главу «Балак»

Эуд бен Гера

Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»

Биография отважного воина и праведника

Книга заповедей. Заповеди «Не делай»: 56-60

Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Запретительные»

Законы войны.

Недельная глава «Хукат» («Закон»). Что мы выигрываем и что теряем, исполняя свои желания?

Рав Бенцион Зильбер

Глава рассказывает о последнем, сороковом годе пребывания евреев в пустыне. Сороковой год был насыщен множеством важных событий: умерли Мирьям и Аарон, сестра и брат Моше; со смертью Мирьям общину покинул колодец, который служил евреям источником воды и все эти годы перемещался вместе с ними по пустыне; высекая воду из скалы, Моше совершает ошибку и лишается права вступить в Эрец-Исраэль; на пути к Эрец-Исраэль на евреев нападают кнаанейцы, и евреи с Б-жьей помощью одерживают победу. В конце главы сообщается, что евреи подошли к границам Эрец-Исраэль и остановились на восточном берегу Ярдена, напротив города Иерихо. Начинается глава с закона очищения от ритуальной нечистоты – закона о красной корове (пара адума). Этот закон относится к разряду хуким, т.е. к категории законов, не только глубинная суть, но и общий смысл которых не объясним в рамках человеческого сознания.