Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
В определенных случаях запрещенный в Шабат предмет-«мукце» можно еще до Субботы предназначить для какой-либо цели в Субботу, чтобы использовать его субботний день, и тогда этот предмет становится разрешенным в Шабат

Многие предметы, статус которых «мукце махмат гуфо», можно подготовить к использованию в Субботу, в результате чего они перестают считаться «мукце». Если предмет принято использовать в тех целях, для которых его хотят использовать в Субботу, то в случае необходимости его можно предназначить для этой цели только на одну Субботу, однако желательно предназначить его для этого навсегда. Предмет, которым обычно не пользуются для предполагаемой цели, необходимо предназначить для данного использования навсегда.

Подготовка предмета может быть осуществлена двумя способами. Первый способ: человеку нужно решить, пусть даже мысленно, что этим предметом он хочет пользоваться в Субботу (или навсегда) для такой-то цели. Второй способ: воспользоваться данным предметом в будние дни. Даже если во время пользования им в будние дни не думали о том, что его специально определяют для использования в Субботу, он перестает считаться «мукце». Если этот предмет люди иногда используют для данного действия, то одноразового использования в будние дни достаточно, чтобы им было разрешено пользоваться в Субботу. Когда говорится о действии, для совершения которого этим предметом обычно не пользуются, одноразового пользования им в будние дни недостаточно. Но если в будние дни его часто использовали для определенной цели, то и в Субботу его разрешено использовать для этой же цели. Рассмотрим несколько примеров.

Для того чтобы камень не считался «мук — цэ» и было разрешено в Субботу подпирать им дверь подъезда, его необходимо подготовить для этого еще до наступления Субботы. Поскольку говорится о предназначении, для которого иногда используют камни, им достаточно воспользоваться хотя бы один раз в будние дни в качестве подпорки для двери, чтобы и в Субботу им было разрешено пользоваться в этом в качестве. Камень, которым ни разу не пользовались в качестве подпорки для дверей, но четко решили, что его навсегда предназначают для этого, перестает быть «мукце». В случае необходимости им разрешено воспользоваться в Субботу, даже если до Субботы решили, что им будут пользоваться только в эту Субботу.

Земля или песок, которые специально до наступления Субботы предназначили для разрешенного в Субботу использования, перестают быть «мукце» и ими разрешено пользоваться для планируемых целей. Находящийся в детских песочницах сухой рассыпчатый песок, в котором не могут образоваться ямы и которому невозможно придать форму, не является «мукце»[1]. Такой песок не требует специальной подготовки к Субботе, т.к. его изначально определили для игры[2].

Жидкое мыло не является «мукце» и им разрешено пользоваться в Субботу для мытья рук и посуды, т.к. его изначально производят именно для этого. Если хотят для мытья рук и посуды в Субботу использовать стиральный порошок, то его необходимо специально предназначить для этого в соответствии с правилами, приведенными выше. Напомним, что способ предназначения стирального порошка зависит от того, насколько принято его использовать для предполагаемых целей. Это же верно и в отношении бензина, керосина и очищенной нефти. Если с помощью них собираются в Субботу смывать с рук особо едкую грязь, краску или клей, они должны быть специально определены для такого использования.

Сигареты считаются «мукце махмат гуфо». Тот, кто хочет в Субботу наслаждаться ароматом сигарет, может «подготовить» их для такого использования.

В отношении того, возможно ли подготовить деньги к использованию в Субботу, существует спор авторитетов. Те, которые запрещают, считают, что поскольку при необходимости человек может всегда воспользоваться (в будние дни) деньгами, которые он определил для разрешенного в Субботу использования, они в любом случае считаются «мукце». Даже согласно более облегчающему мнению, определение их для разрешенных целей должно быть навсегда.

Почему подготавливать «мукце» («ихуд») необходимо именно до наступления Субботы? Вот что пишет автор книги «Хаей Адам»: «Представляется, что основанием для проставления о “мукце” послужили слова из Книги Шмот (16:5): “И подготовят они то, что принесут”[3]. В Талмуде приведено мнение, согласно которому из этого стиха выводится запрет пользоваться и перемещать “мукце” в Субботу. Хотя принятая алаха гласит, что запрет “мукце” не из Торы, все же эта фраза служит явным основанием для принятия законов о “мукце”. Поэтому подготовка “мукце”, подобно собиранию мана, должна происходить именно до Субботы». Если предмет-«мукце» не успели до начала Субботы подготовить для использования в Субботу, его запрещено перемещать и использовать в Субботу.


[1] Пользование землей или песком, при котором возникают ямы или им придается определенная форма, по ряду причин запрещено в Субботу, причем в любом случае.

[2] Все же заметим, что во многих семьях не принято, чтобы дети играли с песком в Субботу.

[3] В этом месте идет речь о мане («манне небесной»). Ман должны были собрать и подготовить к употреблению до наступления Субботы.


События этой недельной главы происходят после того, как Яаков и его семья, уйдя от Лавана, осели в Святой Земле. Глава повествует о томлюбимый сын Яакова, Йосеф, был продан в рабство и попал в Египет. Этот эпизод — один из ключевых как в еврейской истории, так и в общемировой: продажа Йосефа привела к Египетскому рабству евреев, вслед за которым последовали чудеса Исхода и получение еврейским народом Торы. Читать дальше

Недельная глава Ваешев

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.

Три вида снов

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.

Мидраш рассказывает. Недельная глава Ваешев

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Все сыновья Яакова жили рядом с ним

Мидраш рассказывает. Недельная глава Микец 2

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.

Недельная глава Ваешев

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев

«Ваешев». Почему это происходит?

Рав Бенцион Зильбер

Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...

Врата востока. Недельная глава Ваешев

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Человек не может знать планов Божественного управления!

Почему рассказ о Йосефе прервался рассказом о рождении сыновей Йеуды

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.

Избранные комментарии к недельной главе Ваешев

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,

Йосеф и богатство Потифара

Борух Шлепаков

Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.

Родители не должны ставить никого из детей в привилегированное положение. Ваешев

Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»

Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.

Почему Яаков погрузился в такой глубокий траур из-за Йосефа

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»