Темы: Смысл жизни, Свобода выбора, Дарование Торы, Счастье, Свобода, Исход из Египта, Рав Ефим Свирский
Если у вас есть интерес, чтобы пасхальный Седер длился очень долго, попросите каждого участника:
− дать определение свободы,
− ответить на вопрос, может ли человек быть абсолютно свободным, хорошо ли это.
Стандартное определение свободы, как нас учили, — это «осознанная необходимость».
Но как это прозвучит, если мы спросим у того, кто говорит, что он борется за свободу и даже готов за неё умереть: «Вы готовы умереть за осознанную необходимость?»
Так что же это такое — свобода? Может ли человек быть абсолютно свободным, и хорошо ли это?
В Торе есть три слова, означающие свободу: חופש «хофеш», דרור «дрор» и חרות «херут». Поскольку в иврите у синонимов нет полного совпадения значения, то понятно, что речь о трёх разных аспектах понятия.
Хофеш мы встречаем в Торе в рассказе о том, как раб выходит на свободу.
Он становится свободен — חופשי («хофши»).
Дрор — речь идёт о 50-м годе, юбилейном, когда земля возвращалась к владельцу, когда объявлялась свобода всем еврейским рабам, которые по своему желанию остались рабами после семи лет службы.
Их велено из рабства выгнать даже палкой.
Понятие Херут появляется в разговоре о заповедях на скрижалях. Говорят мудрецы: не читай «харут» (выгравировано, выбито, высечено), читай «херут». Красиво, но пока не очень понятно!
Итак, три аспекта свободы.
Первый аспект — Хофеш — освобождение от чего-то, другими словами — либерализация. Выход из рабства, выход из какой-то ситуации, которая нас не устраивает.
Это хорошо, но это ещё не свобода.
Выйти-то вышли, а вот куда идти?
Наличие множества вариантов без знания, какой из них для нас верный, подходящий, не делает нас свободными, а наоборот только запутывает.
Парадокс — чем больше возможностей, тем меньше вероятность, а значит, степень свободы, сделать нужный выбор. Поэтому хофеш — лишь первый этап свободы.
Если бы выход из Египта был только освобождением, Творец довёл бы нас до границы Египта и сказал: «Идите». — «Куда?» — «Куда хотите, Я обещал вас вывести, Я вас вывел».
Второй аспект свободы — Дрор — насильственная либерализация и возможность возвращения к своему месту в мире.
Насильственная либерализация, освобождение — это, когда раба, которому комфортно в рабстве, выгоняют из оного.
И это ступень свободы?
Опять парадокс.
Но с другой стороны, фантастическая возможность вернуться «в свой надел», вернуться к своему месту в мире, к своему предназначению и начать там работать.
Над чем работать и как?
Вот тут подходим к третьему аспекту свободы — Херуту — свободе не только от чего-то, но ещё и для чего-то. Понятие свободы оказывается неразрывно связано с понятием цели. Даже в простом «уличном» определении свободы («свобода — это возможность делать, что хочу») звучит понятие желанности.
А есть желание, значит, есть цель.
Возможность правильного выбора цели и знание, как её достигнуть, и есть свобода.
Говорят наши мудрецы: чтобы быть свободным, нужно понимать цель жизни. Если человек понимает цель жизни и знает пути достижения этой цели, тогда он свободен.
А в чём же эта цель?
Светский человек, немного подумав, зачастую говорит: быть счастливым.
Всё остальное: работа, семья, дети, деньги, статус — только компоненты того, что может сделать человека счастливым.
Очень соблюдающий человек скажет: цель жизни человека — выполнять волю Творца.
Следующий вопрос: «А что хочет Творец?»
Чтобы мы были счастливы!
Он же Идеальный родитель, мы все Его дети.
Что хочет хороший родитель для своих детей?
Чтобы они были счастливы!
И тогда для того, чтобы быть свободным, нужно понять, что такое счастье и как его достигнуть или, по крайней мере, как к нему двигаться.
Как можно закабалить человека, чтобы при этом он чувствовал себя абсолютно свободным?
Подсунуть ему свою цель, как будто она его. Это пытается сделать общество, убеждающее, что нужно быть богатым, известным, иметь успех у противоположного пола.
Тут Нахаш играет роль «освободителя»: чем больше вариантов, тем лучше.
Это зачастую пытаются делать родители: «Мы-то знаем, что для тебя лучше всего».
Это пытаются сделать наш эгоизм и наше животное начало.
В связи с определением «свобода — это когда делаю, что хочу» нужно задать вопрос: «Кто это Я, которое хочет?
Это моё настоящее Я или суррогат, который мне подсовывают?»
Наличие связи с Тем, Кто является источником и жизни, и счастья, и предназначения, становится основополагающим для состояния свободы.
Ибо Он может и хочет показать нам каждый следующий шаг по направлению к нашей цели.
Рамхаль в фундаментальной книге по еврейской философии «Дерех Ашем» пишет, что целью Творения было желание Творца поделиться максимальным количеством добра с Творением. Тогда наша цель — получить максимальное количество добра от Творца. Когда человек получает максимальное количество добра, которое он способен принять в данный период его жизни, он счастлив.
Царь Давид, отвечая на вопрос, что такое «трепет перед Небесами», говорит: «Делай добро и удаляйся от зла».
Другими словами, всё в мире управляется духовными механизмами, кроме выбора добра и зла.
Сие означает, что чтобы сделать правильный выбор, нужно разбираться, где добро, а где зло.
И ведёт это нас прямо к скрижалям Завета, на которых мудрецы предлагают читать не харут, а херут (свобода).
То есть первая цель выхода из Египта — гора Синай, получение Торы, которая и даёт эти знания.
Как достигнуть этой цели?
Тора учит нас 49-ти ступеням «сфират а-Омер», где каждый день мы оттачиваем одну из граней нашей личности.
Ибо сказано «дерех эрец кадма ле-Тора» — «достойный образ жизни [хорошие качества характера] предшествует Торе».
То есть цель и путь для её достижения — есть свобода.
А поскольку существуют 6 постоянных заповедей, возможность выбора, а значит, и свобода существует постоянно.
Вернёмся к счастью.
Толковый словарь определяет счастье как «состояние высшей удовлетворённости жизнью, чувство глубокого довольства и радости». Известная песня утверждает: «Большая заповедь быть счастливым, быть счастливым всегда».
Но чтобы быть счастливым всегда, это чувство должно быть основанным на чём-то постоянном, на том, что не может прекратиться, уйти, быть забранным. Единственное, что постоянно в этом мире, — присутствие Творца и Его любовь.
Умение чувствовать постоянно присутствие Творца и Его любовь даёт человеку постоянную глубокую радость, которое мы и называем счастьем.
Понимание человеком важности этой цели (фокусировка на присутствии Творца и Его любви), умение её достичь делают человека.
Созданный по образу и подобию Творца человек (а только существо, созданное по образу и подобию, может получить всё добро, которое хочет дать Дающий) имеет все подобные Творцу качества. Например, творчество.
Имея огромный творческий потенциал, человек не может получить состояние высшей удовлетворённости жизнью (то есть счастье), только получая, получая, но не реализуя свой творческий потенциал.
Для этого мир и создан с возможностью развития. Следующая после чувства радости от постоянного ощущения контакта и любви с Творцом цель — реализация творческого потенциала.
Как Человека, как еврея, как друга, как родителя, как профессионала и т. д.
В начале Творения говорит Творец: «נעשה אדם» «Наасэ адам» — «СделаЕМ человека» (Берешит, 1:26).
И спрашивают мудрецы: «С кем это разговаривает Творец?»
Один говорит: «С Самим Собой»; другой: «С ангелами»;
третий: «Со всем Творением»; четвёртый: «С самим человеком»; пятый: «Они все правы».
У человека есть высший уровень души, на этом уровне Творец говорит с Самим Собой, потом часть души, которая проходит через мир ангелов, чтобы мы могли постичь и понять этот мир, потом душа спускается ниже и получает возможность знания обо всём Творении, и в конце Творец говорит самому человеку: «Поскольку у тебя есть свобода выбора, давай ты и Я сделаем из тебя Человека».
То есть одна из самых важных задач реализации своего предназначения — стать соТворцом.
Существуют пять уровней удовольствия, наслаждения. Для духовного человека они строятся таким образом:
Первый — духовное наслаждение от контакта с Источником всех наслаждений.
Второй — творчество.
Третий — смысл. Чем больше ощущения, что то, о чём ты думаешь, чему учишься, поступки, которые ты совершаешь, имеют важность, тем больше удовольствия человек получает от жизни.
Четвёртый — любовь, наслаждение от всех проявлений любви.
Пятый — физические удовольствия.
При этом духовное начало человека пронизывает все остальные уровни, регулируя и направляя их энергию по правильному руслу.
Самое важное и осмысленное направление творчества, как мы уже сказали, — тикун мидот (исправление качеств характера). Правильная работа над собой, говорят мудрецы, то, ради чего мы пришли в этот мир, даёт даже больше наслаждения, чем все наслаждения грядущего мира. Самосовершенствование, учёба умению сбалансировать эти пять уровней удовольствий на каждом этапе жизни и дают человеку состояние высшей удовлетворённости жизнью, то есть счастье. А знание и возможность его достичь и есть свобода.
Хочу пожелать каждому из нас дать Творцу привести нас к этим знаниям.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»