Темы: Провидение, Пурим, Духовность, Добро, Здоровье, Единство еврейского народа, Батшева Эскин, Коронавирус
Коронавирус, появившийся в конце декабря в одной из китайских провинций, к марту распространился по Дальнему Востоку и Европе, добрался до Америки, России и Израиля — до тех стран, которые, на первый взгляд, не имеют с Китаем ничего общего: они не только географически далеки друг от друга, но и в политическом, и религиозном, и в социальном аспектах — стоят на разных полюсах.
По своему размеру вирус в несколько десятков раз меньше бактерии, его даже нельзя увидеть с помощью светового микроскопа! И этому мельчайшему организму не только удалось заразить более 90 тысяч и убить более трех тысяч людей, но и оказать влияние на линии поставок, экспорт и импорт, банковское дело, туризм и многое другое. По оценкам аналитического центра Oxford Economics, мировой валовой внутренний продукт в 2020 году потеряет из-за коронавируса порядка 1,1 трлн долларов, или 1,3%. При том что, по прогнозам Международного Валютного Фонда, мировой ВВП должен был вырасти в 2020 году на 3,3%.
В современном поляризованном мире, где люди склонны считать, что проблемы другого континента, другой нации, другой общины, другой социальной прослойки — это только их проблемы, коронавирус напоминает о том, насколько в мире велики взаимосвязь и взаимовлияние — нравится нам это или нет.
И здесь у нас есть выбор: если мы признаем, что у нас есть общее, и объединимся, чтобы противостоять этой смертельной болезни, мы сможем изолировать ее, бороться с ней и, в конечном итоге, — ликвидировать. Но если мы будем сосредотачиваться на разногласиях, отрицать нашу общую судьбу, не будем сотрудничать — вирус превратится в угрожающую всему человечеству пандемию.
Недавно прошел Пурим, и мы не могли не заметить связи между сутью этого праздника и историей коронавируса. Накануне пуримских событий еврейский народ был народом диаспоры: «am mefuzar umeforad bein haamim— народом, разрозненным и рассеянным среди народов», мы стояли на грани вымирания и уничтожения. Избавление пришло лишь после того, как было выполнено указание царицы Эстер: «lech kenos et kol haYehudim — собери вместе всех евреев» — то есть народ должен стать единым и действовать единообразно.
Когда каждый сам за себя, погружен лишь в свои переживания и заботится только о своем благополучии, все общество в опасности. Но когда мы видим, что наши судьбы переплетается, когда мы в состоянии почувствовать боль ближнего, его проблемы, его переживания, мы можем вместе выдержать и преодолеть все.
Когда мы сплочены и едины в нашей истории и судьбе, сосредоточены на том, что у нас общего, а не на том, что нас разделяет, мы больше и сильнее, чем сумма наших частей. Мы оказываемся достойны того, чтобы противостоять любому вызову или угрозе, с которыми мы сталкиваемся, и одержать победу. Это послание Пурима для евреев и, возможно, — это послание коронавируса для человечества.
Нет такого действия, которое имело бы только «местное значение». Любое действие может иметь космическое последствие. Из ученых первым это явление обнаружил в 1963 году метеоролог Эдвард Лоренц и назвал его «эффектом бабочки». Взмах крыла бабочки в Австралии может вызвать торнадо в Канзасе или муссон в Индонезии. Теория Лоренца — это часть более широкой теории, называемой теорией хаоса, которая говорит о том, что малые действия могут иметь большие результаты. Теория хаоса применяется в математике, микробиологии, информатике, экономике, философии, физике, политике и многих других областях.
Рабби Лорд Джонатан Сакс применил теорию хаоса еще в одной области. В своей книге «Чтобы исцелить разрушенный мир» он говорит о «теории хаоса добродетели», демонстрируя, как маленькие акты доброты могут иметь неизмеримые последствия для мира. Точно так же, как один человек может породить что-то, что повлияет на весь мир разрушительно (будь то атомная бомба или злое слово), другой человек может заразить мир добротой и позитивом.
Мы живем в поляризованном мире, где конфликты и напряженность, разногласия и противоречия существуют как между народами, так и внутри наций, религий и семей. В этой атмосфере разобщенности коронавирус заставляет все человечество задуматься о том, что не стоит недооценивать добро, которое мы можем сделать. Один взмах крыла может изменить весь мир.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Экев»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»
По материалам газеты «Исток»
Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»
Коментарии к недельной главе Льва Кацина
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Завоевание страны Ханаан
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
Специальное благословение после трапезы с хлебом
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Тора обязывает нас уважительно относиться к тем, кто перешел в иудаизм. Расширенное понимание этой заповеди: следует помочь незнакомцу, заинтересованному в той или иной услуге.
Рав Элиягу Вугенфирер,
из цикла «Недельная глава Торы»
Шесть облаков славы окружали народ Израиль в пустыне, четыре со всех сторон света
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Этот мир — неподходящее место для получения награды
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Мидраш сообщает много важной информации о том, как выглядели вторые скрижали. В отличие от первых, они не возникли сами собой.
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
В третий раз выпущенная в окно Ноева ковчега птица не вернулась, «нашла покой», то есть — спокойное сухое место