Каждую ночь ровно в двенадцать часов Давида будили нежные звуки его золотой арфы, висевшей в спальне возле окна. Полночный свежий ветер, касаясь ее струн, извлекал из них чудесную музыку. Освежившись легким сном, великий псалмопевец усаживался за стол и сочинял прекрасные псалмы во славу Б-га.
Под царским окном лежал тихий пруд, и лишь кваканье лягушек нарушало ночной покой.
В своих псалмах Давид изливал душу, прославляя великое Имя Творца:
Благословлять буду Г-спода во все времена
Хвала Ему постоянно будет на устах моих.
Иногда, опасаясь, что разгневал Б-га неправым деянием, Давид рассказывал в псалмах о том, как скорбит его сердце:
Почему, Г-сподь, стоишь в отдалении
Скрываешься во время бедствия?
Иногда выражал он в стихах надежду, что Б-г защитит Свой народ:
Г-сподь — пастырь мой; ни в чем не будет у меня недостатка.
На роскошных лугах даст мне отдохнуть
Будет приводить меня к спокойным водам.
Душу мою успокоит Он;
Поведет меня прямыми путями ради Имени Своего.
Иногда Давид негодовал на нечестивцев, замысливших разрушить Израиль, и предвещал им неминуемый праведный суд:
Г-сподь — Б-г возмездия, Б-г возмездия, яви Себя!
Восстань, Судья земли, и воздай гордецам по заслугам!
До каких пор будут злодеи — о, Г-сподь! — до каких пор будут злодеи торжествовать?!
Речи их самоуверенны; возвеличиваются все творящие беззакония.
Угнетают они народ Твой, Г-сподь, притесняют удел Твой.
Убивают они вдов и пришельцев, губят сирот.
И говорят они: «Не увидит Б-г, не узнает Б-г Яакова».
Одумайтесь, неразумнейшие из людей! Когда вы образумитесь, глупцы?
Тот, Кто наделил человека способностью слышать, неужели не услышит?
Тот, Кто дал человеку зрение, неужели не увидит?
Так просиживал он ночи напролет, до самой зари, по многу раз переписывая псалмы и доводя их до совершенства.
Однажды царь Давид был особенно доволен собой. Он только что закончил псалом, в котором страстно молил Б-га о помощи в трудные времена.
Спаси меня, Б-же; ибо воды дошли до души моей.
Утопаю я в трясине глубокой, и не на чем стоять;
Попал я в глубины вод, и поток увлекает меня.
Устал я, взывая, высохло горло мое, глаза мои в ожидании Б-га.
Давид знал, что это одна из лучших его поэм, идущая из самой глубины души. Он шагнул к окну и, ликуя, выкрикнул в ночь:
— Великий Б-г, горжусь я собой. Кто в мире лучше меня поет Тебе славу? Чьи песни лучше моих воспевают Тебя?
Не успел гордый царь вымолвить эти слова, как в тихом пруду под окном послышался плеск воды: маленькая лягушка, вся в бородавках, покрытая илом и водорослями, выпрыгнула оттуда и проквакала:
— Не нужно так бахвалиться, гордый человек. За тысячи лет до тебя мои предки громко славили Создателя и Его дела, как и теперь это делают все мои родичи и я. Мы не ждем полуночи, чтобы начать Его воспевать, — мы квакаем непрестанно. Вот послушай сердцем своим, как мы Ему поем!
И началось кваканье на все лады и голоса — это лягушки славили Б-га.
А Б-г принял сторону маленькой лягушки и сказал самодовольному царю:
— Все Мои создания поют Мне славу — каждое на свой лад. Я же от них не требую ничего, кроме благодарности за то, что Я дал им жизнь. В моих глазах лягушки и поэты равны в своих хвалебных гимнах!
Понурил голову Давид, долго молчал и все думал, думал…
Потом медленно подошел к столу и начал писать:
…Восхвалите Г-спода с земли, морские твари и все обитатели бездн;
Огонь и град, снег и туман; буйный ветер, послушный воле Его;
Горы и все холмы, плодовые деревья и все кедры;
Дикие животные и весь домашний скот,
Гады и крылатые птицы;
Земные владыки и все племена…
Да восхвалят они Имя Г-спода,
Ибо лишь Его Имя превознесено над всем,
И слава Его — на земле и на небе.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»
Слово «седер» означает порядок. Пасхальный вечер проводится согласно установленному нашими мудрецами порядку. Надо уделить внимание не только взрослым гостям, но и детям, чтобы они не скучали.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»
Тора заповедала ежегодно рассказывать об Исходе из Египта. Поэтому за праздничным столом мы читаем Пасхальную Агаду — специальный сборник текстов и молитв. Иллюстрированные сборники Агады очень ценятся в мире иудаики.
Рав Носон Шерман
Исход из Египта для нас — событие давней истории. Однако в действительности мы не движемся вперед по прямой линии, оставляя прошлое позади.
Рав Пинхас Шайнберг
Настоящая брошюра составлена на основе записей, сделанных группой учеников гаона раввина Хаима-Пинхаса Шейнберга, руководителя иешивы Тора-Ор, и представляет собой сборник его ответов на вопросы слушательниц проводимых им лекций.
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Обычай мудрецов • Время исполнения заповеди • До захода солнца • Вечерняя молитва в синагоге • Ночь, освящающая праздник • Белые одежды, надеваемые к Седеру • Зажигание свечей • Порядок пасхальной ночи • Заповеди пасхальной ночи в наше время • Правила проведения Седера • Краткое изложение Седера
Редакция Толдот
Редакция Толдот
Рассказ о Выходе из Египта в вечер Песаха является повелительной заповедью Торы. Представляем вам перевод Пасхальной Агады на русский язык.
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Символы и знаки для обозначения частей пасхального Седера
Рав Бенцион Зильбер
Чем воспоминание об исходе из Египта в ночь Песаха отличается от воспоминания об этом событии в другие ночи года?
Рав Реувен Пятигорский
В каждом поколении есть свой Египет, как физический, так и духовный. И в наши дни есть те, кто хотят поработить нас, подчинив своему образу жизни. Поэтому надо помнить о главной цели Исхода — осознании веры в Творца.
Тиква Серветник
Песах, больше чем другие праздники, отражается на кухне. В этот праздник есть строгие ограничения в ассортименте продуктов. Ашкеназские евреи не употребляют в пищу «китниёт» — разновидность круп. При покупке продуктов, нужно обращать внимание как на кашрут на Песах, так и на их наличие в составе. Приятного аппетита.
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Избранные главы из книги «Книга нашего наследия»