Из цикла «Мусар Дома Учения в Кельме», темы: Пророчество, Египет, Дарование Торы, Десятина, Рав Хаим Бурштейн, Вера, Мусар, Элиягу
Вы не сообщили мне, получили ли вы мое рассуждение «Тора — дарование с Небес»[1], где обсуждается высказывание наших мудрецов: «Сказал Всевышний: правильно Я сделал, что не стал жить среди них, ведь если бы Я жил среди них, они не стали бы Меня почитать»[2]. В нем приводятся поразительные мысли, укрепляющие веру. Мой ученый сын, да воссияет его свет, прочел это послание и был глубоко потрясен его содержанием. Пожалуйста, сообщите мне, сколь велика ваша способность восприятия веры. И разве нам не достаточно изречения учителей Талмуда[3]: «Пришел пророк Хавакук и свел суть Торы к одному: Праведник верой своей будет жить[4]!» Мудрецы считают, что здесь имеется в виду именно способность обретения веры. Поэтому желающий исправить свои поступки согласно Торе пусть приложит все усилия к укреплению веры с помощью логических доказательств и верных и надежных доводов, основанных на нашей традиции. И пусть он живет своей верой — я имею в виду: будет живым, а не мертвым[5].
У веры нет верхней границы. В этом тебя убедят изречения наших мудрецов, благословенной памяти: «Вера Ноаха была слаба»[6]. Тора свидетельствует об этом: «Ноах был человек праведный, цельный в своих поколениях, с Б-гом ходил Ноах»[7]. Рабби Авраам ибн Эзра так объясняет этот стих Торы: «праведный в мышлении и в поступках»[8]. А ведь без глубокой веры он не смог бы к этому прийти! Значит, не может быть достаточно веры. О Ноахе сказано, что он «был праведником в своем поколении, но не считался бы таковым во времена нашего праотца Авраама»[9], из чего мы видим, что у веры нет высшего предела.
И вот, мудрость Каббалы, как это следует из слов Б-жественного мудреца и ученого рабби Моше Хаима Луццато, благословенной памяти, всецело основана на стихе Торы: «Знай же сегодня и возложи на сердце свое, что Г-сподь есть Б-г на Небесах наверху и на земле внизу, и нет другого»[10]. Это означает, что нам необходимо прочно укоренить веру в наших сердцах. Мы видим своими глазами, что постижение каждого принципа знания вместе со всеми его основаниями приносит покой душе. Это и имеет в виду стих Теилим: «Тора Б-га — совершенная, успокаивает душу»[11]. Писание подчеркивает, что речь идет именно о совершенной Торе и о человеке, цельном в своей вере, основанной на полученном по традиции знании, служащем ему знаками и свидетельствами. Такой человек глубоко постиг своим разумом, что традиция, дошедшая до нас через цепочку передачи из поколения в поколение, неоспорима и настолько распространена во всем мире, что даже христиане и магометане основали свои религии на Торе Моше. Кто же может усомниться в истинности Синайского Откровения, если даже эти народы считают Тору фундаментом веры на земле? Они лишь утверждают, что к ним тоже были посланы пророки, чтобы кое-что в ней изменить и к ней добавить[12]. Вкратце: все чудеса и знамения были явлены народу Израиля явно и открыто. Например, место пересечения Красного моря при Исходе из Египта сегодня известно каждому. Оно отмечено на карте, как и все переходы евреев по пустыне Синай от Раамсеса и далее, до восточного берега реки Ярден. Они в точности соответствуют тому, что сказано в нашей святой Торе, и одного этого достаточно наделенному пониманием для укрепления в вере.
Более того, всегда есть возможность развить принятую по традиции веру с помощью разума. Здесь не место это подробно излагать, но наделенный пониманием сам во всем узрит ясные знамения веры, поэтому я буду краток. «Тора Б-га — совершенная, успокаивает душу»[13] — имеется в виду вера, наполняющая сердце мудреца, мышление которого ясно и постигает основы бытия. Тора провозглашает о своем происхождении с Небес и свидетельствует о даровании народу Израиля на горе Хорев. В этом — смысл изречения наших мудрецов: «Б-жественный глас исходит с горы Хорев…»[14] Я приведу тебе пример, из которого любой мудрый человек, даже если он не знает об исключительности Б-жественного Откровения на горе Синай, поймет, что Тора дарована с Небес. Сказано в книге пророка Ирмеяу: «Тора Моя, которую Я даровал им»[15]! Очевидно, что она с Небес! Ведь если мы привыкли слышать мудрые речи праведника, наполненные глубочайшим смыслом, и вот, он скажет нечто, чего в настоящий момент мы не в состоянии понять, — разве мы усомнимся в истинности и этих его слов? А если в Торе нечто покажется нам лишенным смысла, то это — «от вас», поскольку мы оказываемся неспособными к восприятию и пониманию[16]. Тора говорит о великом и удивительном: о вознесенности Б-га, о таких необычайно возвышенных проявлениях души, как, например: «не гнушайся египтянином, ибо пришельцем ты был на его земле»[17]. Тора учит нас замечательному качеству: быть благодарным тому, кто оказал нам добро. Йосеф спас Египет от голода и заботился о его пропитании на протяжении семи лет: «И собрал Йосеф все серебро, оказавшееся в земле египетской…»[18] Египтяне были обречены на смерть от голода, но, благодаря Йосефу сохранили свои жизни. Он наполнил казну фараона сокровищами, привезенными со всего мира! Наш праотец Яаков спустился в Египет, проявив должное уважение к фараону и ко всему Египту, как повествуется в главе Вайигаш: «И слух прошел в доме фараона: пришли братья Йосефа, и хорошо это было в глазах фараона и в глазах его рабов»[19]. И сказал фараон: «Я дам вам лучшую землю египетскую…»[20], «ибо лучшее всей земли Египетской — для вас»[21]. Можно ли представить большую радость, чем та, что охватила фараона и его рабов, когда они услышали, что пришли братья Йосефа? Достаточно было одного благословения, данного Яаковом фараону, и воды Нила начали подниматься ему навстречу! И мне представляется, что и до сего дня воды Нила выходят из берегов и орошают землю Египта. Мы видим, что и после смерти Яакова фараон и его народ сохранили уважение и благодарность сыновьям Израиля, как сказано в главе Вайехи о похоронах нашего праотца Яакова: «Тяжелый траур это у Египта»[22]. И если бы не клятва, которую Йосеф дал Яакову, фараон не согласился бы его отпустить из своей страны даже на похороны отца! Однако после всех этих событий произошло следующее: «И встал новый царь над Египтом, который не знал Йосефа»[23]. Он сказал: «Давайте ухитримся против него, как бы он не умножился…»[24], «и опостылела им жизнь из-за сыновей Израиля»[25]. Египтяне поработили их и угнетали всякой тяжелой работой, а их сыновей бросали в реку Нил, и, в конце концов, даже перестали давать им солому для изготовления кирпичей. Мидраш Рабба рассказывает, что, когда еврей приходил на поле египтянина, чтобы набрать соломы, тот бил его[26]. Видишь, насколько неблагодарными оказались фараон и весь Египет! Нам кажется, что египтян следовало бы отдалить от Общины Израиля больше, чем Амон и Моав, которые были навечно лишены права войти в еврейский народ, — и все же Тора предостерегает: «не гнушайся египтянином, ибо пришельцем ты был на его земле»[27]. Ты был у него рабом, но все же при этом проживал на его земле. И мы обязаны навечно сохранить к египтянам чувство благодарности, принимая их под сень крыльев Шехины. Как же, в таком случае, невероятно велик долг помнить истинное благодеяние, оказанное одним человеком другому!
Тора повествует о том, что наступит время, когда народы мира признают: «Однако народ мудрый и понимающий этот великий народ»[28], у которого «повеления и законы справедливые»[29]. Значит, даже им раскроются истинность и духовность наших законов. Вот тебе одно из свидетельств о «Моей Торе, которую Я даровал им»[30] и о «Б-жественном гласе, исходящем с горы Хорев»[31].
Мой друг, рабби…
Вы написали о том, что вам поведал некий человек, говоривший от имени великого и праведного мудреца и раввина… Я хочу вам сказать, что он не понял истинного смысла услышанных им слов. Вы видите, что и рабби Шимон бар Йохай занимался изучением Мусара, как сказано в комментарии на стих Торы: «И узнай сегодня, и возложи на сердце твое, что Г-сподь — Б-г на Небесах наверху и на земле внизу, и нет другого»[32]. И книга Дварим во многих своих повествованиях — это Мусар, и слова пророков — Мусар, и это настолько очевидно, что не требует доказательств.
Мне кажется весьма удивительным, что вы написали о трудностях воспитания детей, ибо, по моему мнению, мужчине не требуется воспитывать в себе качество милосердия в той мере, в какой это свойственно женщинам. Писание напрямую называет наших мудрецов: «“черные, как ворон”[33] — Тора сохранится только в семье того, кто строг к своим сыновьям, как ворон…»[34] — и понимающему этого достаточно.
Несколько слов на тему укрепления веры, поднятую нами в беседе о книге Эстер: «дни Пурима не пропадут у евреев, и память о них не исчезнет у их потомков»[35]. Всем известно, и я лично об этом слышал от одного уважаемого человека из Персии, что в настоящее время евреи в той стране настолько унижены и бесправны, что не могут даже рассчитывать на защиту со стороны закона, как прочие жители. Но если это так, то как же в свитке Эстер могло быть написано: «память о них не пропадет у их потомков». Ведь именно там жил злодей Аман! А вдруг однажды власти Персии примут решение запретить евреям публично позорить Амана и радоваться, читая свиток, повествующий о его падении? Но поскольку так сказано в книге Эстер, записанной в духе святости, власти всегда будут бессильны что-либо изменить. И это еще одно очевидное свидетельство того, что Тора — дарование с Небес. Ведь иначе мудрецы не вынесли бы постановление на все времена и не придали бы ему статус закона. Поэтому мы убеждаемся, что Тора — небесный дар, и ее слова — решения Б-га, которые народы мира никогда не смогут отменить.
Моему сыну, да воссияет его свет, как свет шести дней Творения…
Твое письмо дошло до меня. Ты правильно сделал, что попросил меня об этом, и я очень рад… Однако «Много помыслов в сердце человека, но замысел Г-спода исполнится»[36] — так происходит всегда, и да удостоимся мы помощи Небес для освящения имени Всевышнего, ибо у человека должно быть для этого много заслуг. Кто более велик, чем пророк Элияу? А мы сделали удивительное наблюдение, касающееся «Афтары», повествующей о событиях, произошедших на горе Кармель, где пророк Элиягу выступил против служителей бааля за освящение имени Г-спода. Мы отметили, что он — пророк Б-га Живого — все содеял согласно повелению Всевышнего, — и все же для достижения результата ему требовалось милосердие Г-спода! Наши мудрецы отмечают, что пророк Элияу получил ответ с Небес только к концу дня во время молитвы Минха, когда возрастает Б-жественное милосердие[37]. И на первый взгляд непонятно, почему он нуждался в милости Всевышнего в то время, когда всецело исполнял Его волю? Ответ на этот вопрос однозначен: даже при освящении имени Всевышнего требуется безграничное милосердие и помощь с Небес, как произнес в молитве пророк Элияу: «Ответь мне, Г-сподь, ответь мне!»[38] Даже великому пророку, исполняющему волю Б-га, было необходимо упомянуть заслуги наших праотцов: Авраама, Ицхака и Яакова! И это пробуждает трепет.
Знай, что ты мудро поступил, когда вначале отделил десятину от того, чем одарил тебя Всемогущий. И я надеюсь, что, с Б-жьей помощью, это станет тебе великой заслугой, и успех будет сопутствовать тебе во всех твоих делах. То же самое сказал пророк Элияу женщине из Царефата: «Не бойся, иди и поступи так, как ты говорила, но вначале сделай из этого для меня небольшую лепешку и вынеси мне, а себе и своему сыну сделаешь после»[39]. На первый взгляд, это очень неожиданно: как во время страшного голода в Израиле пророк Элияу мог обратиться к бедной вдове с просьбой поделиться с ним последними остатками муки и масла при том, что она сама и ее ребенок голодали? Ведь, упаси Б-г, это противоречит нашему представлению об обычаях истинного праведника! Так что, несомненно, желая ей лишь добра, он вначале попросил ее исполнить заповедь милосердия к ближнему, приносящую Б-жественное благословение. И как же я обрадовался, когда позже обнаружил подобное рассуждение в «Сэфер Ахинух», в разделе о заповеди приношения «Омера». То же самое я нашел в комментарии Сфорно на стих Торы: «От начатков вашего теста вознесите приношение»[40] — там эта история с пророком Элиягу приводится в качестве иллюстрации, подтверждающей этот принцип. Поэтому ты хорошо сделал, незамедлительно отделив десятину от своего скромного дохода, и, с Б-жьей помощью, в заслугу этого в твой дом придет благословение.
Да сопутствует тебе удача, и поднимайся все выше и выше, согласно благословению…
[1] См. гл. 21 этой книги.
[2] Кидушин 30б.
[3] Макот 24а.
[4] Хавакук 2:4.
[5] «Каждому следует стремиться к абсолютной ясности в вере. Ведь различие между человеком с ясной верой и тем, чья вера не так цельна, огромно! Он во всем поступает иначе, и вообще это совсем другой человек. У людей с ясной и глубокой верой изменяется все служение. Прямой путь, ведущий к этому, — никогда не забывать о благословенном Б-ге. Все время помнить о Нем, знать и чувствовать, что Он управляет всем. В Торе об этом сказано: “Остерегайся, чтобы не забыть Г-спода, Б-га твоего” (Дварим 8:11). Необходимо не только помнить о Нем, но все время идти с Ним, жить с мыслью о Нем во всех ситуациях и во всех своих делах. Есть люди, которые верят в Б-га, знают, что в мире проявляется Его управление, и исполняют заповеди. Но они не желают впустить Б-га в свою жизнь. Более того, они даже боятся этого, опасаясь связать свою жизнь с упованием на Б-жественное Провидение. Для них предпочтительнее держаться подальше от Провидения, они желают сами управлять своим миром». (Маариль Блох, Уроки Знания, гл. «Упрочился Твой престол тогда»).
[6] Раши, Берешит 7:7.
[7] Берешит 6:9.
[8] Ибн Эзра, там же.
[9] Ибн Эзра, там же.
[10] Дварим 4:39.
[11] Теилим 19:8.
[12] Сказано в Торе: «Не добавьте к речению, что я заповедую вам, и не убавьте от него, чтобы соблюдать заповеди Г-спода, Б-га вашего, что Я заповедую вам» (Дварим 4:2). Всевышний дал народу Израиля обещание, что никогда не расторгнет с ним Свой Союз и не заменит его на другой народ: «Но и при том, когда они будут на земле врагов своих, Я не презрю их и не возгнушаюсь ими, чтобы погубить их и расторгнуть Завет Мой с ними, ибо Я — Г-сподь, Б-г их» (Ваикра 26:44). — Примечание редактора.
[13] Теилим 19:8.
[14] Брахот 17б.
[15] Ирмеягу 9:12.
[16] В завершении Торы приводится следующий стих: «Ибо это (Б-жественное Учение) не нечто пустое от вас; ибо это ваша жизнь и, благодаря ей, вы продлите свои дни на земле, в которую вы приходите через Ярден, дабы унаследовать ее» (Дварим 32:47). Наши мудрецы поднимают вопрос: почему сказано «не пустое от вас» — на первый взгляд должно быть сказано «для вас» и отвечают, что если Тора, не дай Б-г, покажется вам пустой — то это исключительно «от вас» — таков результат вашего постижения. (Примечание редактора).
[17] Дварим 23:8.
[18] Берешит 47:14.
[19] Берешит 45:16.
[20] Берешит 45:18.
[21] Берешит 45:20.
[22] Берешит 50:11.
[23] Шмот 1:8.
[24] Шмот 1:10.
[25] Шмот 1:12.
[26] См. Шмот Рабба 5:23.
[27] Дварим 23:8.
[28] Дварим 4:6.
[29] Дварим 4:8.
[30] Ирмеягу 9:12.
[31] Брахот 17б.
[32] Дварим 4:39.
[33] Шир Аширим 5:11.
[34] Мидраш Шмуэль, гл. 5.
[35] Эстер 9:28.
[36] Мишлей 19:21.
[37] См. Брахот 6б.
[38] См. Цари (I), гл. 18.
[39] Цари (I) 17:13.
[40] Бемидбар 15:20.
[41] Диврей Аямим (I) 28:9.
[42] «Кто достоин называться царем? Тот, кто возвысился качествами своей души, глубиной знания и силой мышления, — так что он неподвластен влиянию окружения, и его не сгибают ветры, веющие со всех сторон. Обретение истинного величия дается человеку большим трудом, ведь по своей природе он восприимчив к влиянию окружения. Его душа подчинена мнению большинства… Истинным царским величием обладает только достойный человек с непоколебимым сердцем и мощным разумом. Только такое царство сохраняется навечно. Такое царство мы ждем и надеемся, что в будущем оно будет править Израилем в своем прежнем великолепии!» (Маариль Блох, Уроки Знания, гл. «Царство»).
[43] Дварим 4:6.
Редакция благодарит рава Хаима Бурштейна за любезное разрешение на публикацию
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»