Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Среди ступеней обретения Торы мудрецы перечислили способность «разделить с другим его ношу»

Моему дорогому сыну, усладе моего сердца, постигшему мудрость Мусара, да воссияет многократно его свет!

В прошлый святой шаббат мы говорили о том, что все живые существа, как мы видим, выглядят по-разному, ни один вид не похож на другой, у каждого есть свои особенности, и внешность указывает на цель его существования в мире.

И вот, Первый человек — творение рук Всевышнего — был великим мудрецом и, увидев любое живое существо, сразу понимал цель его предназначения. Каждому из них он дал название, соответствующее его роли в Творении. А сам человек отличается от всех обитателей земли тем, что он сотворен «по образу Б-га»[39], и Раши объясняет: «способным понимать и постигать»[40]. А если некто этого лишен, то превращается в животное, лишь внешне напоминающее человека, и его грех больше, чем можно снести. Кроме того, что он оскверняет Б-жественный образ, по которому был создан, он еще нарушает повеление Царя всех царей, Святого, благословен Он, и, упаси Б-г, «довольно поношения и гнева».

Поэтому на человека возложено сохранить в себе Б-жественный образ, из чего проистекает его обязанность постоянно изучать Тору, трудиться над ее постижением «днем и ночью»[41], «ложась и вставая»[42]. И даже если он занят материальными делами, но действует согласно Торе и постоянно сверяет с ней свои стремления, если, согласно своим возможностям, он размышляет о мудрости и Мусаре, — это и есть проявление способности «понимать и постигать». И да поможет нам Г-сподь, поддерживающий Свои творения и безгранично милостивый к ним, чтобы наш человеческий образ приблизился к совершенству и наша жизнь была нам в радость.

Об изречении «В месте, где нет людей, старайся быть человеком», ты написал, что речь идет о настоящем времени. Я обратил внимание на то, что многие заблуждаются в отношении себя, когда при чтении «Шма Исраэль» полагают, что способны пожертвовать своими жизнями ради освящения Б-жественного имени. В книге «Орхот Хаим» [43] изучается стих Писания: «Ведь за Тебя мы убиваемы каждый день, ведомы как овцы на заклание»[44]. Однако кто знает, как на самом деле поведет себя человек, оказавшись, упаси Б-г, в положении, когда от него потребуется пожертвовать своей жизнью ради Всевышнего? Раши объясняет, что слова Торы «И возлюби Г-спода, Б-га твоего…»[45] воплощаются в принципе, о котором говорит следующий стих Торы: «И будут эти слова на сердце твоем…»[46] И вот, сразу после молитвы человеку следует проверить, насколько эти слова проникли в его сердце. Возможно, произнося «И возлюби Г-спода, Б-га твоего…»[47], он совершенно ни о чем не задумывается. Если, не дай Б-г, это действительно так, то причина здесь только одна: люди привыкают вводить себя в заблуждение[48].

Раньше я уже говорил, что среди ступеней обретения Торы мудрецы перечислили способность «разделить с другим его ношу». Мы не достаточно хорошо знаем, что это означает, но попытаемся понять на примере. Возница сидит на тяжело нагруженной подводе, лошадь с трудом передвигает ноги, а он нещадно стегает ее кнутом. Но если бы он сам впрягся в ярмо и попробовал тащить ношу, которую изо всех своих сил тянет его лошадь, он не был бы к ней столь жесток. Только потому, что он сам не ощущает тяжести груза, он не испытывает жалости к лошади, хотя она старается изо всех сил. Об этом говорят наши мудрецы: если ты пожелаешь ощутить страдание другого, приди к нему и раздели с ним его ношу, — ведь только так ты сможешь почувствовать насколько ему тяжело.

Мы отметили, что если человек не требует от себя всего, сказанного выше, и при этом считает себя праведником, то он глубоко заблуждается. В действительности он не хочет задуматься о своем состоянии, чтобы не обнаружилось, насколько, упаси Б-г, он далек от праведности. Это свидетельствует о том, что он не является хозяином своей души, а потому и не стремится ее постичь, как сказал царь Давид: «Посмотришь направо и увидишь, и нет знакомого мне, не стало убежища для меня, никого не волнует душа моя»[49]. Об этом и говорят твои слова: человек вверяет себя в чужие, а не в свои собственные руки. В этом смысл изречения мудрецов: «Если я не принадлежу себе, то кто принадлежит мне?»[50] Главное — чтобы я принадлежал себе самому, беспокоился о своем будущем, и в этом — залог всякого успеха.

Всегда желающий тебе мира и блага, твой отец.


[39] Берешит 1:26.

[40] Раши, там же.

[41] См. Йеошуа 1:8.

[42] См. Дварим 6:7.

[43] Орхот Хаим, день первый, раздел 25.

[44] Теилим 44:23.

[45] Дварим 6:5.

[46] Дварим 6:6.

[47] Дварим 6:5.

[48] «“И возлюби Г-спода, Б-га твоего, всем сердцем твоим…” (Дварим 6:5). Наши мудрецы сказали: “Всем сердцем твоим — обоими побуждениями, добрым побуждением и дурным побуждением” (Брахот 54а). Многие затрудняются объяснить эти слова мудрецов о том, что в любви к Всевышнему должно участвовать и дурное побуждение: ведь Б-га можно любить только добрым побуждением, а дурное влечет человека нарушать Его волю! Мне же представляется, что проблема как раз в обратном. Ведь требование “и возлюби…” говорит о служении, а потому “любить Г-спода” дурным побуждением — означает принести Ему в жертву страсти, зависть и стремление к славе». (Рав Моше Розенштейн, Основы Знания, часть 2, гл. 1).

[49] Теилим 142:5.

[50] Авот 1:14.

Редакция благодарит рава Хаима Бурштейна за любезное разрешение на публикацию


Сара — великая праведница и пророчица. Даже Аврааму велел Б-г «слушать» все, что она скажет. Тем не менее, долгие годы Сара была бесплодной, и только прямое вмешательство Всевышнего помогло ей родить сына Ицхака. Читать дальше