Из цикла «Мусар Дома Учения в Кельме», темы: Сочувствие, Помощь, Рав Хаим Бурштейн, Мусар, Любовь к Б-гу, Любовь к ближнему
Моему дорогому сыну, усладе моего сердца, постигшему мудрость Мусара, да воссияет многократно его свет!
В прошлый святой шаббат мы говорили о том, что все живые существа, как мы видим, выглядят по-разному, ни один вид не похож на другой, у каждого есть свои особенности, и внешность указывает на цель его существования в мире.
И вот, Первый человек — творение рук Всевышнего — был великим мудрецом и, увидев любое живое существо, сразу понимал цель его предназначения. Каждому из них он дал название, соответствующее его роли в Творении. А сам человек отличается от всех обитателей земли тем, что он сотворен «по образу Б-га»[39], и Раши объясняет: «способным понимать и постигать»[40]. А если некто этого лишен, то превращается в животное, лишь внешне напоминающее человека, и его грех больше, чем можно снести. Кроме того, что он оскверняет Б-жественный образ, по которому был создан, он еще нарушает повеление Царя всех царей, Святого, благословен Он, и, упаси Б-г, «довольно поношения и гнева».
Поэтому на человека возложено сохранить в себе Б-жественный образ, из чего проистекает его обязанность постоянно изучать Тору, трудиться над ее постижением «днем и ночью»[41], «ложась и вставая»[42]. И даже если он занят материальными делами, но действует согласно Торе и постоянно сверяет с ней свои стремления, если, согласно своим возможностям, он размышляет о мудрости и Мусаре, — это и есть проявление способности «понимать и постигать». И да поможет нам Г-сподь, поддерживающий Свои творения и безгранично милостивый к ним, чтобы наш человеческий образ приблизился к совершенству и наша жизнь была нам в радость.
Об изречении «В месте, где нет людей, старайся быть человеком», ты написал, что речь идет о настоящем времени. Я обратил внимание на то, что многие заблуждаются в отношении себя, когда при чтении «Шма Исраэль» полагают, что способны пожертвовать своими жизнями ради освящения Б-жественного имени. В книге «Орхот Хаим» [43] изучается стих Писания: «Ведь за Тебя мы убиваемы каждый день, ведомы как овцы на заклание»[44]. Однако кто знает, как на самом деле поведет себя человек, оказавшись, упаси Б-г, в положении, когда от него потребуется пожертвовать своей жизнью ради Всевышнего? Раши объясняет, что слова Торы «И возлюби Г-спода, Б-га твоего…»[45] воплощаются в принципе, о котором говорит следующий стих Торы: «И будут эти слова на сердце твоем…»[46] И вот, сразу после молитвы человеку следует проверить, насколько эти слова проникли в его сердце. Возможно, произнося «И возлюби Г-спода, Б-га твоего…»[47], он совершенно ни о чем не задумывается. Если, не дай Б-г, это действительно так, то причина здесь только одна: люди привыкают вводить себя в заблуждение[48].
Раньше я уже говорил, что среди ступеней обретения Торы мудрецы перечислили способность «разделить с другим его ношу». Мы не достаточно хорошо знаем, что это означает, но попытаемся понять на примере. Возница сидит на тяжело нагруженной подводе, лошадь с трудом передвигает ноги, а он нещадно стегает ее кнутом. Но если бы он сам впрягся в ярмо и попробовал тащить ношу, которую изо всех своих сил тянет его лошадь, он не был бы к ней столь жесток. Только потому, что он сам не ощущает тяжести груза, он не испытывает жалости к лошади, хотя она старается изо всех сил. Об этом говорят наши мудрецы: если ты пожелаешь ощутить страдание другого, приди к нему и раздели с ним его ношу, — ведь только так ты сможешь почувствовать насколько ему тяжело.
Мы отметили, что если человек не требует от себя всего, сказанного выше, и при этом считает себя праведником, то он глубоко заблуждается. В действительности он не хочет задуматься о своем состоянии, чтобы не обнаружилось, насколько, упаси Б-г, он далек от праведности. Это свидетельствует о том, что он не является хозяином своей души, а потому и не стремится ее постичь, как сказал царь Давид: «Посмотришь направо и увидишь, и нет знакомого мне, не стало убежища для меня, никого не волнует душа моя»[49]. Об этом и говорят твои слова: человек вверяет себя в чужие, а не в свои собственные руки. В этом смысл изречения мудрецов: «Если я не принадлежу себе, то кто принадлежит мне?»[50] Главное — чтобы я принадлежал себе самому, беспокоился о своем будущем, и в этом — залог всякого успеха.
Всегда желающий тебе мира и блага, твой отец.
[40] Раши, там же.
[41] См. Йеошуа 1:8.
[42] См. Дварим 6:7.
[43] Орхот Хаим, день первый, раздел 25.
[44] Теилим 44:23.
[45] Дварим 6:5.
[46] Дварим 6:6.
[47] Дварим 6:5.
[48] «“И возлюби Г-спода, Б-га твоего, всем сердцем твоим…” (Дварим 6:5). Наши мудрецы сказали: “Всем сердцем твоим — обоими побуждениями, добрым побуждением и дурным побуждением” (Брахот 54а). Многие затрудняются объяснить эти слова мудрецов о том, что в любви к Всевышнему должно участвовать и дурное побуждение: ведь Б-га можно любить только добрым побуждением, а дурное влечет человека нарушать Его волю! Мне же представляется, что проблема как раз в обратном. Ведь требование “и возлюби…” говорит о служении, а потому “любить Г-спода” дурным побуждением — означает принести Ему в жертву страсти, зависть и стремление к славе». (Рав Моше Розенштейн, Основы Знания, часть 2, гл. 1).
[49] Теилим 142:5.
[50] Авот 1:14.
Редакция благодарит рава Хаима Бурштейна за любезное разрешение на публикацию
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера к недельной главе «Корах»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
За общественным протестом всегда скрываются конкретные лидеры. Важно уяснить себе, что движет этими людьми, забота о народе или личные амбиции.
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Эрец-Исраэль находилась буквально под носом у евреев, вышедших из Египта. Однако они предпочли остаться в пустыне.
Рав Бенцион Зильбер
Глава рассказывает о мятеже против Моше и Аарона, поднятом Корахом. Корах — один из самых богатых людей в истории, еврей знатного происхождения, двоюродный брат Моше, знаток Торы — недовольный скромным положением, которое он занял в общине, обвинил Моше в узурпации власти и заявил, что все евреи равно святы и потому не только коэны, но все сыны Израиля имеют право на служение в Храме. К «борцу за справедливость» присоединилось двести пятьдесят человек. Моше предложил, чтобы Корах и его сторонники вознесли перед Всевышним воскурение, каждый — на своем совке, и чтобы то же сделал Аарон, а Б-г укажет, кто из них делает это по праву. Всевышний разгневался и хотел уничтожить всю общину, но благодаря мольбам Моше и Аарона наказание пало только на мятежников и их семьи.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Кем-кем, а глупцом Корах не был. Что заставило уважаемого человека из хорошей семьи организовать бунт против лидеров еврейского народа?
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Корах пытался поднять бунт. Он опирался на галахические вопросы, чтобы отнять власть у Моше, избранного Б-гом лидера.
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Запретительные»
Запрет наколок, шаатнез, выбривать виски...
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы. Корах
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Комментарии мидрашей на недельную главу
Рав Арье Кацин
Коментарии Льва Кацина
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Корах принял решение выступить против Моше-рабейну после того, как был закончен подсчет сыновей Израиля и распределение их по лагерям-«знаменам».