Из цикла «Мусар Дома Учения в Кельме», темы: Рахав, Добрые дела, Книга Йеошуа, Рав Хаим Бурштейн, Мусар, Община
Моему дорогому сыну…
К сокрушению моего сердца, ко мне пришло известие о том, что ты перенес… Да ниспошлет тебе Всевышний в Своей безграничной милости полное исцеление среди всей Общины Израиля, чтобы ты мог оказывать добро многим людям, как я тебя всегда и просил…
Именно об этом мы говорили после вечерней молитвы: поразительно, как много значат добрые дела, совершенные даже ради всего нескольких человек! Блудница Рахав оказала милость двум людям, но они были посланниками всего народа, и ей это засчиталось за милосердие по отношению ко всей Общине Израиля[52]. Не будь это так, как бы они могли дать ей клятву от имени всего Израиля, что при завоевании Йерихо никто не причинит вреда ее семье? Обоснование этой клятвы очевидно: поскольку разведчики пришли в этот город, будучи посланцами Общины, Рахав тем самым оказала добро всему избранному народу. Из этого мы видим, сколь важно действовать ради многих!
И еще мы обсуждали в Доме Учения: что означает понять некую тему, охватив ее целиком. Все семь народов Кенаана знали то же, что и Рахав: «Ибо мы слышали, как иссушил Г-сподь перед вами воды Красного моря, когда вы вышли из Египта, и как вы поступили с двумя эморейскими царями за рекой Ярдэн, с Сихоном и с Огом, которых вы победили. И услышав это, оробели наши сердца, и ни в ком не стало духу противостоять вам, ибо Г-сподь, Б-г ваш, есть Б-г на Небесах вверху, и на земле внизу»[53]. Но ведь и царь Йерихо тоже слышал об этом. Почему же он, тем не менее, решился преследовать разведчиков? Ведь даже если бы он их настиг, разве могло что-либо воспрепятствовать Б-гу в их спасении?! И нет сомнения, что именно ясность мышления привела Рахав к глубокому постижению происходящего — и «пойди и посмотри», сколь велика награда, которую она получила за восприятие истины чистым сердцем! Эта женщина была блудницей сорок лет, но благодаря тому, что смогла воспринять эти непостижимые события незамутненными чувствами, она удостоилась присоединиться к еврейскому народу и даже стать женой Йеошуа — второго человека в народе Израиля после Моше рабейну! Более того, она удостоилась того, что среди ее потомков было восемь великих пророков-коэнов. И даже пророчица Хульда происходит от нее[54]!
Поразительно, сколь безграничную награду дает человеку доброе чувство. Рахав была милосердна к посланникам Общины Израиля и удостоилась стать женой человека, стоявшего во главе народа, и среди ее потомков были великие пророки в Израиле. Подобным образом Всевышний отблагодарил нашего праотца Авраама за беспримерное гостеприимство, оказанное им ангелам Б-га. За то, что Авраам сделал для них сам, Всевышний воздал его сыновьям Сам, а за то, что он осуществил через посланника, Он, благословенный, тоже воздал через посланника. А заслуга Рахав была столь существенна, что об этом подробно повествует Танах[55] и глубоко изучает Талмуд[56]. И я был всем этим необычайно восхищен!
Да удостоишься ты вечной жизни, твой отец, благословляющий тебя…
[52] См. Йеошуа, гл. 2.
[53] Йеошуа 2:10-11.
[54] Потомком Рахав также был глава поколения разрушения Первого Храма в Иерусалиме — пророк Ирмеягу. — Примечание редактора.
[55] См. Йеошуа, гл. 1.
[56] См. Мегила 14б.
Редакция благодарит рава Хаима Бурштейна за любезное разрешение на публикацию
Акива Татц,
из цикла «Жить вдохновенно»
Главная особенность мессианского откровения состоит в том, что оно остается скрытым до того момента, пока реально не произойдет. Его невозможно предсказать; никакие мистические изыскания не помогут узнать, когда оно наступит.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография верховного судьи Израиля, человека, за которого вышла замуж моавитянка Рут, принявшая иудаизм.
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Запретительные»
Отношения с древними народами.
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Моавский царь, чье имя носит глава, посылает секретное посольство к сильнейшему из практиковавших тогда специалистов широчайшего профиля
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Зильбера на недельную главу «Балак»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография отважного воина и праведника
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Запретительные»
Законы войны.
Рав Бенцион Зильбер
Глава рассказывает о последнем, сороковом годе пребывания евреев в пустыне. Сороковой год был насыщен множеством важных событий: умерли Мирьям и Аарон, сестра и брат Моше; со смертью Мирьям общину покинул колодец, который служил евреям источником воды и все эти годы перемещался вместе с ними по пустыне; высекая воду из скалы, Моше совершает ошибку и лишается права вступить в Эрец-Исраэль; на пути к Эрец-Исраэль на евреев нападают кнаанейцы, и евреи с Б-жьей помощью одерживают победу. В конце главы сообщается, что евреи подошли к границам Эрец-Исраэль и остановились на восточном берегу Ярдена, напротив города Иерихо. Начинается глава с закона очищения от ритуальной нечистоты – закона о красной корове (пара адума). Этот закон относится к разряду хуким, т.е. к категории законов, не только глубинная суть, но и общий смысл которых не объясним в рамках человеческого сознания.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Собери народ, чтобы повторить с ними прежние заповеди и обучить их новым, которые они еще не знают
Рав Носон Шерман,
из цикла «Рут и семя Машиаха»
Обычай, согласно которому после смерти мужа ближайший его родственник должен восстановить его род от его жены, т. е. брак по левирату, впервые упоминается в Торе в том месте, где речь идет о смерти Эра, первенца Иеуды
Рав Реувен Пятигорский
По материалам газеты «Исток»