Из цикла «Рав Ицхак Зильбер», темы: Воспоминания, Рав Ицхак Зильбер, Гет, Развод, Помощь, Хесед, Рав Авраам Коэн, Рассказы, Любовь к ближнему, Отношения с людьми
Была одна история, думаю, она может многим помочь. Муж и жена поспорили. Были дома какие-то проблемы, муж начал о них говорить, а она не хотела и слышать:
— Больше твоей ноги дома не будет. Уходи из дому. Все!
Муж учится в колеле, дома полно маленьких детей. Куда идти? Он говорит:
— Я сейчас позвоню раву Ицхаку. Он тебе покажет!
Рав Ицхак взял трубку. Жена ему рассказывает:
— Он такой-сякой. Ничего дома не делает. Пусть уходит!
Рав Ицхак:
— Дай ему трубку.
И говорит:
— Молчи! Я буду через пятнадцать минут. Молчи!
Рав Ицхак выскакивает из такси. Бежит, размахивая руками, кричит — страшно смотреть. Вбегает наверх, стучит в дверь — чуть не вышиб. Вбегает, и сразу кулаком — бах! (сделал вид, что бьет…) Машет кулаками, так что его ученик даже к стене отлетел.
А он его «дубасит»— специально, чтобы жена пожалела…
А та:
— Оставьте его, рав Ицхак, не трогайте! Не убивайте его!
Многие люди рассказывали подобные истории о том, как он приходил, «дрался» и так наводил порядок в семье…
Как правило, рав Ицхак старался не разрешать разводиться, тянул время. Когда приходили в раввинат, я говорил:
— Идите к раву Зильберу. Пусть он мне скажет лично, что надо оформлять гет.
А он обычно мне говорил: «Тяни, выкручивайся»…
Пришла одна пара разводиться. Так рав Ицхак спрашивает:
— У вас, скажите, уже была хупа? Нет? Вы как женились, в ЗАГСе? Так давайте поставим сначала хупу, а потом, если захотите, можно будет и развод оформить!
У них родилось еще восемь детей. Он видел жизнь совершенно иначе…Самые тяжелые кризисные ситуации он видел сразу, и часто по-другому. Иногда он срочно разводил. Говорил:
— Быстро разводи! Быстро делай гет!
Было непонятно, как он знал, что надо делать, как он это чувствовал? В этом была его мудрость. И он никому это не показывал.
Иногда были очень острые ситуации, и, чтобы не обидеть людей, он притворялся, что не понимает, чего от него хотят, придуривался, а меня спрашивал потом:
— Их бин гит мишуге? Я настоящий сумасшедший?
Рав Ицхак приходит ко мне и говорит, что один человек действительно сделал тшуву и он достоин быть гером, стать евреем. Учится у Рава уже продолжительное время, но есть одна небольшая проблема — он сидит в следственной тюрьме.
— А что он натворил?
— Что-то сделал… Пойди к судьям в раввинат, попроси, чтобы его вызвали из тюрьмы, а мы его тут окунем в микву. Понимаешь?
— Все понимаю, рав Ицхак.
Прихожу к ним и говорю:
— Мы хотим пригласить одного человека, чтобы сделать ему гиюр — каббалат мицвот, принятие еврейства.
— Хорошо, а где он?
— Сидит. В следственной тюрьме. Что-то там натворил…
— А что он сделал?
— Что-то сделал, я знаю? Рав Зильбер говорит, что он достоин быть евреем.
Я — туда, они — сюда. Я в болото, они в лес. Понятно, что то, что его обвиняют в убийстве, — нельзя об этом говорить.
Назавтра привели этого парня с конвоем. Двое полицейских привели его делать гиюр — принимать еврейство.
Напротив, в гостинице «Пнинат Дан», есть миква женская, рав Ицхак уже договорился, там даже воду подогрели. Он говорит:
— Ну пойдем, сделаем твила, окунем его и все. Поговори с ними.
Я подхожу к полицейскому (я знал их лично довольно хорошо, они же приводили арестованных мужей, одни и те же полицейские конвоируют в раввинат, так я их иногда кофе угощал), и говорю:
— Послушай, тут есть гостиница напротив. Там уже все готово. Отведите его туда, он окунется в микву — и все.
Они говорят:
— Йеуда, нельзя! Нельзя! Нужно получить специальное письменное разрешение. У нас приказ только на адрес «Кореш, 9». А еще куда-то — нельзя. Единственно, что могу — позвонить своему начальнику, чтобы он дал разрешение.
Позвонил начальнику. Что там началось!
— Как вы ушли? Почему его послали? Такого заключенного должны сопровождать пять человек, с автоматами! Его же могут похитить, напасть! Срочно обратно!
Увели его назад, на «Миграш а-Русим» — «Русское подворье».
Рав Ицхак стоял полчаса молча, не знал, что делать. Говорил Псалмы, думал… Потом предложил:
— Знаешь, давай пойдем к главному начальнику.
И мы пошли в управление полиции, на «Миграш а-Русим» — двое зайцев… Приходим:
— Куда вам нужно?
— К главному!
— А, это вы его выкрасть хотели!
Что тут началось! Все полицейские собрались, кричат, ругаются… Хотели нас в тюрьме оставить…
В общем, этого парня перевели из следственной тюрьмы в обычную, в другой город. Что делать? Но раз рав Ицхак решил ему сделать микву, — так он дошел до правительства, обратился к начальнику тюрем, к главному инспектору полиции… Два-три месяца это длилось. Ты не представляешь, ему до фени!
И в конце концов раву Зильберу удалось все-таки этого парня окунуть в микву, а потом и хупу ему поставить. Я его как-то встречаю, он весь сияет:
— Что случилось?
— Вчера хупу поставили. Взяли мы с собой десять булочек в карманы на сеудат мицва, руки помыли, двар Тора сказали, все взяло три-четыре минуты. Амехайе!
Была такая история — давным-давно. Пришло аршаа ле-гет из Узбекистана — указание написать гет. Имя «Светлана», из Узбекистана, а фамилия неразборчиво. И адреса нет. Мы знали только, что она живет в Гило, в Иерусалиме. Что делать? Я ее искал по своим каналам, но безрезультатно:
— Рав Ицхак, нет ее. Ничего не поделаешь, — эшет иш.
И вдруг рав Ицхак пропал. Нет его два или три дня. Что он делал?
В шесть тридцать утра садится в первый автобус в Гило, платит за билет и спрашивает:
— Кто тут знает Светлану из Узбекистана?
Выходит на следующей остановке, садится во встречный автобус, платит и опять спрашивает:
— Кто-нибудь знает Светлану из Узбекистана?
Нет ответа. Выходит из автобуса. Ждет следующего. Поднимается и спрашивает. И так три дня подряд! Некоторые водители не хотели его уже впускать.
Нет ее. Какое тебе дело? Ты же патур!
Встречаю его — довольный! Нашел ее. Счастлив!
Однажды Цви Патлас оставил мне машину на пару недель, на время отъезда в Россию. Я ехал делать гет, здесь, в Иерусалиме. Был очень сильный ливень, такой, что я даже остановился. Опасно было ехать. Сижу. Дождь хлещет тропический, что-то страшное!
Смотрю: кто-то в сером костюмчике между деревьями, кажется, знакомый мне человек… Включил дальние фары — это рав Ицхак! Я взял зонтик, выскочил из машины, подбегаю, а рав Ицхак такой мокрый, как будто он сидел и в костюме, и в шляпе, и в ботинках — в бассейне:
— Рав Ицхак! Что такое?
— Там есть один человек, он умирает. Он что-то знает насчет какого-то мужа, которого я разыскиваю, но меня родственники выгнали…
Так он ждет под дождем и надеется, что возможно, тот себя лучше почувствует и даст нужную информацию!
Один раз он караулил какую-то бухарскую женщину в Кирьят Гате, она уезжала очень рано на работу — в шесть утра.
Было лето, тепло, он выезжал туда поздно вечером последним автобусом, ночевал в парке на скамейке, чтобы утром встретить ее, пока она шла на самый ранний автобус. Чтобы только попробовать ее уговорить!
— Амехайе, — говорит мне. — Одно удовольствие.
Сидел всю ночь в парке. Представляете? Ночевал в парке, повторял мишнайот. И говорит, что одно удовольствие. Только чтобы попробовать ее уговорить принять гет. Она не соглашалась, и это повторялось пять или шесть раз!
Он говорил, что надо работать над собой. И говорил, что у него йецер а-ра очень сильный. Я его никогда не видел сердитым, несмотря на то, что мы были в тяжелых ситуациях, и опасных. Да, единичный случай был, что он очень сильно кричал, но я не знаю, было это искренне или наигранно.
Обычно он никогда не был сердитым, у него было великолепное самообладание. Он был — когда надо — великий артист.
На уроках он много говорил, а обычно он всегда молчал. Мог отвернуться в другую сторону даже. Иногда были критические ситуации, были неприятные ситуации, надо было хорошо подумать, надо было решить, что делать.
Отворачивался, молчал, думал.
Раз в две недели он «бил» меня кулаком по голове:
— Ты сказал женщине в коридоре: «Подожди две-три минуты. Ждите!» Ты бы своей маме тоже так сказал?
У меня тут балаган в кабинете, все кричат, ругаются. А он — бах по голове! Так он относился к людям.
Был однажды очень тяжелый случай… Не со стороны алахи, а с других сторон. Мы должны были очень сильно нажать, чтобы утвердили что-то. Надо было срочно помочь, спасти еврея…
Заходим с равом Ицхаком под ручку, а судья спрашивает:
— А, идете! Что вы натворили?
Рав Ицхак говорит двар Тора, потом подсовывает ему лист, тот только открывает рот, а рав Ицхак начинает рассказывать, как он был в лагере… Но ничего не идет — тот не хочет подписывать…
Это было большое и серьезное дело — помочь еврею, и я говорю раву Ицхаку:
— Надо пудрить мозги.
А судья спрашивает:
— Что такое «пудрить мозги»?
Я говорю раву Ицхаку:
— Жмите на него, расскажите про лагерь!
Рав Ицхак начал рассказывать, а судья:
— Не могу…
Так рав Зильбер залез под раввинский стол. Сидит там в пальто и в шляпе. Показывает тому, как он ради субботы рисковал жизнью. Сидит под столом. Не шучу!
А тот:
— Выходите!
— Не выйду. Надо помогать еврею!
— Реб Ицхак, выходите!
Рав Зильбер говорит:
— Я так под бревнами сидел, когда тот уголовник в лагере хотел меня убить. Надо помочь этому еврею! Помоги ему!
И тогда судья сказал:
— Хорошо. Будь по-вашему.
И подмахнул…
Есть один судья, который очень любил рава Ицхака. Был его хасидом. Но… Знаешь, Рав Ицхак… делал… за что его… можно было… Один раз… словили нас… нарубили дров…Судья говорит:
— Все. Арестую! Я его арестую!
И выписал ордер на арест. Вписал в бланк: «Ицхак Зильбер».
А полицейский Цви, чья смена была, он, когда рава Ицхака видел, полы пальто ему целовал, не смел руку целовать — так его любил. Судья вызывает Цви, дает ему ордер и говорит:
— Арестуй его!
Тот взял постановление об аресте, читает: «Ицхак Зильбер»:
— Какой Ицхак Зильбер? На кого этот ордер?
— На него. Арестуй его!
Тот отвечает:
— Его?! Его я не могу арестовать…
— Приказываю тебе, арестуй!
— Его — не могу! Не буду!
Тогда рав Ицхак говорит:
— Даян говорит, что надо арестовать, так арестуй!
— А вы не обидитесь?
— Нет, надо его слушать! Он талмид хахам. Если он приказывает, то надо слушаться!
Полицейский отвел глаза в сторону и говорит:
— Ата бе-маацар — ты арестован.
А судья взял ордер и дописал: «На одну минуту…»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам исполняет завет Творца и идет в незнакомом ему направлении. Ханаан стал отправной точкой для распространения веры в Одного Б-га.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраам хотел достичь совершенства в любви к Ашему
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Что общего между контрабандистами и родителями, которые обеспокоены поведением взрослого сына? Истории по теме недельной главы Торы.
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам отделяется от Лота. К нему возвращается пророческая сила. Лота захватывают в плен, и праотец спешит ему на помощь.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраму было уже семьдесят пять лет
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Праотец Авраам стал светом, которым Творец удостоил этот мир. Биография праотца в призме слов Торы.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Сара умирает. Авраам не перестает распространять веру в Б-га и отправляет Ицхака в ешиву.
Батшева Эскин
После недавнего визита президента Израиля Реувена Ривлина в США израильскую и американскую прессу облетела сенсационная фотография, на которой Президент США Джо Байден в Овальном кабинете Белого Дома стоит перед израильским президентом на коленях
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сатан, огорченный тем, что не смог одержать победу ни над Авраамом, ни над Ицхаком, появился теперь перед Сарой.
Рав Йосеф Б. Соловейчик
Мы все члены Завета, который Б-г установил с Авраамом.