Из цикла «Путеводитель по еврейскому Тбилиси», темы: Ашкеназы, Синагога, Еврейская история, Школа, Диаспора, Грузинские евреи, Путешествия
Оглавление
Большая синагога (она же Сефардская синагога, Грузинская синагога или синагога евреев из Ахалцихе) — главная синагога еврейской общины Тбилиси. Она была построена ахалцихскими евреями в период с 1904 по 1911 год на территории тогда Армянского базара, а ныне — улицы Коте Абхази. Ее основатели происходят из города Ахалцихе.
Первоначально синагога занимала арендованное здание «Muntuaant darbazi», но оно было разрушено по приказу российских властей в 1899 году. В 1903 году тифлисские евреи обратились к царю с просьбой разрешить строительство нового дома молитвы, и через год было принято положительное решение.
Архитектор придал синагоге форму мавританско-эклектичную, со сводчатым потолком и освещением. Здание имеет размеры 24,5 метра в длину, 15 метров в ширину и 14 метров в высоту.
Так выглядит Большая синагога Тбилиси
В верхнем (большом) молитвенном зале есть отдельная женская галерея, в нижнем (малом) женская часть отделена перегородкой. Стены и потолок большого зала были расписаны в 40-х годах ХХ века геометрическими узорами, цитатами из ТаНаХа и фрагментами молитв. Стены меньшего молитвенного зала украшены похожими, но более скромными узорами.
Верхний (главный) зал с расписным потолком
Расположена синагога по адресу ул. Ованеса Туманяна, 12 (как показано на картах). Но на самом деле, на этой улице находится черный вход, который обычно закрыт. Поэтому, чтобы найти главный ее вход, с улицы Туманяна необходимо пройти через Иерусалимский переулок на улицу Котэ Абхази.
Проще сразу идти по улице Котэ Абхази до номера 47. Синагогу легко увидеть по стоящей во дворе ханукие. Во дворе синагоги расположена доска с фотографиями известных раввинов разных времен из всей Грузии. Также при синагоге имеется женская миква (мужская миква находится в синагоге «Бейт Рахель»).
Во дворе на праздник Суккот ставится сукка. В глубине двора расположен кошерный ресторан «Давид». В синагоге ежедневно собирается миньян на все три службы. Также ежедневно коэны благословляют общину. Шахарит начинается в 8 утра в те дни, когда не читают свиток Торы, и в 7.45 — в дни чтения Торы (понедельник, четверг). Минха и Арвит (грузинские евреи, как и другие сефарды, так называют Маарив) — в зависимости от времени захода солнца.
Раввин синагоги — Рахамим Мурдухашвили, габай — Мераб Чанчалашвили. В синагогу с визитами приезжает главный раввин грузинских евреев Израиля — Яков Гагулашвили. 2 мая 2019 года он приезжал вместе с главным раввином ХаБаД России Берлом Лазаром по поводу презентации учебного центра «Ор Авнер — Тбилиси»: в сентябре 2019 года планируется открыть школу и детский сад.
Синагога «Бейт Рахель» (на картах обозначается как «Синагога», «Новая синагога» или «Малая синагога») была вновь отстроена в 2009—м году. Сведения о ее истории разноречивы. Согласно одним документам, синагога располагалась в жилом кирпичном доме, арендованном для молитвы, а затем жилой дом, в котором она изначально располагалась, был перестроен под синагогу в 1864 году.
По другим источникам, существующее здание было перестроено в 1914 году. По некоторым сведениям, для выходцев из Ирана и Турции синагогу на этом месте основал Акива Мошеевич Моше-оглы. Он родился в 1890 году в Турции, и в возрасте шести лет его привезли в Грузию. Еще юношей он стал руководить общинными делами выходцев из Турции и Ирана, а, достигнув зрелого возраста, стал хазаном основанной им синагоги. Изначально это была синагога так называемых «иностранных евреев» — лахлухи (самоназвание курдских или ассирийских евреев из Ирана).
Здание синагоги «Бейт Рахель», она же «Новая синагога»
В Тбилиси лахлухи работали преимущественно строителями и шофёрами. Часть выехала в середине 1930-х годов, когда советское правительство потребовало от жителей с иностранными паспортами либо принять советское гражданство, либо выехать из страны. В 1951 году оставшиеся в Тбилиси лахлухи в числе «бывших иранских подданных» были депортированы в Сибирь и Восточный Казахстан, и тогда в синагоге начали молиться ашкеназские евреи (т.к. обе ашкеназские синагоги города к тому времени были закрыты Советской властью, и молиться ашкеназским евреям было негде), и синагогу начали называть «ашкеназской».
Одним из самых известных и почитаемых раввинов этой синагоги был рав Хаим бен Яков Михаэл Купчан. После массовой алии в Израиль ашкеназских евреев в городе практически не осталось, и по сей день в ней молятся по нусаху сефардских евреев. Таким образом, в обеих действующих синагогах сейчас проводятся молитвы только по сефардскому нусаху.
Со временем строение обветшало. Сперва казалось, что достаточно будет восстановить одну покосившуюся стену старого здания, но после начала работ выяснилось, что этим ограничиваться нельзя. Пришлось укреплять и заново отстраивать стены, фундамент, крышу, менять деревянные конструкции. Появилась возможность добавить нижний зал — здание стало двухэтажным. Были добавлены пристройки и построена мужская миква (женская находится в Большой синагоге).
Сейчас отреставрированная синагога имеет два молельных зала общей площадью более 600 кв. м. В главном зале до 80 сидячих мест, можно поставить дополнительные стулья. В женском отделении — до 50 мест. В нижнем зале размещен старинный Арон а-Кодеш, которому почти 150 лет. Интерьер и убранство синагоги, цветные витражи на еврейскую тематику в окнах и облицовка стен производят большое впечатление. Открытие обновлённой синагоги состоялось 15 сентября 2009 г. В это время габаем синагоги работал Элияу (Элгуджа) Джанашвили.
Старинный Арон аКодеш в синагоге «Бейт Рахель», которому ок. 150 лет
С началом перестройки, в 1988 г., в Тбилиси возникают еврейские школы, возрождается религиозно-общинная жизнь. С 1991 г. раввином г. Тбилиси, а с 1993 г. по 2012 г. — главным раввином Грузии, был Ариэль Левин, который долгие годы являлся хазаном ашкеназской синагоги.
В настоящее время раввин синагоги — Авимелех Розенблат — ашкеназский (не грузинский) еврей. Но в качестве хазана синагоги он молится по сефардскому нусаху.
Именно они — р. Ариэль Левин, р. Авимелех Розенблат и Элияу (Элгуджа) Джанашвили, вместе с доверенным лицом Евроазиатского еврейского конгресса Борисом Таксером, руководителем строительных работ Борисом Пичхадзе, его сподвижниками — Мерабом Кацобашвили, Бессарионом Даварашвили, Эльдаром Гусейновым, дизайнерами Зурабом Хананашвили и Бежаном Кукуладзе — внесли неоценимый вклад в обновление синагоги.
Новая синагога названа в честь матери Александра Машкевича, президента вышеупомянутого конгресса, который оказал щедрую спонсорскую поддержку делу возрождения духовной жизни еврейской общины Грузии. Но кроме него были и многие другие — как в Грузии, так и за ее пределами. Имена людей, оказавших наиболее значимую помощь, увековечены на стенах синагоги.
В разное время в синагоге работали коэн Малкиэл Эхискелашвили, хазан Авраам Малкин, габаи — Авраам Гинзбург, Илья Лейбович, Михаил Биниашвили, Давид Хахиашвили и др. С мая 2010 г. по настоящее время габаем синагоги является Иосеф Мошиашвили.
Коэн в синагоге — р. Рафаэль Месенгисер. Ему 86 лет, при этом он выглядит очень бодро, ежедневно благословляет общину, в шабат проводит кидуш и говорит диврей Тора.
Ежедневно собирается миньян — на Шахарит в 8.00, а на Минху и Арвит — в зависимости от времени захода солнца. В синагоге есть сидуры с транслитерацией на русском языке. В Арон а-Кодеш хранится 2 ашкеназских и 7 сефардских свитков Торы, а службу проводят по сефардскому нусаху.
В шабат на каждой службе бывает около 50 человек, диврей Тора говорят на грузинском и на русском языках. В шабат проводится кидуш в узком кругу, в основном — для евреев, которые живут далеко от синагоги и снимают на шабат номера в гостиницах недалеко от синагоги. Вокруг много гостиниц на любой вкус и кошелек (от 10 лари за ночь в хостеле и до 150 в дорогом отеле, где могут сделать скидку до 50% постоянным «шабатним гостям»). В самой синагоге гостевых номеров нет.
С двух сторон от Арон а-Кодеш стоят красивые вазы, в которые ставят растения на праздник Шавуот для украшения синагоги, а во дворе ежегодно ставится сукка, украшаемая по грузинскому обычаю фруктами, которыми славится земля Израиля.
При синагоге имеется колель [учебное заведение для женатых мужчин — прим. ред.], руководитель — р. Яаков Давидашвили. Расположена синагога по адресу: Кожевенный переулок, 13 (на некоторых картах — Кожевенный тупик или Tkavi 1 Dead End). Найти ее очень тяжело даже с навигатором. Переулок расположен полукругом за улицей Котэ Абхази. Поэтому нужно идти по улице до номера 28. Таких номеров целых три. Перед левым из них — арка. Нужно пройти в нее, и синагога будет с левой стороны.
Образовательный центр был организован бывшим главным раввином Грузии р. Ариэлем Левиным при поддержке еврейской организации «Комитет спасения евреев». Здесь функционировали еврейская школа, детский сад, ешива, колель, проводились уроки для девочек и женщин.
Сейчас руководителем центра является р. Авимелех Розенблат. Колель работает в синагоге Бейт Рахель, а детский сад находится в районе Ортачала, руководят им р. Яаков и р. Ципора Давидашили.
На базе всемирной организации Олами при центре функционирует Организация Олами Джорджия. Она находится по адресу: ул. Котэ Абхази, 47, около Большой синагоги. Директор Олами — р. Аарон Мдинарадзе, региональный руководитель — р. Аарон Джанашвили.
Олами Джорджия — это программа «Ешива» имени р. Авраама Хволеса и р. Габриэля Даварашвили — для молодежи 18-28 лет. В ней учатся 15 мальчиков каждый день с 10:00 до 16:00. Преподаватели — р. Авимелех Розенблат, р. Шимон Цицуашвили, р. Яаков Давидашили, р. Давид Мдинарадзе, р. Аарон Мдинарадзе и р. Аарон Джанашвили.
На женской программе «Старс-интенсив» для девушек учатся каждый день с 15:00 до 18:00 15 девушек 18-28 лет. Преподаватели — р. Симха Мдинарадзе, р. Сара—Хая Хухашили, р. Эстер Цицуашвили и р. Даяна Мдинарадзе.
Часто приезжают гости и раввины из Израиля — р. Яаков Типограф, р. Моше Пантелят, р. Асаель Мирте, р. Цви-Хайм Перл (Палагашвили). Проводятся экскурсии по Грузии и за ее границами, шабатоны, семинары, праздники.
Бейт-ХаБаД (офис ХаБаДа) находится в левой части здания по адресу ул. Котэ Абхази, 25. Представлен он раввином Меиром Козловским с женой Ципорой, а также раввином Шнеуром-Залманом Заксом с женой Брахой-Мушкой.
Здесь регулярно проводятся занятия по хасидуту и изучению иврита, в шабат здесь собираются местные евреи, а также туристы из Израиля на вечерний и дневной кидуш. Для участия в кидуше необходимо заранее зарегистрироваться, т.к. желающих очень много, и необходимо расставить заранее столы так, чтобы были места для всех. Зарегистрироваться можно через интернет, самостоятельно оплатив регистрационный сбор и трапезы, либо через раввина Меира Козловского.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»