Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Тема

Грузинские евреи

Термин «Грузинские евреи» укоренился в XIX веке, после включения Грузии в Российскую империю, хотя в исторической литературе такое название применялось с XI в. Первые евреи появились на территории Грузии, скорее всего, после разрушения Первого Храма. Грузинские евреи говорят по-грузински и называют себя «эбраэли», «картвели эбраэли» или «исраэли». Православная церковь Грузии не преследовала евреев, и на протяжении веков евреи в Грузии сохраняли свои традиции. Начиная со второй половины XIX-го в. евреи стали покидать Кавказ, и большая их часть сейчас живет в Израиле. Общая численность грузинских евреев сегодня — ок. 200 тысяч, в Израиле живет почти 60% из них, ок. 120 тысяч.

Оглавление

Когда появились евреи в Грузии? [↑]

История евреев Грузии восходит к глубокой древности. Как свидетельствует путешественники XVIII и первой половины XIX веков, среди евреев Закавказья была ещё жива легенда, что они потомки десяти колен Израилевых, поселённых в Мидии ассирийскими царями.

Эта традиция грузинских евреев совпадает с агадическим преданием. На вопрос, куда были уведены десять колен, Мар Зутра отвечает: «в Африку». Можно полагать, что топоним אפריקי, упоминаемый несколько раз в Вавилонском Талмуде(например: РхШ. 26а; Санх. 94а; Тамид 32а), следует читать как эфирике, то есть Иберика, или Иберия — одно из древних названий Восточной Грузии, а также Грузии в целом.

Параллельно этому преданию, сохранилось другое предание, по которому начало еврейского поселения в Грузии следует отнести к эпохе разрушения Первого Храма. Согласно «Истории Грузии» царевича Вакуштия, после разрушения Иерусалима часть изгнанников явилась в Грузию и просила наместника Мцхета дать им место для поселения. Царь согласился и назначил им участок на реке Занав, который, в виду уплачиваемой евреями дани, получил название Керк (дань).

Согласно той же «Истории Грузии», после разрушения Второго Храма еврейские беженцы явились в Мцхет и поселились там вместе со своими единоверцами, пришедшими в прежние времена.

Сами грузинские евреи в 2014 году отмечали свое 2600-летнее присутствие на территории Грузии, основываясь на данных «Картлис Цховреба» — Летописи Грузии, ссылаясь, в частности, на свидетельства выдающегося историка и писателя XI века, епископа Леонтия Мровели.

Гонения в Месопотамии и Персии способствовали усилению притока еврейской эмиграции на Кавказ.

Часть евреев поселилась в его восточных и северо-восточных районах среди населения, говорящего по-татски, и переходили на этот язык. Так возникла община горских евреев.

Другая часть селилась в Закавказье, и так возникли общины армянских и грузинских евреев. О различных еврейских поселениях VI-го века н.э. сообщают арабские историки.

Грузинские евреи в VII — XIX веках н.э. [↑]

После завоевания во второй половине VII века значительной части Грузии арабами, она превратилась в провинцию арабского халифата, хотя и осталась христианской страной.

В письме Хасдая ибн-Шапрута к хазарскому царю Йосефу (около 960 года) есть такие строки: «Предки наши рассказывали нам, что место, где они (хазарские евреи) жили, прежде называлось “гора Сеир”, но государь мой знает, что гора эта далека от его местожительства». Здесь под «горой Сеир» подразумевается «не Византия, известная в средневековой еврейской литературе под именем Сеир и Эдом, но соседний с Хазарией Серир на Кавказе…» (А. Гаркави, Сказания еврейских писателей о хазарах).

В XII-м веке еврейский путешественник Биньямин из Туделы (Вениамин Тудельский) упоминает, что юрисдикция «Рош галута» («главы изгнания») распространялась, между прочим, и на евреев «всей Армении и страны Кота, близ горы Арарат, в стране Алании», и что евреи прибывают к «Рош галута» в Вавилон, «чтобы получить от него рукоположение и владычествование, и приносят ему дары и подношения».

Можно полагать, что в результате монгольского нашествия часть евреев переселилась из Восточной и Южной Грузии в другие страны. Так, в начале XIV в. в городе Тебризе (Северо-Западный Иран) жил еврейский законоучитель по имени Иешаяу бен Йосеф ат-Тифлиси, который написал там в 1330 г. сочинение под названием «Сефер Ган Эден» («Райская книга»).

Бедственное положение грузинских евреев после монгольского нашествия способствовало превращению их в крепостных. Сохранились многочисленные исторические свидетельства о крепостном состоянии грузинских евреев на протяжении почти 500 лет. Первые свидетельства относятся к 1398 г., когда, по сообщению грузинской хроники, царь Александр преподнес бывшему патриарху грузинской церкви Диометию многочисленные дары, среди которых упоминаются 27 еврейских семей, крепостных царя, проживающих в селении Ганух.

По-видимому, в XV—XVI веках процесс закрепощения крестьян и ремесленников ускорился вследствие еще более резкого ухудшения положения грузинских евреев, связанного с военными вторжениями (сначала Тимура, а затем войск Турции и Ирана) и беспрерывными внутренними распрями, приведшими к разделению Грузии с конца XV века на три царства и пять владений.

В ходе бесчисленных войн и восстаний, опустошивших целые районы страны в конце XVIII в. — начале XIX в., евреи, лишившиеся состояния и бежавшие в места, где им не угрожала опасность, вынуждены были искать покровительства местных феодалов. Ценой такого покровительства всегда было закрепощение. Одним из условий принятия крепостного состояния евреями было обязательство господина не принуждать их к переходу в христианство. Однако документально зафиксированы случаи, когда церковь выплачивала долги еврея его владельцу в обмен на обязательство принять христианство.

В течение всего периода крепостного состояния грузинских евреев продолжались добровольные и насильственные миграции еврейского населения. Известна добровольная миграция грузинских евреев в Крым в XV—XVI веках. В XVII-XVIII вв. большое число грузинских евреев было угнано насильственно в Персию вместе с христианскими жителями Грузии.

Вследствие перехода в христианство и миграции, еврейское население на Кавказе значительно уменьшилось. Арчил, царь Имеретии, бывший в 1703 году в Москве, описывая боярину князю Головину тогдашнее положение Грузии, говорит, что «весь народ исповедует веру христианскую, кроме малого числа евреев».

Разбросанность, разобщенность и отсутствие единого религиозно-духовного центра привели к снижению уровня религиозных знаний грузинского еврейства.

Грузинские евреи под властью Российской империи [↑]

После включения Восточной Грузии в состав Российской империи в 1801 году, грузинские евреи, относившиеся к категории царских крепостных, были переведены в категорию «крепостных казначейства», и им было вменено в обязанность выплачивать оброк российской казне.

Положение 1804 г. предоставило евреям право водворяться в Кавказской губернии и приобретать здесь земельную собственность. Однако евреи направились не в Кавказскую губернию, а в Грузию, особенно в Тифлис: здесь появились евреи как из России, так и из других стран, занимавшиеся преимущественно ремеслами — шапочным, портняжным, сапожным и другими.

Надо отдать должное грузинской православной церкви: она не преследовала евреев, и они могли свободно соблюдать традиции.

По официальной ведомости 1835 года, на всю Грузию и Закавказскую область приходилось около 12000 жителей и 14 синагог, но большая часть — это горские евреи, проживавшие в Дербенте, Дагестане и Кубе. У грузинских же евреев в Гори было 3 синагоги, в Кутаиси — две, в Тифлисе — ни одной, зато был один шохет, который обеспечивал 61 еврея, там проживающего, кошерным мясом. В Ахалцыхе жило более 600 евреев, но ни одной синагоги там не было, и временных «миньянов» тоже не зарегистрировано. Но, надо сказать, шохеты и моэли (религиозные врачи, делающие обрезание) всегда были во всех местах проживания грузинских евреев.

С отменой крепостного права в Грузии (1864—71) освобожденные крепостные евреи начали уезжать в Землю Израиля. Другие же переселялись в города, причем выходцы одного села стремились перебраться единой группой в один и тот же город, где основывали собственную синагогу. Обычно такая группа состояла из ограниченного числа больших семей, включавших три-четыре поколения.

Во главе каждой группы стоял выборный габбай, который был ответствен за управление делами синагоги. Хахам, руководивший религиозной жизнью группы, сочетал функции раввина, хазана, шохета, моэля и учителя «медреша» (хедера — начальной религиозной школы). Группы выходцев из разных сел оседали в городах рядом друг с другом, в результате чего еврейское население каждого города сосредоточивалось в одной его части, которая превращалась в еврейский квартал.

Во второй половине XIX века в Грузии отмечено шесть кровавых наветов, что в этот период было наивысшим числом не только в пределах Российской империи, но и во всем мире. Самым известным из них было обвинение девяти грузинских евреев из городка Сачхери в убийстве с ритуальными целями христианской девочки накануне праздника Песах 1878 г.

Суд проходил в Кутаиси и вошел в историю под названием «Кутаисского процесса». Обвиняемые были признаны невиновными, но тем не менее, уверенность местного населения в том, что евреи пользуются христианской кровью при изготовлении мацы, не была поколеблена. Другие случаи кровавых наветов в Грузии второй половины XIX в. отмечены в 1852, 1881, 1882, 1883, 1884 гг. В 1895 г. евреи Кутаиси подверглись жестокому погрому.

В конце 1890-х гг. главным раввином города Цхинвали был избран Авраам а-Леви Хволес (1857—1931), ученик знаменитого литовского раввина Ицхака Эльхонона Спектора. Единственным языком общения между ним и его паствой был иврит, и с течением времени число пользующихся этим языком среди грузинских евреев Цхинвали значительно возросло.

В 1906 г. р. Хволес открыл первую в Грузии школу талмуд-тора, в которой училось около 400 учеников. Впервые в истории грузинских евреев он ввел обучение девочек, пригласив учительницу иврита. Нескольких из своих лучших учеников Хволес отправил в ешивы Литвы для продолжения обучения и получения раввинского звания, что стало с течением времени общепринятым среди грузинских евреев.

Влияние раввина Хволеса вышло далеко за пределы Цхинвали. В 1902 г. в Тбилиси была основана школа для детей грузинских евреев, в которой преподавание велось по системе «иврит на иврите». Преподаватели этой школы были приглашены из Вильно.

В начале XX века в Цхинвали (и в некоторых других городах и поселках) евреи составляли основную часть населения — еврейский квартал Цхинвали по численности населения превышал число грузин, осетин, армян или русских.

В Земле Израиля [↑]

Первая мировая война прервала начавшийся еще в XIX-м веке процесс алии грузинских евреев в Эрец-Исраэль. По переписи населения Палестины 1916 г., община «гурджей» (то есть грузинских евреев) насчитывала 439 человек, из которых подавляющее большинство проживало в Иерусалиме, где они создали собственный квартал неподалеку от Дамасских (Шхемских) ворот. После погромов 1929 года этот квартал был покинут евреями.

Несмотря на то, что основным побудительным фактором алии было религиозное стремление, число хахамов среди грузинских евреев, прибывших в Эрец-Исраэль, было незначительно. Среди них известный ахалцихский хахам Иосеф Давидашвили, прибывший в Эрец-Исраэль в 90-х гг. 19 в., Симан бен Моше Рижинашвили, который опубликовал в 1892 г. в Иерусалиме иврит-грузинский учебник-разговорник (в еврейской графике) «Сефер хинух а-неарим» («Книга воспитания отроков»), и Эфраим бен Яаков а-Леви Кукия, опубликовавший в 1877 г. в Иерусалиме религиозно-философские сочинения «Ялкут Эфраим ал а-Тора им хамеш мегилот» («Собрание [комментариев] Эфраима на Тору и пять свитков») и «Сам Хаим: ликутим у-мусарим товим» («Эликсир жизни: извлечения и благие морали»).

После октябрьского переворота 1917 года [↑]

После октябрьского переворота в России 1917 года, в Грузии усилилось стремление к независимости, и вскоре, в мае 1918, была образована демократическая республика. При объявлении выборов в Грузинское учредительное собрание было отведено два места для кандидатов от грузинских евреев и одно для кандидата от ашкеназов.

В этот период растет стремление евреев к ассимиляции. Появились евреи, заявлявшие, что грузинские евреи с этнической точки зрения не евреи, а грузины, отличающиеся от остального населения страны лишь религией.

С вторжением Красной армии в Грузию в феврале 1921 г. началось массовое бегство населения, спасавшегося от нового русского завоевания. Вместе с волной эмигрантов покинуло Грузию от полутора до двух тысяч грузинских евреев, из которых около тысячи человек прибыли в Землю Израиля. Остальные осели, в основном, в Стамбуле, где уже с 1880-х гг. существовала община грузинских евреев.

Советская власть в Грузии первоначально действовала в соответствии с принципами так называемой восточной политики компартии, то есть с подчеркнутым уважением к местным, в том числе религиозным, традициям. Это распространялось и на отношение советских властей к грузинским евреям. Правительственные органы фактически не вмешивались в дела, связанные с еврейской религией, и синагоги продолжали действовать как прежде.

«Восточная политика» продержалась недолго, и уже в середине 20-х годов начались гонения на евреев, отказывавшихся оставить свою религию, синагоги закрывались.

Создание особых еврейско-грузинских колхозов без перевода их жителей на новые места позволило грузинским евреям не только попытаться найти выход из тяжелого материального положения, но и сохранять традиционную общинную жизнь, соблюдать кашрут, Субботу, еврейские праздники и т. п.

Однако, уже с начала 30-х гг. власти начали принимать меры по расшатыванию еврейской традиции, внедряя в еврейские колхозы членов других национальностей, и колхозы переставали быть еврейскими.

Единственным исключением остался первый из грузинско-еврейских колхозов, Цители-Гора. Он продолжал существовать как единственный еврейский колхоз в Грузии до начала 70-х гг.

В сентябре 1937 г. были арестованы девять хахамов (двое из них — ашкеназы) города Цхинвали (именовавшегося тогда Сталинири) и убиты без суда в тюрьме. Через некоторое время был арестован и присужден к смертной казни раввин Д. Баазов (приговор был заменен затем на 10 лет ссылки в Сибирь).

Несмотря на репрессии и преследования, даже в 1960—70-х гг. большинство грузинских евреев продолжало регулярно посещать синагоги по субботам и праздникам и соблюдать кашрут. Обрезание, хупа и погребение в соответствии с еврейскими религиозными обычаями соблюдались практически всеми грузинскими евреями. Многие дети грузинских евреев готовились к бар-мицве в подпольных хедерах, о существовании которых власти знали, но предпочитали их не замечать. Они даже умудрялись сооружать простые маленькие шалаши-Суккот и обзаводиться одним на всю общину этрогом и лулавом.

Кроме Тбилиси основными центрами проживания грузинских евреев в конце 1960-х — начале 70-х гг. были Кутаиси, Кулаши, Цхинвали, Гори, Они, и Сачхери. В городах проживания евреев и при советской власти возникали кровавые наветы: 1963 г. — Цхалтубо, 1964 г. — Зестафони, 1965 г. — Кутаиси.

После Шестидневной войны Грузия явилась в Советском Союзе районом самого массового участия евреев в демонстрациях и в подписании петиции с требованием права выезда в Израиль. Знаменитое «Письмо Восемнадцати» — письмо 18-ти глав семей евреев в ООН от 6 августа 1969 г. с просьбой воздействовать на правительство Советского Союза, чтобы оно предоставило им возможность выехать в Израиль, было первым документом движения за алию в СССР, который стал известен широкой мировой общественности. 13 из этих 18 семей были грузинские евреи.

Массовая алия грузинских евреев началась в 1971 г. За десять лет в Израиль репатриировалось около 30 тысяч грузинских евреев. После Перестройки и распада СССР эмиграция стала массовой.

Общины грузинских евреев в Грузии [↑]

В Тбилиси на сегодняшний день всего две действующие синагоги, одна из них грузинская синагога, другая — ашкеназская.

Грузинская синагога в мавританско-эклектичном стиле, со сводчатым потолком и освещением, была основана евреями из Ахалцихе, которые обосновались в Тбилиси в конце XIX веке и молились сначала в другом здании, а в 1903 году получили разрешение на строительство нового молельного дома.

В бывшей купольной синагоге, закрытой в 20-е годы при Советской власти,
в 1934 году был основан музей истории евреев. На волне борьбы с сионизмом в 1953 году музей тоже был закрыт, и отремонтировали и открыли его для публики только в 2014 году.

В Кутаиси существует еврейский квартал с тремя синагогами. Еврейский квартал в Ахалцихе евреями уже не населен, и стал объектом посещения израильских туристов, осматривающих две синагоги и еврейское кладбище. Ахалцихская Старая Синагога была построена ещё в турецкую эпоху, в 1740-е годы, так что сейчас она является древнейшим памятником ахалцихской архитектуры.

В городе Они (в центральной части региона Рача) веками жили грузинские евреи. В прошлом еврейская община этого города считалась одной из самых больших в стране, третьей после общин Тбилиси и Кутаиси: нее входило более трех тысяч человек. Когда-то это составляло одну треть от общего количества населения города.

В начале 50-х годов ХХ-го века, во время борьбы с сионизмом, было решено закрыть синагогу в Они. Пришедшие к зданию работники министерства госбезопасности обнаружили, что оно заперто изнутри и оттуда доносится плач детей. Оказалось, что в синагоге, чтобы спасти ее от разрушения, заперлись не только еврейские матери с детьми, но и грузинские. Чекистам ничего не оставалось, как оставить синагогу в покое. Благодаря такой самоотверженности, сегодня в Они стоит это прекрасное здание, построенное в 1895 году по тому же проекту, что и варшавская синагога.

Сейчас уже почти не осталось евреев в Они, Сурами, Ахалцихе, Цхинвали и других городах. Остались еще грузинские евреи в Тбилиси, Кутаиси, Гори, Батуми. По переписи населения, проведенной в 2002 году, их не более 4 000, и, в основном, это люди старшего поколения, чьи дети и внуки живут в Израиле и других государствах.

Общины грузинских евреев в России и Израиле [↑]

Приехавшие в Москву и С.-Петербург после развала Союза грузинские евреи не смогли интегрироваться ни в одну из существующих общин. И вот в 2008 году при Московской Хоральной синагоге открылась синагога грузинских евреев «Шатер Ицхака», а в 2010 году на территории комплекса Большой Хоральной синагоги С.-Петербурга — синагога «Оэль Моше».

В Израиле грузинские евреи живут, по большей части, в Ашдоде, Ашкелоне и Бат-Яме. В одном только Ашдоде община насчитывает около 40 тысяч человек. Они даже добились того, что День Грузии в Ашдоде стал городским праздником, который отмечается с большой торжественностью ежегодно 8 октября.

Из примерно 200 тысяч грузинских евреев, в США живет 5 тысяч, в Грузии — 13 тысяч, а в Израиле сегодня — около 120 тысяч.

Как и было предсказано пророками, евреи собираются в Земле Израиля со всех четырех концов Земли: «Поэтому вот, наступают дни, — сказал Г-сподь, — когда не будут больше говорить: "(как) жив Г-сподь, который вывел сынов Израиля из земли Египетской», А (скажут): «(как) жив Г-сподь, который вывел и который привел потомство дома Израиля из страны северной и из всех стран куда Я изгнал их; и будут они жить на земле своей» (Ирмияу, 23).

Выводить материалы