Из цикла «Мусар Дома Учения в Кельме», темы: Испытания, Дарование Торы, Изучение Торы, Рав Хаим Бурштейн, Мусар, Истинность Торы
«И сказал Г-сподь: они оставили Тору Мою, которую Я даровал им, и не внимали голосу Моему, и не следовали ему»[66]
Из этих слов пророка Ирмеягу явственно следует, что Тора — дар с Небес. Наступит время, когда все народы мира признают: «И соблюдайте, и исполняйте (Тору), ибо она — ваша мудрость и ваше понимание перед глазами народов, которые услышат все эти повеления и законы и скажут: однако мудрый и разумеющий этот великий народ»[67]. Тора предшествовала Сотворению мира, и ее заповеди предназначены для того, чтобы привести человека к гармонии: «Пути ее (Торы) — пути приятные, и все стези ее — мир»[68].
Из главной цели мироздания, предначертанной Всевышним, — раскрытия единства Б-га на земле — нашим глазам раскрывается причина сотворения человека, что является доказательством небесного происхождения Торы. Ибо кто сможет дать человеку законы, по которым ему следует жить в землях, в которых еще никто не побывал, а тем более — раскрыть для себя ценности высшего мира? И кто же, обладая даже весьма ограниченным разумом, не поймет, что душа приходит в этот мир для испытания, чтобы ответить Пославшему его правдивыми речениями, основанными только на Торе с Небес, которая знает, какие поступки ведут человека к заповедованной ему цели — к миру, который весь вечен и благ. Откуда о них могли бы узнать живущие на земле, если не с Небес?!
И только пока еврей глубоко не постигнет высочайшие ценности Торы, она может казаться ему ярмом, обременяющим шею народа Израиля. Ее начало — испытание, но конец — великое и безграничное наслаждение, помимо ее невероятной награды — сокровенного Знания. И тогда этот стих Торы приобретает следующий смысл: «И соблюдайте» — изучайте Тору столь разумно, чтобы ваше «и исполняйте» даже окружающим народам дало понимание, что Тора — Б-жественное Учение — источник мудрости и света. Изучение Завета Всевышнего и возвышенное служение Ему станут освящением имени Б-га. И в этом уже однозначно убедился весь народ Израиля: «Лицом к лицу говорил Г-сподь с вами на горе из огня»[69].
Даже если бы никто не знал о Б-жественном Откровении на горе Синай, сама Тора объявляет и провозглашает, что она — дарование с Небес: «Мудрость на просторах будет воспевать, на площадях подаст голос свой»[70]. Первичное понятие нашей веры заключается в том, что человек сотворен только для того, чтобы пройти испытания в нижнем мире, исправить свои недостатки, войти во дворец Царя всего мира для вечной жизни и пребывать в нем в безграничной радости.
[66] Ирмеягу 9:12. См. гл. 84 этой книги.
[67] Дварим 4:6.
[68] Мишлей 3:17.
[69] Дварим 5:4.
[70] Мишлей 1:20.
Редакция благодарит рава Хаима Бурштейна за любезное разрешение на публикацию
Акива Татц,
из цикла «Жить вдохновенно»
Главная особенность мессианского откровения состоит в том, что оно остается скрытым до того момента, пока реально не произойдет. Его невозможно предсказать; никакие мистические изыскания не помогут узнать, когда оно наступит.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография верховного судьи Израиля, человека, за которого вышла замуж моавитянка Рут, принявшая иудаизм.
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Запретительные»
Отношения с древними народами.
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Моавский царь, чье имя носит глава, посылает секретное посольство к сильнейшему из практиковавших тогда специалистов широчайшего профиля
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Зильбера на недельную главу «Балак»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография отважного воина и праведника
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Запретительные»
Законы войны.
Рав Бенцион Зильбер
Глава рассказывает о последнем, сороковом годе пребывания евреев в пустыне. Сороковой год был насыщен множеством важных событий: умерли Мирьям и Аарон, сестра и брат Моше; со смертью Мирьям общину покинул колодец, который служил евреям источником воды и все эти годы перемещался вместе с ними по пустыне; высекая воду из скалы, Моше совершает ошибку и лишается права вступить в Эрец-Исраэль; на пути к Эрец-Исраэль на евреев нападают кнаанейцы, и евреи с Б-жьей помощью одерживают победу. В конце главы сообщается, что евреи подошли к границам Эрец-Исраэль и остановились на восточном берегу Ярдена, напротив города Иерихо. Начинается глава с закона очищения от ритуальной нечистоты – закона о красной корове (пара адума). Этот закон относится к разряду хуким, т.е. к категории законов, не только глубинная суть, но и общий смысл которых не объясним в рамках человеческого сознания.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Собери народ, чтобы повторить с ними прежние заповеди и обучить их новым, которые они еще не знают
Рав Носон Шерман,
из цикла «Рут и семя Машиаха»
Обычай, согласно которому после смерти мужа ближайший его родственник должен восстановить его род от его жены, т. е. брак по левирату, впервые упоминается в Торе в том месте, где речь идет о смерти Эра, первенца Иеуды
Рав Реувен Пятигорский
По материалам газеты «Исток»