Из цикла «Суббота, праздники, будни», темы: Мясное и молочное, Кашрут, Зеев Гринвальд, Еда
В ряде случаев закон запрещает к употреблению яйца, в которых обнаружены кровяные пятна. Если известно (по признакам, определяемым в «Шулхан Арух»), что яйцо неоплодотворенное, то достаточно удалить кровяное пятно и можно есть само яйцо. В случае сомнения желательно показать яйцо с пятном раввину.
Готовя торты или другие виды пищи с использованием яиц принято разбивать их по одному в стакан для проверки каждого из них в отдельности с тем, чтобы была возможность удалить яйцо с пятном, прежде чем оно смешалось с другими продуктами.
Все рыбы, имеющие чешую и плавники, являются кoшерными и не нуждаются ни в какой предварительной подготовке перед употреблением в пищу. Рыба, имеющая чешую, всегда имеет и плавники.
В магазинах продаются филе или другие подобные изделия из рыбы, о которой неизвестно, имела ли она чешую. В таких случаях требуется удостоверенное свидетельство ее кoшерности (הכשר).
Икра некoшерной рыбы также запрещена.
Раки и крабы, устрицы, морские змеи (угри и т.п.), улитки, креветки и все другие обитатели вод, кроме катерных рыб, запрещены Торой в пищу.
Эти законы многочисленны и сложны, и ниже они будут приведены лишь вкратце. Следует получить конкретные практические указания о ведении кoшерной кухни у сведущего в законах человека.
Все виды мяса и мясных изделий запрещено употреблять вместе с молочными продуктами.
Можно встретить в продаже виды готовых супов в порошках, в состав которых входят мясные эссенции, не указанные на этикетке продукта. Это касается и других видов кулинарных изделий. Так, можно встретить конфеты, сорта шоколада, мороженное и другие сладости, включающие в себя молочные эссенции, также не указанные на этикетках.
Использование таких продуктов может привести к совместному употреблению мясного и молочного. Поэтому требуется удостоверенное свидетельство об их кoшерности, в котором, в частности, указывается, включают ли они мясные или молочные добавления. Встречаются также продукты, в которых смешано мясное и молочное. Они запрещены Торой не только в пищу, но и ко всякому употреблению. В некоторых готовых видах детского питания может оказаться такая смесь.
Продукты, не включающие ни мясных, ни молочных добавлений, называются «парве» — «פרווה».
После мясных блюд, даже если само мясо не ели (например, картофель, сваренный с мясом), следует сделать перерыв в шесть часов перед тем, как есть молочные блюда.
После твердых видов сыров также выжидают шесть часов перед мясными блюдами.
После продукта парве. т.е. не включающего ни мясных, ни молочных добавлений, который был сварен в чистой мясной кастрюле, можно есть молочные продукты без перерыва. Также после мяса можно есть без перерыва продукт парве, сваренный в чистой молочной кастрюле.
Овощи с острым вкусом, как например, лук. хрен, чеснок, редька и т.п., которые были разрезаны мясным ножом, нельзя есть с молочными продуктами, и наоборот.
отдельного вида фруктов или овощей также появляется в них большое количество червей. Цитрусовые следует проверять, нет ли на их кожуре маленьких черных или коричневых точек, свидетельствующих о наличии в них мелких живых организмов.
Очень часто встречаются черви, жучки и другие насекомые в бобовых и семянных, например, фасоли, горохе, рисе, семечках, фисташках и других. Существуют различные способы их проверки и следует изучить их с помощью знающих людей или по книгам.
На листьях салата, капусты, цветной капусты, петрушки, укропа, мяты, зеленого лука и т.д. часто находятся в больших количествах жучки, мошки и т.п., которых очень трудно разглядеть из-за того, что их цвет сходен с цветом самих листьев. Поэтому проверить эти овощи можно только тщательно рассматривая каждый их лист под прямым светом солнца или сильной электрической лампы.
Следует проверять сухофрукты: сухой инжир, сливы, изюм и т.п.
Консервированные овощи и фрукты также требуют проверки.
Муку просеивают через мелкое сито, желательно из шелка.
Рыбу также проверяют в области жабр, во рту и под кожей, очищая ее от чешуи.
Рекомендуется проверять готовую лапшу, печенье и т.п., не завелись ли в них насекомые.
Еврейские мудрецы запретили к употреблению в пищу хлеб и другие виды пищи, сваренные или испеченные неевреем, даже если они не включают в себя некошерные добавления. Это запрещение наиболее строго по отношению к той пище, которую нееврей приготовил для своих собственных нужд, а не для продажи.
Если же еврей участвовал в процессе варки или печения, например, он зажег печь, то пища не попадает под вышеуказанное запрещение. Следует выяснить у раввина, как поступить в случае, если еврей должен находиться среди неевреев.
Следует заметить, что большое количество пекарен, изготовляющих питы в Израиле, находится во владении арабов.
Молоко, надоенное неевреем без наблюдения еврея, запрещено к употреблению.
Творог, изготовленный неевреем, также запрещен.
Вино нееврея, или вино еврея, до которого дотронулся нееврей, называется «йен несех» (יין נסך) и запрещено еврейскими мудрецами. Однако уже перекипяченное вино еврея не становится запрещенным, если до него дотрагивается нееврей.
Акива Татц,
из цикла «Жить вдохновенно»
Главная особенность мессианского откровения состоит в том, что оно остается скрытым до того момента, пока реально не произойдет. Его невозможно предсказать; никакие мистические изыскания не помогут узнать, когда оно наступит.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография верховного судьи Израиля, человека, за которого вышла замуж моавитянка Рут, принявшая иудаизм.
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Запретительные»
Отношения с древними народами.
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Моавский царь, чье имя носит глава, посылает секретное посольство к сильнейшему из практиковавших тогда специалистов широчайшего профиля
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Зильбера на недельную главу «Балак»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография отважного воина и праведника
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Запретительные»
Законы войны.
Рав Бенцион Зильбер
Глава рассказывает о последнем, сороковом годе пребывания евреев в пустыне. Сороковой год был насыщен множеством важных событий: умерли Мирьям и Аарон, сестра и брат Моше; со смертью Мирьям общину покинул колодец, который служил евреям источником воды и все эти годы перемещался вместе с ними по пустыне; высекая воду из скалы, Моше совершает ошибку и лишается права вступить в Эрец-Исраэль; на пути к Эрец-Исраэль на евреев нападают кнаанейцы, и евреи с Б-жьей помощью одерживают победу. В конце главы сообщается, что евреи подошли к границам Эрец-Исраэль и остановились на восточном берегу Ярдена, напротив города Иерихо. Начинается глава с закона очищения от ритуальной нечистоты – закона о красной корове (пара адума). Этот закон относится к разряду хуким, т.е. к категории законов, не только глубинная суть, но и общий смысл которых не объясним в рамках человеческого сознания.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Собери народ, чтобы повторить с ними прежние заповеди и обучить их новым, которые они еще не знают
Рав Носон Шерман,
из цикла «Рут и семя Машиаха»
Обычай, согласно которому после смерти мужа ближайший его родственник должен восстановить его род от его жены, т. е. брак по левирату, впервые упоминается в Торе в том месте, где речь идет о смерти Эра, первенца Иеуды
Рав Реувен Пятигорский
По материалам газеты «Исток»