Темы: Татуировки, Алаха, Тфилин, Бааль Тшува, Рав Давид Кантарович
В Торе (Ваикра 19:28) написано: «И царапин по умершему не делайте себе, и наколотой надписи не делайте на себе, я Г-сподь». Из этого мы учим, что евреям запрещено татуировать тело.
Какие именно действия запретила Тора? Ответ на этот вопрос дает мишна («Макот» 21а), где говорится о царапинах на коже, которые заполняются краской. И такое изображение потом не стирается, в отличие от того, которое просто рисуется на поверхности кожи.
Нанесение татуировки запрещено так же и как «нееврейские обычаи»: в дни дарования Торы делать татуировки различного содержания было принято во всём мире, как, в общем, и сегодня, когда татуировки превратились в неотъемлемую часть имиджа массы людей и имеют колоссальное распространение.
Несмотря на то, что запрет «наколотой надписи» давно известен, в последнее время он стал намного более актуальным, в том плане, что общество соблюдающих евреев раньше сталкивалось с ним намного реже. Сейчас все больше и больше людей приближается к Торе и соблюдению заповедей. Очень часто это сопровождается изменением образа жизни, иногда имени и, почти всегда, внешнего вида. Но татуировки, которые человек когда-то сделал, продолжают напоминать о том, что в прошлом он не соблюдал. И, само собой, несколько странно видеть человека в пиджаке и шляпе, и с татуировками.
Конечно, многие хотят свести эти татуировки. Но при этом могут возникать различные трудности, как технического плана, так и алахического. Прогресс не стоит на месте, появляются новые технические решения по сведению тату — их удаление становится менее болезненной процедурой, это уже не обязательно грубое выжигание, оставляющее большие безобразные шрамы, допустимость которого с алахической точки зрения сама по себе не столь уж очевидна. Вообще, единственным непреодолимым алахическим препятствием к сведению татуировки является «сведение» с помощью ее «забивки» другой татуировкой. Делать подобное категорически запрещено, потому что нельзя исправлять одно нарушение с помощью другого. Правда, тут есть различные нюансы, о которых мы расскажем отдельно.
Конечно, даже полное уничтожение татуировки (хотя какой-то след на ее месте, скорее всего, останется) не может снять задним числом тот запрет, который был нарушен при её нанесении. Тем не менее, это действие вполне может входить в процесс «тшувы» — возвращения, раскаяния: человек не хочет носить на теле память о своем нарушении, и это абсолютно нормально. В то же время, в алахе нет прямого предписания, которое обязывало бы человека свести татуировку. Во всяком случае, я долго искал, но не нашел.
Но есть определенные виды татуировок, которые прямо запрещено оставлять на теле, поскольку они создают ежедневные алахические проблемы. В респонсах наших алахических авторитетов обсуждаются два вида татуировок, которые являются особо проблематичными. Можно было бы сказать, что эти татуировки нельзя оставлять, и наоборот — необходимо любыми доступными и разрешенными способами их свести. Но бывает и так, что не только оставлять тату запрещено, но и сводить тоже.
В первую очередь, речь идет о татуировке с Именем Всевышнего. Были случаи, когда по незнанию или под влиянием моды евреи наносят на тело тату с Именем Всевышнего. Здесь возникает двойная проблема. С одной стороны, с этим Именем на теле нельзя заходить в туалет и в ванную комнату. А с другой стороны, существует запрет стирать Имена Всевышнего, который мы учим из стиха: «Не делайте так Господу, Бгу вашему» (Дварим 12:4). Вопрос, как быть в этом случае?
На самом деле, такая ситуация обсуждается уже непосредственно в Талмуде, и там сказано, что нужно наклеить поверх Имени какую-нибудь наклейку, и таким образом входить в нечистые места. Однако перед окунанием в микву, придется снять эту наклейку, потому что иначе окунание окажется недействительным, ведь наклейка будет считаться «хацица», т.е. преградой между телом и водами миквы, препятствующей окунанию («Шабат» 120б).
Рав Бецалель Штерн в респонсах «Бецель аХохма» (5.81) рассматривает другой тяжелый случай: у одного еврея была татуировка с изображением обнаженной женщины на месте накладывания ручного тфилин. Рав Штерн утверждает, что на такую татуировку запрещено накладывать тфилин, поскольку тфилин является предметом, обладающим святостью, а наложение тфилин поверх такого изображения представляет собой демонстрацию неуважения к тфилин.
И здесь уже приходится думать, что делать. Ведь нужно накладывать тфилин каждый день. И поэтому в следующей респонсе рав Штерн разбирает каким образом можно свести эту татуировку, для того, чтобы можно было исполнять заповедь тфилин.
И автор «Минхат Ицхак» (часть 3 гл.13) пишет в том же духе, что тому, у кого на месте тфилин есть татуировка с изображением обнаженной женщины, следует найти место без татуировки, и скрыть место, покрытое татуировкой, на время накладывания тфилин. Потому, что при виде такой картинки нельзя произносить благословение, как и при виде настоящей обнаженной женщины.
В рамках темы татуировок необходимо обсудить и вопрос о «перманентном макияже», когда при помощи метода, похожего на «классическую» татуировку, на лицо женщины наносятся точки и линии, подчеркивающие брови или губы. Но об этом, с Б-жьей помощью, в следующем номере.
Из журнала «Мир Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам исполняет завет Творца и идет в незнакомом ему направлении. Ханаан стал отправной точкой для распространения веры в Одного Б-га.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраам хотел достичь совершенства в любви к Ашему
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Что общего между контрабандистами и родителями, которые обеспокоены поведением взрослого сына? Истории по теме недельной главы Торы.
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам отделяется от Лота. К нему возвращается пророческая сила. Лота захватывают в плен, и праотец спешит ему на помощь.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраму было уже семьдесят пять лет
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Праотец Авраам стал светом, которым Творец удостоил этот мир. Биография праотца в призме слов Торы.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Сара умирает. Авраам не перестает распространять веру в Б-га и отправляет Ицхака в ешиву.
Батшева Эскин
После недавнего визита президента Израиля Реувена Ривлина в США израильскую и американскую прессу облетела сенсационная фотография, на которой Президент США Джо Байден в Овальном кабинете Белого Дома стоит перед израильским президентом на коленях
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сатан, огорченный тем, что не смог одержать победу ни над Авраамом, ни над Ицхаком, появился теперь перед Сарой.
Рав Йосеф Б. Соловейчик
Мы все члены Завета, который Б-г установил с Авраамом.