Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Все общество также должно овладеть наукой воздержания. Это важно не только для материального процветания, но и для сохранения духовного здоровья нации.

В этом мире много соблазнов. Верующий человек должен научиться противостоять искушениям. В принципе, воздержание свойственно всему живому: животных сдерживает инстинкт, а человек понимает, что если не будет знать меры наслаждениям, то просто заболеет — организм не выдержит. Ограничивает человека и общество: законы, правила поведения, зависимость от других людей. Однако жизнь верующего регламентирует Тора, задача которой — усовершенствовать нашу душу и подготовить ее к переселению в мир иной. Цель воздержания — внести духовность в мир материи, мир страстей. Господь дал нам желания, чтобы мы могли существовать, и послал ангела-искусителя, чтобы поддерживать их на определенном уровне. И назначил нам Всевышний награду, если мы будем правильно рассчитывать наши желания.

Проблемы начинаются, когда ангел-искуситель набирает силу и человек ему подчиняется. Тогда доводы разума отвергаются, и грешник не может остановиться. Поэтому Тора учит ограничивать желания. Есть и спать нужно ровно столько, сколько потребно организму. И все другие нужды следует проверять на весах целесообразности. Для этого необходимо изучить особенности своего организма и действовать по законам Торы.

Все общество также должно овладеть наукой воздержания. Это важно не только для материального процветания, но и для сохранения духовного здоровья нации. По Торе, воздержание — это полный контроль разума над животным началом. И хотя праведник живет в том же самом мире, что и все люди, и ангел-искуситель так же нападает на него, его душа нечувствительна к соблазнам и всего себя он посвящает служению Господу.

Праведник всегда бодр и приветлив, даже когда ему трудно живется. Он не сорвет зло на другом человеке, даже будучи обиженным. Он простит своего врага. Он неподвластен гордыне и зависти, терпелив и уважает другие мнения. Он никогда не отзывается плохо о других и всем старается помочь. Он сторонится дурного общества, страх Божий руководит им. Он — друг сирот и защитник всех слабых.

Праведники всегда были образцами для подражания. Следует вести себя с людьми так, как поступали они: не требовать мзды за добрые дела, скромно вести беседу, улыбаться при встрече. Если жизнь требует забот о пропитании, нужно довольствоваться минимумом. Следует выбрать такой вид деятельности, чтобы он не мешал занятиям Торой. Как известно, мудрецы Талмуда тоже работали. Шамай строил дома, Гилель был дровосеком, раби Хизкия крестьянствовал. Конечно, лучше всего посвятить все свое время учению. Но как говорили мудрецы: «Если человек не учит Тору в бедности, он не будет учить ее, когда разбогатеет. Если же богатый пренебрегает Законом, он никогда не станет учить его, ибо вскоре обеднеет».

Очень важно научиться сдерживать свой язык. Пусть он перестанет молоть чепуху, ибо нет ничего легче, чем согрешить злословием. Большинство грехов в мире — от болтливости, как сказал царь Шломо: «Жизнь и смерть зависят от языка». Если тебе кажется, что я преувеличиваю, проделай такой опыт. Запиши все, что ты говорил людям за день, и проанализируй пошло это им на пользу или во вред. Ты убедишься, насколько серьезно все, что здесь написано о болтливости. Мы не умеем следить за своим языком, а он может за одну минуту превратить богача в нищего. Мы даже себя не жалеем и ради красного словца открываем другим такое, отчего сами же потом и страдаем.

В еде воздержание особенно полезно. Следует приучить себя есть как можно меньше и только простые блюда. Во-первых, это здоровее, во-вторых, экономится время для изучения Торы и других богоугодных дел. Хорошо поститься один день в неделю, ибо это очищает организм и обостряет ум. Пить лучше только чистую воду. Иногда и вино полезно, но необходимо соблюдать строгую меру его потребления.

Нужно научиться владеть своим телом, чтобы каждый орган подчинялся разуму. Руки следует приучить делать только то, что угодно Б-гу, например? давать деньги на благотворительные цели, как сказано: «Раскрой ему руку свою…»

Но самое важное — не внимать лести и совершенно отказаться от гордости. Между прочим, это значит не хвастать своим аскетизмом и никому не навязывать свой образ жизни. К себе нужно быть строже, чем к другим.

Наши мудрецы были людьми огромной выдержки. Моше постился сорок дней, когда взошел на гору Синай. Пророк Элиягу шел сорок дней и ночей, поев только один раз. Назир не пьет вина, не стрижет волосы и считается святым, тем более человек, отказавшийся от всех земных наслаждений. Ионадав бен Рехав приучил своих детей жить в шатре. Элиша оставил свои стада и по первому зову последовал за Элиягу. Все пророки удалялись от земных дел и посвящали себя Господу. Мы же постимся и молимся только когда каемся в грехах. Конечно, этого недостаточно и следует приучить себя к воздержанию согласно законам Торы. Чтобы подробно описать, как это нужно делать, моей книги не хватит. Этому вопросу посвящен специальный трактат Мишны. Сказано в нем: «Хлеб с солью ешь, пей воду, спи на земле и изучай Тору».

Наши праотцы и пророки обладали стальной волей и мощным интеллектом. Ангел-искуситель ничего не мог с ними поделать. Эти люди были так крепко связаны со Всевышним, что не нуждались в особом воздержании. Когда Яаков с семьей переехал в Египет, богатство и знатность позволили ему вести дом на широкую ногу. Однако потом Господь ввел для него некоторые ограничения, чтобы воспрепятствовать поползновениям ангела-искусителя.

Евреи бедствовали в Египте, но после исхода, когда их положение упрочилось, они стали предаваться излишествам. Уровень святости сразу же упал, интеллект нации ослаб. Пророки бичевали грехи народа и призывали к покаянию. Так повторялось во всех поколениях. Чем ближе к нашему времени, тем больше требовалось воздержания, чтобы сохранить духовность. Это происходит потому, что мы не живем той чистой и гармоничной жизнью, которую вели наши праотцы.

В заключение этой главы я хочу процитировать письмо одного человека. «Сын мой! — пишет он. — Да поможет тебе Господь внимать правде. Посмотри на тех, кто идет путями Всевышнего. Они преуспевают во всем. Люди их уважают и доверяют им, ибо они исполняют волю Господа, а не ангела-искусителя. Они спокойно смотрят в будущее, так как знают, что с ними Бог. Им не страшны власть предержащие, они никому не завидуют и не раболепствуют перед богатыми. Им открыты тайны мира, известно, что хорошо и что плохо. Испытания они принимают с непоколебимой верой в милосердие Всевышнего и избавлены от страданий. Все это потому, что они ревностно соблюдают заповеди и постоянно изучают Тору. Ничто на свете не может им помешать. Подумай об этом, сын мой, и прими правильное решение до того, как придут несчастья».


События этой недельной главы происходят после того, как Яаков и его семья, уйдя от Лавана, осели в Святой Земле. Глава повествует о томлюбимый сын Яакова, Йосеф, был продан в рабство и попал в Египет. Этот эпизод — один из ключевых как в еврейской истории, так и в общемировой: продажа Йосефа привела к Египетскому рабству евреев, вслед за которым последовали чудеса Исхода и получение еврейским народом Торы. Читать дальше

Недельная глава Ваешев

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.

Три вида снов

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.

Мидраш рассказывает. Недельная глава Ваешев

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Все сыновья Яакова жили рядом с ним

Мидраш рассказывает. Недельная глава Микец 2

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.

Недельная глава Ваешев

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев

«Ваешев». Почему это происходит?

Рав Бенцион Зильбер

Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...

Врата востока. Недельная глава Ваешев

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Человек не может знать планов Божественного управления!

Почему рассказ о Йосефе прервался рассказом о рождении сыновей Йеуды

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.

Избранные комментарии к недельной главе Ваешев

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,

Йосеф и богатство Потифара

Борух Шлепаков

Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.

Родители не должны ставить никого из детей в привилегированное положение. Ваешев

Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»

Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.

Почему Яаков погрузился в такой глубокий траур из-за Йосефа

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»