Темы: Ахав, Идолопоклонство, Пинхас, Еврейская история, Элияу
Мудрецы определили, что Пинхас — это Элияу. Тут не место говорить долго об этом постановлении, о том, как и чем связаны между собой Пинхас и Элияу, а также излагать историю жизни Пинхаса до того, как он открылся миру как Элияу — об этом много писали наши мудрецы, и эта большая тема выходит за рамки данной статьи.
В этой статье мы сосредоточимся на тех, кто противостоял Элияу — на царе Ахаве и царице Изевель. И может быть, мы сможем даже найти связь между ними, и теми, кому противостоял Пинхас — Зимри сыну Салу и Козби дочери Цура.
Мы будем помнить слова наших мудрецов, которые сказали, что все пророчества, которые были записаны, предназначены для всех поколений, и что все эти пророчества не утратили своей актуальности в том числе и для нашего поколения.
Чтобы лучше понимать, кто такой Ахав и что он сделал, нам нужно, прежде чем начать говорить о нем самом и о его деяниях, немного углубиться в историю Северного Израильского царства. Один из моментов, на которых, к немалому нашему удивлению, акцентирует внимание пророк, является перечисление городов, которые построили цари Израильского царства. И в этой статье мы внимательно изучим этот вопрос.
Но до того, как мы начнем обсуждать заявленную тему, следует определить тот подход, которым мы будем руководствоваться здесь в изложении и интерпретации событий и идей. Из слов пророка тяжело понять, как в точности происходили описываемые им события. Еще сложнее знать, почему они происходили так, как они происходили. Сложно, например, понимать, почему некий человек противостоял определенному царю. Даже если мы скажем, что этот бунтарь просто жаждал власти, то все равно логика подскажет нам, что он должен был хотя бы перед своими сторонниками изображать наличие других мотивов — какой-то идеологии, другого, правильного пути, не такого, как у нынешнего правителя. Он должен был предложить народным массам путь настолько привлекательный, кажущийся до такой степени верным, что это подвигло бы их бороться, убивать и умирать за эту идею, если придется. И если так, то надо понимать, в чем была идеология этих людей? Конечно, речь идет о «серьезных» людях, потому что о «простых» людях пророк бы не писал. Но каков смысл избранного ими пути для нас? Пророк не писал открыто. По моему скромному мнению, пророк лишь дает нам намеки, чтобы с их помощью мы могли выяснить и постичь все подробности, поскольку пророку было важно, чтобы мы их поняли.
В данной статье мы попробуем следить за этими намеками и полагаться на них. Хотя намеки — не доказательства (и, тем более, не алахические доказательства), поэтому мы не всегда будем указывать, на каких намеках мы основываемся. По сути, тут нет настоящих доказательств, однако сердце мое подсказывает мне, что те выводы, к которым мы пришли в этом тексте, истинные. И каждый, кто хочет, может открыть пророков, и изучать слова наших святых мудрецов и комментаторов ришоним, и сам увидит, насколько нарисованная нами картина верна, и правильно ли мы ее «рисуем».
Оглавление
Как известно, Давид и Шломо были царями над всеми евреями. Пророк рассказывает о разделении царства, которое произошло после смерти Шломо. Дальше я буду цитировать самые важные вещи из книги Млахим I (12:1,25, 11, 16, 2533; 14:120): «И пошел Рехавам в Шхем, потому что в Шхем пришли все сыны Израиля, чтобы сделать его царем… И послали за ним, и призвали его. Тогда Йеровам и все собрание сынов Израиля пришли и говорили с Рехавамом, сказав: Отец твой возложил на нас тяжкое иго, ты же облегчи ныне жестокую работу отца твоего и тяжкое иго, которое он возложил на нас, — и мы будем служить тебе. И сказал он им: идите, а через три дня опять придите ко мне. И пошел народ… “Отец мой возложил на вас тяжкое иго, а я ныне еще тяжелее сделаю иго ваше; отец мой наказывал вас бичами, а я буду наказывать вас тернием”. И увидели все сыны Израиля, что царь не внял им. И отвечал народ царю, и сказал: что за доля у нас в Давиде? Нет нам удела у сына Ишая! По шатрам своим, Израиль! Теперь смотри на дом свой, Давид! И разошлись сыны Израиля по шатрам своим. И обстроил Йеровам Шхем на горах Эфраимовых, и поселился в нем; и вышел оттуда, и построил Пнуэль. И сказал Йеровам в сердце своем: теперь возвратится царство к дому Давидову. Если народ этот поднимется в Йерушалаим для жертвоприношения в доме Гсподнем, то обратится сердце народа этого к господину своему, к Рехаваму, царю иудейскому, и убьют они меня, и возвратятся к Рехаваму, царю иудейскому. И, посоветовавшись, царь сделал двух золотых тельцов и сказал им (людям своим): довольно ходили вы в Йерушалаим; вот божества твои, Израиль, которые вывели тебя из земли Египетской. И поставил одного в БейтЭле, а другого поместил в Дане. И назначил Йеровам праздник в восьмой месяц, в пятнадцатый день месяца, подобный тому празднику, что в Иудее, и приносил жертвы на жертвеннике, — так же делал он в Бейт-Эле, — чтобы приносить жертвы тельцам, которых сделал. И поставил в Бейт-Эле жрецов тех капищ, которые он устроил. И поднялся он на жертвенник, который он сделал в Бейт-Эле, в пятнадцатый день восьмого месяца, месяца, который он самовольно назначил, и установил праздник для сынов Израиля, и взошел на жертвенник, чтобы совершить воскурение… В то время заболел Авия, сын Йеровама. И сказал Йеровам жене своей: встань, прошу, и переоденься, чтобы не узнали, что ты жена Йеровама, и пойди в Шило. Там есть пророк Ахияу; он говорил обо мне, что я буду царем этого народа. И возьми в руку свою [с собою] десять хлебов и лепешек, и сосуд с медом, и пойди к нему; он скажет тебе, что будет с мальчиком. И сделала так жена Йеровама; встала она и пошла в Шило, и пришла в дом Ахияу. Ахияу уже не мог видеть, потому что глаза его стали [неподвижны] от старости. И Гсподь сказал Ахияу: вот идет жена Йеровама просить слова твоего о сыне своем, ибо он болен; так и так скажи ей. И будет, когда она придет, то притворится другой женщиной. И было, Ахияу, услышав шорох от ног ее, когда она вошла в дверь, сказал: войди, жена Йеровама, зачем ты выдаешь себя за другую? Я послан к тебе с грозной [вестью]. Пойди, скажи Йероваму: так сказал Г-сподь, Б-г Израиля: так как Я возвысил тебя из среды народа и поставил тебя главою народа Моего, и сразил, и отторг царство от дома Давида, и дал его тебе, а ты не был таким, как раб Мой Давид, который соблюдал заповеди Мои и следовал Мне всем сердцем своим, делая только то, что праведно в очах Моих; И поступал ты хуже всех, кто был до тебя, и пошел, и сделал себе иных богов и литых кумиров, чтобы гневить Меня, Меня же бросил себе за спину, за это наведу Я беды на дом Йеровама и истреблю у Йеровама [всякого] мочащегося к стене, заключенного и вольного в Израиле, и уничтожу дом Йеровама, как уничтожают нечистоты, до конца. И встала жена Йеровама, и пошла, и пришла в Тирцу; и когда пришла она к порогу дома, отрок умер. И похоронили его, и оплакали его все сыны Израиля, по слову Г-спода, которое Он изрек через раба Своего Ахияу, пророка. А прочие дела Йеровама, — как он воевал и как он царствовал, — описаны в книге летописи царей Израиля. Времени же царствования Йеровама [было] двадцать два года; и почил он с отцами своими».
Обратим внимание на несколько подробностей, которые обнаруживаются в этих стихах:
У каждой из этих подробностей есть смысл. Обратим внимание: как возможно, что Йеровам сделал тельцов?! Это же один из самых больших, самых тяжких грехов, который занимает особое место в истории еврейского народа! У Йеровама было два сына — Надав и Авия. Логично предположить, что их имена не случайно похожи на имена Надава и Авиу — сыновей Аарона, которые погибли, принеся ненужный огонь в Храм. Тем более, что Аарон — это тот, кто фактически изготовил тельца, в точности такого же как те, которых сделал Йеровам через много лет после этого. Что все это означает?
Мне, по бедности разумения моего, представляется, что Йеровам должен был объяснить народу свои действия примерно так: «Как известно, Аарон сделал тельца, потому что евреи видели, что Моше не спускается с горы Синай, и подумали, что Моше умер. В действительности же Моше вовсе не умер — они просто ошиблись в расчетах. Но если бы это не была ошибка, и Моше на самом деле умер? В таком случае, поступок Аарона вообще не был бы грехом». Так, наверное, говорил Йеровам людям: «Смотрите, это ситуация прямо точно как у нас! Мы отделились от Иудейского царства по указанию пророка Ахияу. И теперь у нас нет возможности подниматься на праздники в Храм, потому что он находится на территории царства Йеуды. Что же нам делать? Чем заменить Храм? Мы должны продолжать традицию еврейского народа. Мы должны вспомнить, что лучшая замена — это тельцы. Я лучший продолжатель пути Аарона, и даже мои сыновья названы теми же именами, что его сыновья».
Йеровам пытался продолжать «хранить традиции» еврейского народа. Наверное, поэтому он сделал своей столицей Шхем, который был традиционным центром колена Эфраима. Этот город также был упомянут в благословениях Яакова, который завещал этот город потомкам Йосефа. Даже иудейский царь Рехавам ездил в Шхем, чтобы быть коронованным там. Логично предположить, что Йеровам сделал своей столицей центральный город колена Эфраим, чтобы получить поддержку этого колена. В итоге Шхем становится столицей Израильского царства, еврейский народ поклоняется тельцам и «традиция сохраняется»…
Пнуэль, насколько известно, был городом на восточном берегу Йардена. А Тирца была расположена очень близко к Шхему. Сложно понять простой смысл этих стихов. Почему Йеровам вышел из Шхема? зачем ему было строить Пнуэль? Что вообще пророк хочет нам здесь сообщить? А еще мне сложно понимать, что в этой истории делает Тирца…? Пока что нам известно лишь, что Тирца была расположена очень близко к Шхему.
Видимо требуется сказать, что Йеровам укрепил несколько городов, чтобы Рехавам не вторгся в его государство. Он укрепил Шхем и Пнуэль, но сам жил в Тирце, рядом со Шхемом. Это похоже на то, что пишет рабейну Бхайе про Шушан и столицу Шушан («Кад акемах», «Эрех Пурим» 330): «В каждом месте в Свитке Эстер, где присутствует выражение “в столице Шушан” имеется в виду дворец царя… Поскольку слово “столица” обозначает дворец, и этот дворец, который называется Шушан, был расположен в столице этой страны, как следует из Книги Даниэля (8:2): “И увидел я в видении — видел я себя в Шушане, столице страны…”. И в Свитке Эстер, когда упомянут просто Шушан, или город Шушан, речь идет о населенном пункте под названием Шушан, расположенном близко ко дворцу»…
Большинство людей в городе Шушан были евреями, а во дворце Шушан евреев не было, за исключением Мордехая.
Йеровам согрешил. В сердце своем он знал правду: он согрешил сам и вовлек многих других в тяжкий грех идолопоклонства. Йеровам — «мумар» (вероотступник), причем «вероотступник из-за страсти» — он отступил от веры, поскольку боялся потерять занимаемое положение.
Несмотря на это, он не пытался насаждать новую традицию в народе Израиля — он «сохранял традицию»: тельцы, Шхем…
Дальнейшее изложение событий, происходивших до воцарения Омри, отца Ахава.
После Йеровама в течение двух лет царствовал его сын Надав, после чего Бааша из колена Иссахара восстал против него и захватил власть. О Бааша сказано (Мелахим I 15:20-21): «И послушался Бен Адад царя Асу, и послал военачальников своих против городов израильских, и поразил Ийон и Дан, и Авель-Бейт-Мааху, и все [места вокруг] Кинрота, и всю землю Нафтали. И было, услышав [об этом], Баша перестал строить Раму и жил в Тирце».
Здесь много непонятного:
Сейчас мы сосредоточимся на первых трех вопросах, а четвертый вопрос рассмотрим ниже.
Мы попробуем выяснить, почему Бааша восстал против Надава. Комментаторы объясняют, что Рама представляла собой башню, с которой были видны ворота Йерушалаима, и эта башня не позволяла не войти в город, не выйти из него. Вообще Бааша воевал против Йеуды, т.е. он продолжил войну, которую вели против Иудейского царства Йеровам и его сын Надав. В этой войне ему сопутствовала большая удача, и дошло до того, что он начал угрожать непосредственно Йерушалаиму — столице Йеуды. Т.е. политика, которую осуществлял Бааша, ничем не отличалась от политики Надава, поэтому правильно было бы предположить, что причина его восстания против Надава была вовсе не в том, что он намеревался развязать войну против Йеуды — война велась и при Надаве. И в продолжении стихов мы видим, что пророк Йеу упрекает Бааша за то, что хоть Всевышний и возвысил его, и дал ему власть, он все равно не прекратил грех дома Йеровама. Поэтому мне кажется правильным предположить, что именно грехи Йеровама — это изначальная причина восстания Бааша.
Пророк ожидал, что Бааша исправит грехи Йеровама и его семьи, но в итоге Бааша оказался ничем не лучше предшественников, он продолжил их путь, и своей резиденцией тоже сделал Тирцу… И мы все еще ищем человека, который исправит грехи Йеровама.
Бааша правил 24 года, а после него в Тирце два года царствовал его сын, против которого восстал Зимри.
Зимри убил его и весь дом его отца, но царствовал только одну неделю. После этого началась братоубийственная война между теми, кто поддерживал Омри, и теми, кто поддерживал Тивни. При этом обе враждующие группы объединяло то, что они выступали против Зимри. В конце концов победу одержал Омри, который и стал новым царем.
Кто были эти трое? В чем cостояли их цели? Каким образом каждый из них сумел убедить множество евреев сражаться, убивать и жертвовать жизнью ради себя? Мне кажется, что все продолжает «крутиться» вокруг того же самого вопроса: кто исправит грехи Йеровама?
Зимри — это тот, кто хотел исправить этот грех, а Тивни и Омри хотели его продолжать, и это то, что их объединяет. Но между ними есть большая разница, которую мы объясним ниже.
Интересно, что народ разделился на тех, кто поддерживал Омри, и тех, кто поддерживал Тивни, а Зимри продержался на троне всего неделю, потому что широкой поддержки у него не было. Это показывает удручающее состояние народа — люди не хотели вернуться ко Всевышнему. Ниже мы объясним, что спор между ними состоял лишь в том, «как и насколько грешить», а вот по сути греха спора не было. Но мы продолжим помнить Зимри. О нем упомянет и Изевель в день своей смерти.
Про Омри было написано так (Мелахим I 16:23-24): «В тридцать первый год [царствования] Асы, царя иудейского, стал царем над Израилем Омри [и царствовал] двенадцать лет. В Тирце он царствовал шесть лет. И купил он у Шемера гору Шомрон за два таланта серебра, и застроил эту гору, и назвал город, который он построил, Шомроном, по имени Шемера, владельца горы».
Омри построил себе новую столицу. Что означает это событие? Чувствуется, что сейчас Омри выбирает новый путь. Т.е. он не продолжает путь Йеровама и его сына, и, следовательно, не продолжает путь дома Бааша. Будет этот путь лучше или хуже? И в чем суть избранного им пути? (Заметим здесь, что это, наверное, и было предметом спора между Тивни и Омри: Тивни хотел продолжать грешить по-старому, а Омри хотел грешить поновому).
В чем состоял «новый путь» Омри? Посмотрим слова пророка (Мелахим I 16:25-34): «И делал Омри злое в очах Г-спода, и поступал хуже всех, кто был до него. Он во всем следовал пути Йеровама, сына Невата, и греху его, которым тот ввел в грех Израиль, гневя Г-спода, Бга Израиля, своими суетными [идолами]. А остальные дела Омри, которые он совершил, и мужество его, которое он проявил, описаны в книге летописи царей израильских. И почил Омри с отцами своими, и погребен был в Шомроне. И стал царем вместо него Ахав, сын его. И Ахав, сын Омри, стал царем над Израилем в тридцать восьмой год [царствования] Асы, царя иудейского; и Ахав сын Омри царствовал над Израилем в Шомроне двадцать два года. И делал Ахав, сын Омри, злое в очах Г-спода [более] всех, кто был до него. Мало было ему следовать грехам Йеровама, сына Невата: он взял себе в жены Изевель, дочь Этбаала, царя Цидона, и пошел [в Цидон], и стал служить Баалю и поклоняться ему. И поставил он жертвенник Баалю в капище Баала, которое построил в Шомроне. И сделал Ахав Ашеру, и Ахав делал то, что гневило Г-спода, Бга Израиля, больше, чем все цари Израиля, которые были до него. В его дни Хиэль из Бэйт-Эля, [принявший проклятие], отстроил Йерихо: Авирамом, первенцем своим, он заложил основание его, и Сегувом, младшим сыном своим, поставил он ворота его, по слову Г-спода, которое Он изрек через Йеошуа, сына Нуна».
Пророк подчеркивает, что Омри был хуже, чем все цари, которые были до него, а Ахав продвинулся еще дальше. Омри ходил путями Йеровама, а для Ахава это было «слишком просто». Пророк подчеркивает несколько особо тяжких грехов, совершенных Ахавом:
Попробуем рассмотреть эти грехи, а начнем с того, что обсудим понятие «мумар леахис» (вероотступник, который стремится разгневать Всевышнего). Я буду основываться на комментарии Рамбана («Шабат» 8). На первый взгляд, в этой главе впервые упоминается «мумар леахис». Понять такого человека очень сложно. Можно попробовать понять, что движет человека, который нарушает запреты из-за страсти. Можно попробовать понять человека, который не верить в Б-га, и потому нарушение заповедей в его глазах не имеет никакого значения. Но нарушать, чтобы разозлить Б-га? Зачем? С какой целью? Ведь если он хочет разозлить Всевышнего, это означает, что он в него верит! Тогда зачем он хочет его разозлить? По мнению Рамбана, на этот вопрос есть ответ. Рамбан в упомянутом комментарии обсуждает вопрос, существует ли у людей возможность разорвать связь со Всевышним. Он отвечает на этот вопрос очень подробно, но вкратце его ответ сводится к тому, что между нами и Всевышним заключен союз, и если одна сторона нарушает принятый договор, то союз разрушен…
Мне, по бедности разумения моего, кажется, что Омри и Ахав ставили перед собой цель разорвать связь между народом Израиля и Всевышним. Они хотели «справляться сами», т.е. сделать так, чтобы евреи были как все народы. Они хотели служить идолам, потому что так делают все остальные народы, и с помощью этого планировали добиться успеха и поймать удачу. «Всевышний существует, и в этом нет никакого сомнения», — говорили Омри и Ахав. — «И Он может быть даже сильнее, чем все идолы. Но связь с Ним сложна для нас, потому что требует от нас делать больше, чем мы готовы делать. Нам тяжело выполнять все Его требования, поэтому давайте разорвем с Ним связь. Хорошо бы сделать так, чтобы Он сам разорвал с нами связь. А как? Мы его разозлим».
Если все действительно так и было, то мы нашли чем Омри и Ахав принципиально отличаются от предыдущих царей-злодеев. Омри и Ахав не ведут себя как Йеровам, не пытаются продолжать какую-то «традицию» новыми способами — нет, они делают чтото другое, новое и страшное. Ахав превзошел всех: женился на дочке царя Цидона, построил капище Бааля в столице, служил Ашере и поддерживал строительство Йерихо. Последний грех упомянут в одной строке с другими тяжелыми грехами Ахава, и на то есть особая причина.
Все десять сыновей Хиэля из Бейт-Эля, отстроившего Йерихо, умерли во время строительства. После падения Йерихо Йеошуа бин Нун запретил восстанавливать этот город и наложил проклятие на любого, кто это сделает. Его проклятие полностью исполнилось. Можно лишь догадываться о чувствах Хиэля и его жены после того, как умерли их третий и четвертый сын, и им должно было стать совершенно очевидно, что все их дети умрут, как и обещал Йеошуа, если только не прекратить строительство. Но они не прекратили. Почему? Зачем они пожертвовали всеми своими детьми? И как понять Йеошуа, для которого было настолько важно, чтобы никогда не строили Йерихо, что он наложил столь ужасное проклятие на того, кто осмелится совершить подобное?
По моему скромному мнению, объяснить все это можно следующим образом. Вся Земля Израиля была захвачена в ходе войны, которую вел Йеошуа против народов Кнаана, и было опасение, что в будущем евреи скажут: «Сила руки моей дала мне это». Кто и как напомнит грядущим поколениям, что лишь Всевышний дает человеку силу что-то совершить? Но Йерихо был завоеван не так, как другие города, а совсем иначе — рукой Небес и звуком шофара. Т.е. Йерихо — это и есть напоминание о том, что лишь Всевышний — Тот, Кто дает евреям силы побеждать в войнах. Йерихо должен остаться в запустении как доказательство, что без Всевышнего у нас нет возможности совершить что бы то ни было — в частности, выиграть войну. Но Ахав хочет восстать против Всевышнего, потому что вся его цель в том, чтобы прекратить связь евреев с ним. Поэтому он с большим энтузиазмом отнесся к строительству Йерихо. А Хиэль готов пожертвовать своей семьей ради этого «идеала» — разрыва со Всевышним и прекращения всякой связи с ним.
В Талмуде («Санэдрин» 113а) сказано, что Ахав был другом Хиэля, и что Ахав пошел на похороны младшего сына Хиэля, и встретил там пророка Элияу. И спросил Ахав у Элияу: «Разве смерть детей Хиэля может быть результатом проклятия Йеошуа? В Торе сказано, что если евреи будут поклоняться идолам, то Всевышний закроет небеса и не будет дождей. Мы поклоняемся идолам, однако дожди идут. Так разве возможно, чтобы проклятие учителя — Моше — не действовало, а проклятие его ученика осуществилось»?
После этого Элияу обратился ко Всевышнему, и Всевышний отдал ему «ключи от дождей». И дожди прекратились. Продолжение этой истории приведено в Iй Книге Мелахим: наступили 3 года голода, которые завершились стоянием на горе Кармель, в результате которого народ убил всех «пророков» Бааля и вернулся ко Всевышнему. Рассмотрим вышеприведенный отрывок из Талмуда. В чем была цель Ахава? Зачем он провоцировал Элияу и в чем его вопрос? То, что он хотел разозлить Всевышнего, мы уже поняли. Но там есть еще одна вещь: Ахав хвастается, что в его государстве все хорошо — идут дожди и есть изобилие, несмотря на то, что он разорвал отношения со Всевышним. И более того: это не Всевышний дает изобилие вопреки тому, что евреи грешат (что противоречит Торе, в которой сказано, что дождей не будет), а наоборот — то, что евреи оторвались от Всевышнего и обеспечивает изобилие! Поэтому Ахав утверждает: мы разорвали союз, а значит, мы можем строить Йерихо! Поскольку союз расторгнут, то Всевышний должен освободить нас, сделать нас ничейными, чтобы над нами имели власть только силы природы. Идут дожди, у нас прекрасные урожаи, и это действительно подтверждает, что Всевышний не властвует над нами. Только вот непонятно, почему умерли дети Хиэля. Ведь их смерть — это явно рука Всевышнего. Но почему Он это делает, если мы с Ним разорвали отношения1?
В предыдущей главе мы видели, что в царствование Ахава было много дождей, и пока Элияу не получил «ключи от дождей» и не «замкнул небеса», Ахаву, казалось бы, во всем сопутствовал успех. А был ли он на самом деле столь успешен? Каким вообще он был царем? Заботился ли он о своем народе? Углубимся в слова пророка и в слова мудрецов. Попробуем выяснить экономическое и политическое состояние Израильского царства при Ахаве.
«Брахот» (61): «Мир был сотворен только ради Ахава сына Омри и раби Ханины сына Досы. Ради Ахава сына Омри этот мир, а ради раби Ханины сына Досы Мир Грядущий». В трактате «Мегила» (11) написано, что трое правили миром, и эти трое — Ахав, Ахашверош и Навухаднецар. Из двух приведенных источников ясно видно, что Ахав был успешным правителем.
Талмуд («Мегила» 3) говорит о важности перевода Пророков на арамейский язык, который сделал раби Йонатан бен Узиэль. Там сказано следующее: «Слова Торы понятны, слова Пророков — есть понятные, а есть закрытые. Как написано (Захарья 12:11): “В день тот великим будет оплакивание в Йерушалаиме, как оплакивание Ададримона в долине Мегидона”. И сказал рав Йосеф: если бы не Таргум (арамейский перевод) этого стиха, мы бы не знали, того, о чем он говорит: “в день тот” — будет великое оплакивание в Йерушалаиме, как оплакивание Ахава сына Омри, которого убил Ададримон сын Тавримона в холмах Гилада, и как оплакивание Йешаяу сына Амона, которого убил хромой фараон в долине Мегидо». Раши объясняет слова рава Йосефа так: «Мы не находим ни в одном стихе упоминания о том, чтобы оплакивали Ададримона в долине Мегидо. А перевод Йонатана сына Узиэля на арамейский язык [объясняет смысл стиха, поскольку] говорит о двух оплакиваниях: Ададримона (точнее, Ахава, которого он убил) в холмах Гилада, и Йешаяу в долине Мегидо, о чем сказано в Книге Мелахим».
Теперь возвращаемся к нашей теме. Из написанного в Талмуде можно предположить, что оплакивание Ахава было очень большим и особенным, а значит народная любовь к нему и восхищение им были, по всей видимости, велики. И в другом месте («Бава Кама» 17) Талмуд действительно свидетельствует о том, что его похороны были особенными: «Наши мудрецы учили: “И они оказали ему почести когда он умер” — в случае с Хизкияу, царем Иудеи, означает, что перед его телом прошли маршем тридцать шесть тысяч [воинов], которые онажили свои плечи [в знак траура] — таково мнение рава Йеуды. Но рав Нехемия сказал ему: разве они не делали то же самое перед Ахавом? [В случае с Хизкияу] они поместили Свиток Торы на его гроб и объявили: “Этот исполнил все”. Но разве сейчас мы не продолжаем делать то же самое [при определенных обстоятельствах]? Мы только выносим [Свиток Торы] но не ставим его [на гроб]. Можно сказать и иначе, что иногда мы ставим его [и на гроб], но нельзя сказать “Этот исполнил [все]…»
Стих, которым завершается жизнеописание Ахава (Мелахим I 22:39), тоже говорит о его удаче: «Прочие дела Ахава, и все, что он сделал, и дом из слоновой кости, который он построил, и все города, которые он строил, описаны в книге летописи царей Израиля».
Из слов пророка мы видим, что царь, стоящий во главе Израильского царства, в принципе, должен был добиться успеха на трех фронтах: дожди, отношения с Иудейским царством и отношения с Арамом. Мы уже видели, что на первом направлении Ахаву улыбнулась удача: в его стране увеличивалось богатство и шли дожди. Чтобы определить успешность двух других направлений царской деятельности, нужно понять контекст. Это мы сделаем в следующей главе.
Рав Яаков БАУМ, глава коллеля в ешиве «Швут Ами», Иерусалим
Перевод Хаи Фельдман
Продолжение следует
Из журнала “Мир Торы”
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»