Из цикла «Хроника поколений», темы: Царь Шломо, Идолопоклонство, Пророки, Александр Кац, Конфликты
Первый Храм простоял 410 лет. Но только четыре первых десятилетия он был достоянием всего народа Израиля.
После смерти царя Шломо еврейское государство раскололось надвое. В южном царстве со столицей в Иерусалиме правил сын Шломо Рехавам. А в северном воцарился один из бывших сановников Шломо Яровам, сын Невата.
Яровам запретил своим подданным совершать паломничество в иерусалимский Храм, так как боялся, что они могут вновь подпасть под власть Рехавама, царя из рода Давида. В качестве духовной альтернативы он создал в своем северном царстве два капища, в каждом из которых установил по золотому тельцу (I Мелахим 12:26-31; Санхедрин 101б-102а).
Это стало началом конца.
Вопреки грозным предостережениям пророков, большинство царей северного, а затем и южного царства отошли от соблюдения законов Торы.
Они грешили и вводили в грех свой народ.
К 3205 году /555 г. до н.э./ десять северных колен были окончательно изгнаны со своей земли ассирийцами.
А немногим более, чем через столетие — в 3338 году /422 г. до н.э./ — вавилоняне разрушили Храм в Иерусалиме и изгнали жителей Йеуды.
Принадлежал к колену Леви (Седер адорот 2387, 2892).
По свидетельству кабалистов, он был воплощением души праотца Авраама (см.) (там же 2387).
Жил в городе Шило, где до 2870 года /890 г. до н.э./ находился Мишкан. Отсюда и его прозвище Ашилони (т.е. «из Шило»).
Выдающийся знаток Торы (Санхедрин 102а). Был одним из ближайших учеников пророка Шмуэля (см.) и в 2882 году /878 г. до н.э./ получил от него посвящение в пророки (Седер адорот).
Пророчествовал в царствование Шломо (см.) (Седер олам зута 5:3).
Когда Шломо начал возводить Храм, Ахия предостерег его, что Храм даруется ему на определенных условиях. Он сказал царю от имени Б-га: «Если ты будешь ходить по Моим уставам и по Моим законам поступать будешь, и соблюдать будешь все Мои заповеди, то и Я исполню сказанное твоему отцу Давиду и буду пребывать среди сынов Израиля, и не оставлю Мой народ, Израиль» (I Мелахим 6:12-13, Радак и Мальбим; Седер олам раба 20).
А когда Шломо, попав под влияние своих чужеземных жен, отступил от Б-га, Ахия предсказал ему, что в наказание за это после его смерти государство будет разделено на две неравные части. Под властью сына Шломо, Рехавама, останутся лишь колена Йеуды и Биньямина, а остальные колена выберут себе другого царя (I Мелахим 11:11-13, Радак; Седер олам раба 20).
Услышав это предсказание, Шломо повелел убить пророка, и Ахия бежал от гнева царя в Египет (Шир аширим 8:12, Таргум). Но прежде, чем покинуть страну он успел сообщить одному из своих учеников Яроваму, сыну Невата, что после смерти Шломо тот унаследует власть над десятью коленами (I Мелахим 11:29-39; Берешит раба 65:10).
Позднее Ахии удалось вернуться в Землю Израиля.
В состав возглавляемого им суда мудрецов в Шило, входили пророки Идо (см.) и Шемая (см.) (Седер адорот 2892).
Ближайшим учеником Ахии был Элияу из Гилада (см.) (ИТ, Эрувин 5:1). В 2962 году /798 г. до н.э./ Ахия посвятил его в пророки (Седер адорот).
В 2964 году /796 г. до н.э./ после смерти Шломо воцарился его сын Рехавам, и пророчество Ахии сразу осуществилось: десять из двенадцати колен восстали против Рехавама и избрали своим царем ученика Ахии — Яровама (I Мелахим 11:43-12:20; Седер олам зута 5:3-4; Седер адорот).
Но Яровам навечно опозорил своего наставника. Опасаясь, что если его поданные будут по-прежнему трижды в год совершать паломничество в Иерусалим, они, в конце концов, вернутся под власть Рехавама, он поставил пограничную стражу и под страхом смерти запретил членам десяти подчиненных ему колен ходить в Храм. В Бейт-Эле и Дане, он установил двух золотых тельцов, чтобы его подданные посещали эти два капища вместо Иерусалима (I Мелахим 12:26-29; Санхедрин 102а).
Вскоре после этих событий Ахия, который уже был глубоким старцем, ослеп (там же 14:4). Так он был наказан за то, что воспитал ученика-нечестивца, — подобно тому, как праотец Ицхак (см.) ослеп в наказание за то, что вырастил сына-нечестивца Эсава (Берешит раба 65:10; Радак, I Мелахим 14:4).
В те дни у Яровама серьезно заболел сын-наследник, и он тайно отправил свою жену к Ахии в Шило, чтобы выяснить выздоровеет ли ребенок. И хотя женщина скрывала себя, закутавшись в покрывала простой паломницы, слепой пророк сразу же сказал ей: «Войди, жена Яровама. Зачем ты выдаешь себя за другую?… Пойди, скажи Яроваму: Так сказал Г-сподь, Б-г Израиля: Я возвысил тебя из среды народа и поставил тебя главою Моего народа, Израиля, и отторг царство от дома Давида и дал тебе. Но ты не был таким, как Мой раб Давид, который соблюдал Мои заповеди и следовал за Мной всем своим сердцем. …И поступил ты хуже всех, кто был до тебя, и пошел, и сделал себе иных богов и литых кумиров, чтобы гневить Меня, а от Меня отвернулся». «За это, — передал пророк слова Б-га, — Я наведу беды на дом Яровама, …и полностью уничтожу дом Яровама, как уничтожают нечистоты». В заключение пророк сказал жене Яровама: «А ты встань, пойди в твой дом, и когда твоя нога вступит в город, умрет отрок». И как только она вернулась к порогу царского дома, ее сын умер (I Мелахим 14:1-18).
В 2986 году /774 г. до н.э./ предсказание Ахии осуществилось — в результате дворцового переворота полководец Баша захватил власть над десятью коленами и истребил всех потомков Яровама (там же 15:27-30). Но произошло это, вероятно, уже после смерти самого Ахии.
По свидетельству кабалистов, воплощением души Ахии Ашилони был великий знаток сокровенных разделов Торы раби Шимон бар Йохай (Рашби), написавший основополагающую книгу кабалы Зоар (Сияние) (Седер адорот 2892; см. о нем в кн. «Еврейские мудрецы», с. 19-20).
И именно Ахия Ашилони был небесным посланником, открывавшим тайны Торы основателю хасидского движения р. Исраэлю Бааль-Шем-Тову (Бешту). В одном из писем, написанных уже в зрелые годы, Бааль-Шем-Тов признавался: «В молодости я многократно заблуждался и ошибался — до тех пор, пока Всевышний, да будет Он благословен, не даровал мне свет через моего святого наставника». А из другого его письма следует, что этим наставником был небесный посланник — пророк Ахия Ашилони, который впервые открылся ему в возрасте 26 лет, и «первый урок пророка был посвящен главе Берешит» (Михтавим кедошим мерабейну Бешт 28 и 47; см. также в кн. «Еврейские мудрецы», с. 239).
с разрешения издательства Швут Ами
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Ки таво»
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Всевышний не требует, чтобы мы отправились в путешествие за редким фруктом. Ему нужны непосредственные плоды нашей работы.
р. Ури Калюжный
По материалам ЖЖ Ури Калюжного
Рав Бенцион Зильбер
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
В эпоху Храма евреям было заповедано приносить в Иерусалим корзину с первыми плодами
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Бикурим (первинки)
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, иллюстрирующие недельную главу Торы
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
На горе Гризим должны были громогласно благословлять потомков «Шимон, Леви, Йеуда, Иссахар, Йосеф и Биньямин», то есть — все евреи, принадлежавшие к этим коленам израилевым
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Тора заповедала уважительно относиться к родителям, а также не злословить о ближних. Комментарии к недельной главе.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Аарон Штейман,
из цикла «Словарь ивритских терминов»
Огорчение, скорбь и другие синонимы