Из цикла «Хроника поколений», темы: Ахав, Элиша, Дождь, Тшува, Машиах, Идолопоклонство, Пророчество, Чудеса, Пророки, Александр Кац, Жертвоприношения, Элиягу
Элияу а-Нави (אליהו הנביא, он же пророк Илия) — величайший праведник и пророк.
Согласно сокровенной традиции, Элияу стал новым воплощением души первосвященника Пинхаса (см.), внука Аарона (см.) (Ялкут Шимони, Пинхас 771; Раши, Бава меция 114б; Седер адорот 2962).
Его отец происходил из колена Гада, а мать — из колена Биньямина (см. Берешит раба 71:9; Шмот раба 40:4; Шохер тов 90; Седер адорот 2962). По иной версии, его отец лишь жил в Гиладе, среди потомков Гада, но сам относился к колену Леви и был коэном (Ялкут Шимони, Мелахим 209; Раши, Бава меция 114б; Седер адорот 2962).
Происходил из города Тошав, и его называли Элияу аТишби (т.е. из Тошава) (I Мелахим 17:1, Таргум и Раши; Седер адорот 2962).
Элияу был одним из ближайших учеников пророка Ахии Ашилони (см.) (ИТ, Эрувин 5:1), и в 2962 году /798 г. до н.э./ получил от него посвящение в пророки (Седер адорот).
Некоторое время жил в Иерусалиме и был членом Великого Санхедрина (Берешит раба 71:9; Шмот раба 40:4). Его учеником был будущий пророк Овадья (см.) (Оцар ишей аТанах, Элияу аНави).
Основал в святом городе дом молитвы (Седер адорот).
Комментаторы указывают, что в своем служении Творцу пророк Элияу удостоился высшего возможного духовного уровня, называемого двейкут («прикрепление») — все его помыслы и стремления были направлены только к Б-гу (Рамбан, Ваикра 18:4-5).
В 3021 году /739 г. до н.э./ над северным царством, Израилем, воцарился Ахав, сын Омри. Этот царь-идолопоклонник взял в жены Изэвель, дочь финикийского царя Эт-Бааля, и устроил посреди своей столицы Шомрона (Самарии) капище финикийского божества Бааля (I Мелахим 16:29-33; Седер адорот). Под властью Ахава евреи из десяти северных колен всё дальше отходили от соблюдения законов Торы. Но царь похвалялся перед Элияу, что его страна процветает — вопреки грозному предостережению Торы «Берегитесь, чтобы …вы не служили чужим богам — чтобы не возгорелся на вас гнев Б-га, и замкнет Он небеса, и не будет дождя, и земля не даст своего урожая» (Дварим 11:16-17). В ответ Элияу предупредил царя, что из-за его порочных поступков в стране наступит страшная засуха (I Мелахим 17:1, Раши; Санхедрин 113а).
И действительно, в 3034 году /726 г. до н.э./ началась засуха, продолжавшаяся более трех лет (Седер олам раба 17; Седер адорот).
В начале этого периода Элияу скрывался от гнева царя у потока Керит, к востоку от реки Иордан (I Мелахим 17:2-6, Мецудат Давид). Но затем, когда поток пересох, он перешел в город Царфат, расположенный на берегу Средиземного моря, недалеко от Цидона, в уделе колена Ашера, и поселился там у приютившей его вдовы. А когда сын этой женщины смертельно заболел, — так, что его дыхание уже пресеклось, — Элияу перенес его к себе в комнату и обратился к Б-гу с молитвой: «Г-споди, Б-же мой! Неужели и вдове, у которой я живу, ты причинишь зло, умертвив ее сына?! Прошу, пусть душа этого мальчика в него возвратится!» Ребенок ожил, и пророк вернул его матери (I Мелахим 17:7-24; ИТ, Сукка 5:1, Пней Моше). Позднее исцеленный ребенок, которого звали Йона (см.), стал учеником Элияу и затем пророком (Оцар ишей аТанах, Элияу аНави).
Тем временем по приказу царицы Изэвели было убито большинство пророков, кроме ста, которых сумел спрятать ученик Элияу — Овадья, служивший при дворе Ахава и Изэвель (I Мелахим 18:4).
На третий год голода, Всевышний повелел Элияу: «Иди, явись перед Ахавом, и Я дам дождь на землю» (там же 18:1; Седер адорот). «Как я пойду, — возразил пророк, — ведь они еще не раскаялись?!» «Когда Я первый раз начал орошать землю, — отвечал Творец, — на ней был всего один человек, и Я орошал землю ради него. Так и теперь, явись перед Ахавом, и Я дам дождь (т.е. дождь пойдет в заслугу одного праведного пророка)» (см. Шохер тов 117; Шивтей нахалатэха с. 133 и 386).
По пути к царю Элияу встретил своего ученика Овадью, который рассказал, что люди Ахава, повелевшего убить Элияу, искали его не только по всему Израилю, но и в окружающих государствах. И тем не менее Элияу настоял на встрече с царем (I Мелахим 18:1-15; Седер адорот).
Увидев мятежного пророка, царь сказал ему: «Ты ли это, наводящий беду на Израиль?!» Но Элияу ответил: «Не я навел беду на Израиль, а ты и дом твоего отца, — тем, что вы оставили заповеди Б-га, а ты служил Баалям (т.е. финикийским и кнаанским божкам)». Элияу обещал царю, что Всевышний даст дождь. Но предварительно он потребовал, чтобы Ахав собрал весь народ Израиля к горе Кармель и пригласил бы туда многочисленных лжепророков, прорицающих от имени своих идолов (I Мелахим 18:17-20).
Когда царь созвал всех израильтян, Элияу обратился к ним: «До каких пор вы будете колебаться? Если Г-сподь — это Б-г, то следуйте за ним. А если Бааль, то следуйте за ним». Евреи молчали. Тогда Элияу предложил испытание: «Я один остался здесь из пророков Г-спода, а пророков Бааля — четыреста пятьдесят человек. Пусть нам дадут двух тельцов, и они выберут себе одного из них, рассекут его и положат на дрова, но огня пусть не разжигают. А я положу на дрова другого тельца, и огня не разведу. Пусть они взывают именем их божества, а воззову именем Г-спода. И Тот, Кто ответит огнем, Он и есть Б-г». И народ согласился (там же 18:20-24).
Пророки Бааля взывали к нему с утра до полудня. А в полдень Элияу стал смеяться над ними: «Кричите громче, ведь, возможно, ваше божество занято разговорами или в отлучке, или путешествует вдалеке. А может, он спит, так он проснется». Пророки Бааля кричали и бесновались у жертвенника, царапали себя мечами и копьями — но ответа не было. Тогда Элияу попросил, чтобы израильтяне окружили его. Он сделал вокруг своего жертвенника ров и залил его водой, а также велел облить водой дрова и тушу тельца. Элияу воззвал к Творцу: «Ответь мне, Г-споди, ответь мне! И будет знать этот народ, что Ты — Б-г». По его молитве огонь с небесной вышины пал на жертвенник и пожрал не только тельца и дрова, но и вылизал воду во рву. Израильтяне пали ниц и признали: «Г-сподь — Он Б-г». После этого по приказу Элияу были схвачены и казнены пророки Бааля. А вскоре над морем показалась первое облачко, затем небо потемнело от туч, и начался ливень (там же 18:26-45).
Скрываясь от царицы Изэвели, поклявшейся отомстить ему за смерть пророков Бааля, Элияу отправился на юг страны — в Беэр-Шеву, а затем — к горе Хорев (Синай). Там ему открылся Творец. Элияу с горечью посетовал на то, что происходит в стране: «Оставили завет Твой сыны Израиля, жертвенники Твои разрушили и пророков Твоих убили мечом. Остался я один, но и моей души искали они, чтобы ее отнять». В ответ Всевышний повелел ему отправиться в Дамаск, чтобы помазать на царство над Арамом (Сирией) некоего Хазаэйла, а царем над Израилем помазать Йеу, сына Нимши. Кроме того, Элияу должен был посвятить в пророки Элишу, сына Шафата (см.) и поставить его своим преемником. «И будет, — предрек Всевышний, — тех нечестивцев, кто спасется от меча Хазаэйла, умертвит Йеу. А того, кто спасется от меча Йеу, умертвит Элиша — останутся только те, кто не преклонял коленей перед Баалем» (там же 19:1-18).
Выполняя повеление Творца, Элияу посвятил Элишу в пророки (там же 19:19-21).
По слову Б-га, Элияу явился в столицу Израиля Шомрон к царю Ахаву, чтобы предсказать ему и всему его роду скорую гибель. Вняв словам пророка, Ахав разодрал свои царские одежды, облачился во вретище и наложил на себя строгий пост. Тогда Творец сказал Элияу: «За то, что он покорился Мне, Я не наведу эту беду в его дни. Во дни его сына наведу беду на его род» (там же 21:17-29). И поэтому Элияу отложил помазание на царство Хазаэйла и Йеу, через которых должны были обрушиться предсказанные кары (Ральбаг и Мальбим, I Мелахим 21:15-16).
В 3041 году /719 г. до н.э./ царь Ахав погиб в бою. Ему наследовал сын Ахазья (I Мелахим 22:35-40; Седер адорот).
Вскоре Ахазья серьезно занемог и направил посланцев в город Экрон, к жрецам божества Бааль-Звува, чтобы узнать, выздоровеет ли он от своего недуга. Элияу вышел навстречу посланцам царя, сказав им: «Возвратитесь к царю. Разве нет Б-га в Израиле, что вы идете вопрошать Бааль-Звуза, божество Экрона? А Б-г сказал так: “Не сойдешь ты с постели, на которую возлег, а непременно умрешь” (II Мелахим 1:2-6).»
Узнав об этом предсказании, царь послал за Элияу пятьдесят стражников, чтобы схватить его. Но как только стражники приблизились к горе, на вершине которой сидел пророк, и приказали ему: «Спустись!», он призвал огонь с Небес, и пламя сожгло их. Царь послал еще один пятьдесят воинов, но его постигла та же участь. И лишь с третьим пятьюдесятью, начальник которого не приказывал, а умолял пророка придти, Элияу явился к царю и сам повторил перед ним свое предсказание: «За то, что ты посылал вопросить Бааль-Звува, божество Экрона, — будто нет Б-га в Израиле, чтобы вопрошать Его слово — не сойдешь ты с постели, на которую возлег, а непременно умрешь». И, действительно, в 3043 году /717 г. до н.э./ Ахазья умер от этой болезни, и ему наследовал его брат Йеорам (там же 1:9-17; Седер адорот).
В 3047 году /713 г. до н.э./ году Элияу вместе со своим ближайшим учеником Элишей сошел через Иерихон к Иордану. Элияу ударил своим плащом по воде, и она расступилась. Учитель и ученик перешли по дну. На другом берегу Элияу спросил: «Что сделать мне для тебя прежде, чем я буду от тебя взят?» В ответ на просьбу ученика Элияу разъяснил ему величайшие тайны, связанные с Сотворением мира и Б-жественным управлением Вселенной. И пока они еще разговаривали, с неба спустился некий светящийся объект, подобный «огненной колеснице, запряженной огненными конями». Эта «колесница» отделила Элияу от ученика. А затем он был вихрем унесен в Небо — как когда-то в древности праведный Ханох (см.) (II Мелахим 2:8-11, Радак и Мальбим; ИТ, Брахот 5:1; Седер адорот).
При вознесении в духовный мир душа Элияу облачилась в «тело из света», в котором она предстала перед ангелами-служителями (Зоар 2, 197а, 3, 88б). А его земное тело осталось жить на земле — в нижнем Ган Эдене, где когда-то, при Сотворении мира, Творец поселил Адама — Первого Человека (см.) (Дерех эрец зута 1; Хатам Софер, Тшувот 6, 98).
Поскольку Элияу не совершил в своем последнем воплощении ни одного греха, он удостоился вечной жизни, ведь и Адам, если бы не совершил своего единственного греха, то жил бы вечно (Ваикра раба 27:4).
С тех пор Элияу внимательно следит за происходящим на земле — по образному выражению мидраша, он «облетает весь мир, как птица» (Шохер тов 8). И он пишет хронику всех последующих поколений (Седер олам раба 17).
При этом, в отличие от Ханоха, навсегда оставшегося в мире ангелов, Элияу постоянно возвращается в населенный мир и вступает в общение с людьми (Рамбан, Бава батра 121б).
Таким образом, Элияу стал единственным человеком, одновременно существующим в двух мирах: высшем мире ангелов и в земном мире (Зоар 2, 197а; 3, 88б). Иногда он является мудрецам Израиля, чтобы научить их каким-либо законам (см. Брахот 3а), а порой приходит на помощь праведникам.
Согласно сокровенной традиции, пророк Элияу должен открыться всему народу Израиля перед приходом Машиаха, чтобы возвестить о наступлении новой эпохи (Сифрей, Браха 342).
Его задачей будет подготовить сердца евреев к испытаниям, связанным с приходом Машиаха (Рамбам, Мелахим 12:2). В книге пророка Малахи (см.) переданы слова Творца, относящиеся к дням геулы — конечного избавления: «Вот, Я посылаю к вам пророка Элияу перед наступлением дня Б-га, великого и страшного, — и возвратит он сердце отцов к сыновьям, и сердце сыновей к отцам, чтобы Я не пришел и не поразил землю истреблением» (Малахи 3:23-24).
Комментаторы поясняют, что пророк Элияу возвратит к Творцу сердца «сыновей» — т.е. младшего поколения сынов Израиля, а за сыновьями потянутся «отцы», и тогда сердца поколений объединятся (Раши и Мецудат Давид, Малахи 3:24).
Всевышний совершает избавление через двух пророков из колена Леви: первое избавление, из египетского рабства, пришло через Моше (см.), а последнее — придет через пророка Элияу (Ялкут Шимони, Мелахим 209).
Вместе с тем, Элияу разрешит законодательные разногласия и споры, накопившиеся за тысячелетия изгнания, ведь он является носителем древней традиции, полученной Моше на Синае. И он передаст эту традицию величайшим мудрецам последнего поколения, восстановив цепь передачи «рукоположения» — смихи, идущую от Моше и прерванную после разрушения Второго Храма. Ведь сам Элияу получил смиху от своего наставника Ахии Ашилони и может передать ее дальше (Хатам Софер, Тшувот 6, 98; р. Й.-А. Лоренц, Плайот эдотэха 2, 7:7-8).
Но о том, как именно произойдут эти предсказанные события, станет известно только тогда, когда эти предсказания осуществятся (Рамбам, Мелахим 12:2).
с разрешения издательства Швут Ами
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»