Темы: Ассимиляция, Антисемитизм, Кипа, Германия, Катастрофа, Опасность, Батшева Эскин
1 сентября 1941 года по инициативе Рейхсминистра народного просвещения и пропаганды Германии Йозефа Геббельса германское министерство внутренних дел издало приказ о том, что с 19 сентября 1941 года все евреи рейха и протекторат в возрасте шести лет и старше должны носить «еврейскую звезду» («юденстерн»). Приказом предписывалось носить нашивку со звездой Давида размером с ладонь на одежде, с левой стороны груди на уровне сердца, так, чтобы она была заметна.
Мы знаем, что приказ о ношении этого еврейского знака непосредственно предшествовал заключению евреев Германии в гетто и их депортации в лагеря смерти. Евреи должны быть определены как евреи — чтобы ни один из них не избежал истребления.
Несколько дней назад стало известно, что «новая Германия» призвала евреев не носить свои традиционные головные уборы в общественных местах и этим признала, что выглядеть евреем на ее территории — значит, подвергать себя риску.
Советник по проблеме антисемитизма германского правительства Феликс Кляйн решил, что личная безопасность важнее свободы вероисповедания. И вот, та самая страна, которая навязывала нам звезду Давида в качестве постыдного знака, сегодня, прикрываясь заботой о своих еврейских гражданах, дает нам инструкции о том, как справиться с ростом антисемитизма. Но на этот раз мы должны не нашивки носить, заявляя о своем еврейском происхождении, а наоборот — скрывать нашу принадлежность и отрекаться от нашей Традиции.
Мишель Фридман, бывший заместитель руководителя главной еврейской организации Германии, откровенно сказал: «Когда представитель федерального правительства официально сообщает еврейской общине, что она не защищена от анти-еврейской ненависти повсюду в Германии, то этим он признает полное поражение в борьбе с антисемитизмом».
Трудно поверить, что в течение одного поколения мы прошли путь от победы над нацизмом и признания невыразимых ужасов антисемитизма — до столь неостановимой волны ненависти к евреям, которой можно противопоставить только требование скрыть свое еврейство и отказаться от религиозных убеждений.
Совет Феликса Кляйна еврейской общине неизбежно вызывает ассоциации с событиями Катастрофы. Когда евреев депортировали в концентрационные лагеря, были те, кто пошли на опасный шаг и решили не носить на груди желтые звезды в попытке скрыть свою национальность. Но выдала их не кипа. Нацисты знали, что есть простой способ выяснить, кто еврей, а кто нет. «Снять штаны!» — приказывали мужчинам, и знак обрезания говорил сам за себя.
Приказ «Снять шапки» (концлагерное «Шапку долой!» — Мютце аб!) не обеспечит нашу безопасность в стране, где продолжает распространяться вирус антисемитизма. Сам факт нашего подчинения этому оскорбительному требованию будет доказательством победы наших врагов.
Да, ношение евреями головного убора — это Традиция, а не заповедь из Торы. Но эта Традиция восходит к древнейшим временам. Наши мудрецы запретили ходить нам с непокрытой головой, чтобы мы постоянно помнили о том, что над нами — Вс-вышний, что мы склоняемся перед Ним, покорно принимая на себя Его волю.
Евреи наделены Б-жественной миссией быть «царством священников и народом Святым», и для этого должны быть узнаваемы. Наша преданность Б-гу всегда была видна. Мы должны ежечасно демонстрировать самим себе и своему окружению, что наше еврейство является источником гордости, а не стыда; источником радости, а не бременем.
Как трагично, что именно из Германии идет призыв к евреям скрывать свою принадлежность, обнажив головы. Ведь эта «забота о нашей безопасности» по сути является рекомендацией отказаться от гордости за свою веру и ведет лишь к одному — к ассимиляции еврейского народа, которая и так идет в Германии полным ходом.
Сейчас в Германии проживает более 100 тысяч евреев, в большинстве своем — выходцев из стран СНГ. На это количество евреев к началу 21-го века приходилось около 30 музеев, так или иначе освещающих еврейскую тему, а начальных еврейских школ при этом — только три. О чем это говорит?
О том, что история повторяется. В нацистской Германии 30-х — 40-х годов антисемитизм вспыхнул не сам по себе. Он был послан евреям в ответ на их упорные старания стать немцами, слиться с массой жителей Берлина, Кёльна и других «высококультурных» городов, что славились своими прекрасными музеями, замечательными концертными залами и ресторанами с изысканной кухней. Евреи начали молиться на немецком, перестали читать молитву о возвращении в Иерусалим и провозгласили своим Иерусалимом Берлин.
Евреи Германии в первой трети 20-го века, так же как и их потомки, вновь поселившиеся на этой территории спустя несколько десятков лет, в большинстве своем сами решили «кипу не носить»: то есть отказаться от своего еврейства и приобщиться к немецкой нации.
А «новая Германия», в свою очередь, всячески способствует превращению еврейских иммигрантов в немцев, предоставляя им через семь лет после прибытия гражданство Германии и автоматически — гражданство Евросоюза. Несмотря на то, что официально одним из необходимых условий для иммиграции в Германию «по еврейской линии» указывается «исповедовать иудаизм», по сути, евреям достаточно не исповедовать никакой религии, чтобы влиться в ряды немецких граждан.
Да, во всех крупных общинах есть синагоги, еврейские кладбища, магазины и рестораны с кошерной кухней. В то же время многие небольшие общины, особенно в восточных землях, созданные приехавшими из стран СНГ, не имеют развитой еврейской структуры, что объясняется, в первую очередь, полным равнодушием многих прибывших к иудаизму или еврейской идентичности.
Но недаром сказано у пророка Йехезкеля от имени Вс-вышнего (Йехезкель, 20:32-33): «И задуманному вами — не бывать тому, сказанному вами “Будем, как (другие) народы, как племена (других) стран…”». В ответ на это равнодушие и начались в Германии в последние десятилетия демонстрации под антисемитскими и антиеврейскими лозунгами, нападения на синагоги и осквернения кладбищ, статьи, в которых содержатся резкие нападки на сионизм и Израиль. Рекомендация евреям не носить в общественных местах кипы является лишь логическим продолжением цепи событий, где ассимиляция неизбежно влечет за собой вспышку антисемитизма.
Перевод Батшевы Эскин
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам исполняет завет Творца и идет в незнакомом ему направлении. Ханаан стал отправной точкой для распространения веры в Одного Б-га.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраам хотел достичь совершенства в любви к Ашему
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Что общего между контрабандистами и родителями, которые обеспокоены поведением взрослого сына? Истории по теме недельной главы Торы.
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам отделяется от Лота. К нему возвращается пророческая сила. Лота захватывают в плен, и праотец спешит ему на помощь.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраму было уже семьдесят пять лет
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Праотец Авраам стал светом, которым Творец удостоил этот мир. Биография праотца в призме слов Торы.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Сара умирает. Авраам не перестает распространять веру в Б-га и отправляет Ицхака в ешиву.
Батшева Эскин
После недавнего визита президента Израиля Реувена Ривлина в США израильскую и американскую прессу облетела сенсационная фотография, на которой Президент США Джо Байден в Овальном кабинете Белого Дома стоит перед израильским президентом на коленях
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сатан, огорченный тем, что не смог одержать победу ни над Авраамом, ни над Ицхаком, появился теперь перед Сарой.
Рав Йосеф Б. Соловейчик
Мы все члены Завета, который Б-г установил с Авраамом.