Темы: Рав Саадья Гаон, Каббала, Еврейское мировоззрение, Реинкарнация, Загробная жизнь, Караимы
Пожалуй, нет сегодня другой такой темы в современном иудаизме, которая приковывала бы к себе столь пристальный интерес широкой публики, как Каббала. Причем интерес этот выражается у людей очень по-разному. Одни воспринимают Каббалу как некое тайное учение, нечто сродни алхимии или магии, и, начитавшись популярной литературы, идут на «экспресс-курсы Каббалы», чтобы стать магами и волшебниками.
Другие, более подкованные в смысле религиоведения, считают Каббалу эзотерическим учением, которое сформировалось в Средние века, испытав заметное влияние со стороны мистических учений окружающих народов. Главным доводом, как обычно, служит расхожая фраза «наука доказала». Удивительно, но к этой группе примыкают и некоторые соблюдающие евреи, которые сочли своим долгом вступить борьбу с суевериями и мракобесием, как они сами считают, внутри ортодоксальной общины. Одной из тем, атакуемых особенно часто, является учение Каббалы о «гилгуль нешамот», что можно с натяжкой перевести на русский язык как «переселение душ».
Противники концепции «гилгуль нешамот» [переселения душ] любят ссылаться на то, что Расаг (рабейну Саадия Гаон) в своей «Книге верований и мнений» отвергает «гилгуль нешамот», как чуждое иудаизму понятие. Авторитет раби Саадии огромен. Великий мудрец Торы, который родился в конце IX века н.э. в египетском Файюме, благодаря своим удивительным знаниям и авторитету занял место главы ешивы в вавилонской Суре, которая наряду с Пумбедитой была главным центром еврейской учености того времени. Сам его титул «гаон», то есть глава академии, дословно означает «гений». Действительно, не было, наверное, ни одной области знания, открытой людям в ту эпоху, в которой бы он не был сведущ. Бгословие, философия, естественные науки, включая астрономию, юриспруденция, языкознание — вот далеко не полный список наук, которыми он владел досконально.
Во времена Расага большинство евреев жило на территории, подконтрольной мусульманам, и исламский мир бросал иудаизму новые вызовы. В мусульманских городах бурно развивались культура и науки: богословие и философия, математика и медицина. В VIII в. появилось движение караимов — еврейская ересь, сторонники которой отрицали Устную Тору. Караимы взяли на вооружение методы исламского богословия («калама») и философии («фалсафа»).
В сложившейся ситуации возникла необходимость давать ответы и объяснять новые тенденции с еврейских позиций. Так появилась «Книга верований и мнений» Расага. Среди различных ересей раби Саадия упоминает и учение о переселении душ. Этой теме он посвятил 8-ю часть 6й главы своей книги.
Дадим слово самому раби Саадии Гаону[1]: «…Нашел я некоторых из тех, кто называется евреями, которые верят в переселение душ и называют его воплощением, и смысл этого, по их мнению, в том, что дух Реувена будет в Шимоне, а затем — в Леви, а затем — в Йеуде. А некоторые из них, или большинство, полагают, что иногда дух человека может пребывать в теле животного, а дух животного — в теле человека, и множество другой подобной ерунды и путаницы. Мне стало ясно, что привело их к тому — они воображают все это…».
Далее Расаг приводит четыре ошибки, которые он нашел в этом мнении. Одна из них (самая первая из упоминаемых им) — философская. Процитируем ее: «…То, что они придерживаются мнения относительно духовных сущностей и трех других методов, или другого мнения, которое легло в основу теории переселения душ, выучили на основании мнения о вторичности духовных сущностей — я уже пояснил и показал, что можно сказать против всего этого».
Давайте попробуем разобраться в том, что же именно писал раби Саадия Гаон — о чем на самом деле идет речь в этом месте его великой книги, легшей в основу всей последующей еврейской философии. Зададим себе несколько вопросов по поводу того, что имеет в виду автор «Книги верований и мнений»:
1. Кого он обвиняет?
Караимов. В тексте Расага сказано, что те, с кем он спорит, «называются евреями». Представляется совершенно очевидным, что имеются в виду люди, которые не могут считаться евреями по вере, то есть сектанты. Главный неортодоксальный источник, который у нас есть по караимской ереси, караим Киркисани[2] пишет («Китаб аль Анвар» 3.1718), что Анан бен Давид[3] верил в «танасух»[4], и осуждает его за это, хотя в целом Анан для него — герой и праведник. Известно, что сам Киркисани жил на пару столетий позже Анана. Возможно также, сам Анан бен Давид и не был сторонником учения о переселении душ, но его последователи во времена Киркисани уже придерживались этой точки зрения. Караимы дробились на множество толков и групп, и ананиты, по всей видимости, продолжали придерживаться теории «танасуха».
2. У кого заимствовали?
Расаг пишет о том, что идея о переселении душ заимствована. Искать истоки этой концепции в Индии, или предполагать, что она была заимствована из греческих источников, довольно сложно. Индия была слишком далека географически, а в Средней Азии к тому времени буддизм был задавлен исламом. Беруни[5], который написал трактат об Индии и тамошних религиозных традициях, жил несколько позже. Что же касается возможности греческого влияния, то оригинальные греческие книги только начали переводить на арабский язык.
Собственно говоря, искать переселение душ где-то далеко нет нужды, поскольку в исламском мире представления о нем укоренились задолго до описываемых событий. Известно, что на караимов, в том числе и на Анана, оказали влияние мутазилиты[6]. Последние тоже не представляли собой нечто цельное и унифицированное. Среди мутазилитов было множество разных мыслителей и ересиархов. В их числе и основатель секты хабититов[7] Ахмад ибн Хабита[8]. Главным источником по исламским сектам того периода является Шахрастани[9], который пишет, что Ибн Хабит добавил три еретических учения к учению своего учителя Ибрахима ан-Наззама[10], и среди них «танасух».
Интересно, что сам ан-Наззам верил в материальность души и был анти-атомистом, то есть верил в то, что материя может дробиться до бесконечности. Запомним этот важный момент, он нам понадобится впоследствии.
3. Каков был танасух, который осуждал Расаг?
Сам Расаг упоминает, что это учение основывается на учении о двух «духовных» («рауханин»). Что собой представляют эти самые «духовные»? Расаг описывает их в другой главе. По его словам, «рауханин» — это некие духовные частицы, из которых Творец создал мир. Слово «духовный» запутывает. Описывая ту же учение, Рамбам использует другой термин — «маленькие частицы». Речь идет об атомизме мутазилитов, подробно описанном М.Н. Вольфом в книге «Средневековая арабская философия: мутазилитский калам»[11] и Г.A. Вольфсоном в книге «The Philosophy of the Kalam»[12].
Атомизм мутазилитов настолько отличается от древнегреческого, что некоторые исследователи, например, А. В. Смирнов, отрицают их взаимосвязь. Атом мутазилитов — это неделимая частица, меньше которой ничего нет. Собственно говоря, атом настолько мал, что у него нет пространственных или каких-либо иных измерений. Это математическая точка. Телом он сам по себе не является. Именно поэтому Расаг называет его «духовным». Откуда же термин «два духовных» (или, возможно, «двойной», или, как в принятом русском переводе, «вторичные духовные»)? Дело в том, что, соединяясь между собой, атомы создают так называемый «рукн» — «столп», «основу». (Например, основы веры на арабском называются этим словом.) Согласно взглядам разных мыслителей-мутазилитов, «рукн» состоит из 2, 4, 6 или 8 атомов. Сейчас у нас нет необходимости приводить аргументацию для каждого из вариантов. Важно то, что «рукн» — этакая средневековая арабская молекула — уже тело, в полном смысле этого слова. «Рукн» имеет все признаки материи — пространственные, качественные и прочие измерения. Именно об этом учении и упоминал раби Саадия Гаон, как об основе танасуха у тех, кто называется евреями. Основная разница в постулатах атомизма Расага и Рамбама состоит в том, что атомисты, описанные Рамбамом, верили в сотворенность атомов, а атомисты, описанные Расагом, верили в предвечность атомов.
4. Теперь попробуем свести все эти сведения воедино.
Итак, у нас есть некие последователи одного из основателей караимской ереси Анана бен Давида, которые восприняли учение Ахмада ибн Хабита о переселении душ. У нас нет сведений о том, сохранил ли Ахмад ибн Хабит антиатомизм своего учителя Ибрахима ан-Наззама или же, как большинство мутазилитов, он был атомистом. Если хабититы были антиатомистами, то, вероятно, соединение танасуха и атомизма произошло уже на караимской почве. В любом случае, их учение о метемпсихозе было связано с атомизмом. Это следует из слов Расага, и это то, что действительно важно.
Как могла выглядеть их аргументация? Какая связь между этими двумя учениями? Надо вспомнить, что ан-Наззам говорил о материальности души. По его мнению, душа должна распадаться вместе с телом, а до какой степени она может распадаться, зависит от того, атомист ты или анти-атомист. Если атомист, то до атомов, а потом атомы снова соединятся в «рукны» и появится новая душа. И вот, как пишет Расаг, душа Реувена становится душой Шимона, душа Шимона становится душой Леви, а может стать козой или собакой. И так было всегда. Эти атомисты, которых описывает Расаг, верили в предвечность атомов — Б-г лишь оформил их в процессе сотворения, придал форму и более не вмешивался в процесс.
5. А теперь — внимание: основное и главное опровержение переселения душ, которое дает рабейну Саадия Гаон, состоит в аргументах, которые он приводит против атомистов. Никакой другой, собственно, философской аргументации Расаг не приводит. Не стоит ли нам сделать заключение, что знаменитое опровержение «гилгуль нешамот» Расагом — это, на самом деле, ни что иное, как опровержение материальности души и атомизма? В самом деле, никаких других совпадений с учением о «гилгуль нешамот», известном из Каббалы, кроме неудачного перевода на иврит слова «танасух», здесь нет. Типологически эта каббалистическая концепция схожа с буддистским учением о реинкарнации. Роль атомов у буддистов играют предвечные «дхармы», роль «рукнов» — «скандхи»[13]. Но ничего похожего на учение, известное из Каббалы, у буддистов нет.
Таким образом, нам неизвестно, знал ли Расаг об учении Каббалы о «гилгуль нешамот», и если предположить, что он все же был знаком с этой концепцией в Каббале, то мы не можем сказать с точностью, как он к ней относился. Исходя из тех сведений, которыми мы сегодня обладаем, попытки утверждать, что Расаг отрицал каббалистические представления о переселении душ, представляются не более чем спекуляциями.
[1] Цит. в переводе Хавы Брохи Корзаковой.
[2] Киркисеани или Каркасани — караимский законоучитель первой половины Х века. Жил в Месопотамии. Писал на арабском языке. Знаток Письменной и Устной Торы, был сведущ также в арабской религиозной, философской и научной литературе, знал Коран. Из многих сочинений Киркисани, упоминаемых в средневековых источниках, почти полностью дошла до нас «Китаб аланвар ваалмаракиб» («Книга огней и вышек»), посвященная кодификации законов караимов, и, частично, «Китаб аррияд ваалхадаик» («Книга садов и цветников») — комментарий Пятикнижия. Обе книги закончены в 937/38 гг.
[3] Анан бен Давид — караимский законоучитель, предшественник Киркисани. Некоторыми исследователями считается основателем караизма или, по крайней мере, лидером, сделавшим караизм заметным течением в еврейской истории.
[4] Танасух — учение о переселении души из одного тела в другое, реинкарнация, метемпсихоз. В традиционной исламской богословской и доксографической литературе последователей течений, исповедующих веру в переселение душ, называют «асхаб аттанасух» или танасухиты.
В еврейской традиции объяснение этому явлению дал Рамхаль в книге «Путь Творца», упомянув, что Творец, желая, несмотря ни на что, привести человека к полному исправлению, создал две возможности «очищения» для души человека: Геином и переселение душ. (См. 1-ая часть, 2-ая глава). В Письменной и Устной Торе реинкарнация не упоминается открытым текстом, поскольку эта тема относится к скрытой «анага» (контролю и управлению миром со стороны Творца). Однако эти вопросы подробно рассматриваются в скрытой части Торы, относящейся к уровню «Сод» (секрет, тайна).
[5] Абу Рейхан Мухаммед ибн Ахмед аль Беруни — средневековый учёный, энциклопедист и мыслитель, автор многочисленных капитальных трудов по истории, географии, филологии, астрономии, математике, механике, геодезии, минералогии, фармакологии и геологии. Родился в 973 году в хорезмийском (древний регион Средней Азии) городе Кят. Был полиглотом. Знал хорезмийский, персидский, арабский, еврейский, сирийский, греческий языки и санскрит. Свои научные труды писал на арабском и персидском языках.
[6] Мутазилиты — «обособившиеся» (арабский). Представители первой крупной философской школы в исламе, процветавшей в первой половине IX века. Мутазилизм возник и развился в ходе диспутов мусульман с представителями других религий.
[7] Хабититы — последователи учения Ахмада ибн Хабита. Они верили в возможность переселения душ.
[8] Ахмад ибн Хабит — основатель учения хабититов, разновидности мутазилитского течения в каламе, которое признали еретическим как противники мутазилизма, так и представители других течений в самом мутазилизме.
[9] Шахрастани «Книга о религиях и сектах». Часть 1. М. Наука 1984, с. 6169.
[10] Ибрахим анНаззам — арабомусульманский философ, представитель мутазилитской школы калама. Родился приблизительно в 760 — 765 году в городе Балх. Умер приблизительно в 835—846 годах в Багдаде. Обладал широкими знаниями в области литературы, теологии, античной философии. Знал наизусть Коран, Тору, Теилим и христианские источники. Был хорошим оратором. Сочинения анНаззама не сохранились, о его философских воззрениях известно главным образом по трудам тех, кто с ним полемизировал.
[11] М.Н. Вольф «Средневековая арабская философия: мутазилитский калам». Новосибирск, 2005, с. 4548.
[12] H.A. Вольфсон «The Philosophy of the Kalam», Harward University Press, 1976, с. 466494.
[13] См., например, Е.А. Торчинов «Философия буддизма Махаяны». СПб, 2002, с. 50 и следующие.
Рошель Касоб, Моше Ицхак
Из журнала «Мир Торы»