Из цикла «Суббота, праздники, будни», темы: Подготовка к Субботе, Шаббат, Зеев Гринвальд, Мукце, Электроприборы
Следует заранее перед субботой сделать перечисленные ниже приготовления для того, чтобы не преступить запреты субботы и чтобы превратить ее в день отдохновения.
Если для завершения приготовления пищи требуется совершить млахот «молотить», «месить» или «выжимать», то нужно закончить их до субботы.
Всю еду варят заранее. Ту еду, которую хотят сохранить горячей, ставят в пятницу, после того как она доварена, на огонь, который покрывают листом жести, асбеста и т.п. Если в этой пище имеется жидкость, то она должна быть нагрета до температуры «яд соледет» перед субботой.
Кипятят заранее воду в количестве, достаточном на всю субботу, и ставят ее на огонь, как было сказано выше.
Заранее готовят чайную заварку. Пользование в субботу чайными упаковками или незаваренными чайными листьями может быть связано с нарушением запрета «варить», см. выше глава 20-я, закон 13.
Загрязненные фрукты и овощи следует промыть и очистить до субботы, так как в субботу это может явиться нарушением запрета «выбирать» (בורר).
До наступления субботы следует открыть все консервные банки, закрытые упаковки, бутылки с пробками, при отвинчивании которых отделяется нижнее кольцо. Подробно — см. главу 20-ю, законы 32-33.
До наступления субботы следует отделить все «трумот» и «маасрот». В субботу можно их отделять лишь при условии, что это заранее было обусловлено особым образом. Подробно об этом см. ниже, глава 37-я. закон 13.
9. Включают «субботние часы» — таймер, автоматически включающий и выключающий свет в заданное время. Настраивают его до наступления субботы.
Отключают лампочку в холодильнике, чтобы она не зажглась в субботу при его открывании. (Следует выяснить у сведущего в законах человека, как открывать электрический холодильник в субботу, а если холодильник с автоматическим оттаиванием, то также и как его закрывать).
10. Нарезают туалетную бумагу заранее, в субботу это делать запрещено.
11. Мицва — проверить до наступления субботы карманы одежды, нет ли там каких-либо предметов, чтобы по ошибке не вынести их случайно в субботу на улицу (там, где нет «эрув»), и нет ли в карманах предметов мукце, которые в субботу запрещено перемещать.
12. Откладывают в отдельное место предметы мукце, которые запрещено трогать в субботу: деньги, письменные принадлежности и т.д., см. выше, глава 20-я, законы 90-97.
Очень желательно не помещать эти предметы там, где их могут сдвинуть с места в субботу (карманы одежды, стулья, столы, шкафе кухонной посудой и т.д.).
Тот, кто молится в субботу в будничном талите, должен вынуть заранее тфилин из чехла с талитом, чтобы не касаться их в субботу.
13. Если в доме есть маленькие дети, надо приготовить заранее все необходимое для ухода за ними: протертую и сваренную пищу, пеленки, оторвать кусочки ваты и т.д.
Уход за ребенком включает различные действия, которые могут быть связаны с нарушением запретов субботы: купание, приготовление и подогревание пищи, лечение и т.д. Поэтому очень важно подробно и конкретно изучить, как производить эти действия, не нарушая законов субботы. Существуют специальные брошюры, содержащие инструкции по этим вопросам.
Пользуясь ватой в субботу, надо остерегаться чтобы не выжимать ее. По этой же причине нельзя размазывать ватой жидкость.
14. Если известно, что в субботу надо будет ухаживать за больным или за раной, то следует заранее выяснить все подробности требуемого лечения, а затем побеседовать с раввином и получить инструкции о том, как вести данное лечение в субботу разрешенным образом.
15. Если после субботы наступает праздник или два дня праздника подряд, следует приклеить свечи к подсвечникам заранее на оба дня.
16. С приближением субботы желательно мягко поторопить всех членов семьи, чтобы завершить вовремя приготовления к субботе. XA3AЛЬ (мудрецы) говорят: «Три вещи человек должен сказать у себя дома в канун субботы, перед заходом солнца: “Отделили ли “трумот” и “маасрот”? Сделали ли “эрув”? Зажгите свечи!»
Перед нами открывается Храм субботы, полный отдохновения и святости. Знание закона и соответствующие приготовления дают возможность в полной мере насладиться субботой — днем, о котором говорится в субботней поэме:
מעין עולם הבא יום שבת מנוחה — «Подобна миру грядущему Суббота, день отдохновения»
Акива Татц,
из цикла «Жить вдохновенно»
Главная особенность мессианского откровения состоит в том, что оно остается скрытым до того момента, пока реально не произойдет. Его невозможно предсказать; никакие мистические изыскания не помогут узнать, когда оно наступит.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография верховного судьи Израиля, человека, за которого вышла замуж моавитянка Рут, принявшая иудаизм.
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Запретительные»
Отношения с древними народами.
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Моавский царь, чье имя носит глава, посылает секретное посольство к сильнейшему из практиковавших тогда специалистов широчайшего профиля
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Зильбера на недельную главу «Балак»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография отважного воина и праведника
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Запретительные»
Законы войны.
Рав Бенцион Зильбер
Глава рассказывает о последнем, сороковом годе пребывания евреев в пустыне. Сороковой год был насыщен множеством важных событий: умерли Мирьям и Аарон, сестра и брат Моше; со смертью Мирьям общину покинул колодец, который служил евреям источником воды и все эти годы перемещался вместе с ними по пустыне; высекая воду из скалы, Моше совершает ошибку и лишается права вступить в Эрец-Исраэль; на пути к Эрец-Исраэль на евреев нападают кнаанейцы, и евреи с Б-жьей помощью одерживают победу. В конце главы сообщается, что евреи подошли к границам Эрец-Исраэль и остановились на восточном берегу Ярдена, напротив города Иерихо. Начинается глава с закона очищения от ритуальной нечистоты – закона о красной корове (пара адума). Этот закон относится к разряду хуким, т.е. к категории законов, не только глубинная суть, но и общий смысл которых не объясним в рамках человеческого сознания.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Собери народ, чтобы повторить с ними прежние заповеди и обучить их новым, которые они еще не знают
Рав Носон Шерман,
из цикла «Рут и семя Машиаха»
Обычай, согласно которому после смерти мужа ближайший его родственник должен восстановить его род от его жены, т. е. брак по левирату, впервые упоминается в Торе в том месте, где речь идет о смерти Эра, первенца Иеуды
Рав Реувен Пятигорский
По материалам газеты «Исток»