Из цикла «Суббота, праздники, будни», темы: Шаббат, Зеев Гринвальд, Мукце, Запреты в Субботу
90. Мудрецы запретили перемещать в субботу определенные виды предметов. Такие предметы называются ״מוקצה״ — «мукце».
Различают четыре основных их вида:
а) предмет, который в основном используется для действия, запрещенного в субботу (כלי שמלאכתו לאסור);
б) предмет, который его владелец обычно использует только по прямому назначению, из опасения испортить или повредить его (מוקצה מחמת חסרון כיס);
в) предмет, не имеющий никакого практического предназначения (מוקצה מחמת גופו);
г) предмет, являющийся основой и базисом для мукце (בסיס לדבר האסור).
91. Примером предметов, которые в основном используются для действий, запрещенных в субботу, являются: письменные принадлежности, спички, такие рабочие инструменты, как молоток, пила, гвозди и т.д., кухонные принадлежности, которыми запрещено пользоваться в субботу: сито, терка, решето, пустые кастрюли и их крышки и т.п.
92. Такие предметы разрешается, однако, перемещать в двух случаях:
а) когда в них есть надобность для разрешенного в субботу действия. Например, можно взять молоток, чтобы колоть орехи. Однако, если при этом имеется инструмент, не являющийся мукце (в нашем примере — щипцы для орехов) — следует предпочесть последний;
б) когда хотят воспользоваться местом, которое занимает этот предмет, например: молоток лежит на стуле, на который хотят сесть. В таком случае можно переложить его на другое место.
Остальные виды мукце нельзя перемещать даже и в этих двух случаях (кроме одного частного случая в четвертом виде — см. закон 96).
93. Примером предметов, которыми владелец обычно пользуется лишь в прямом предназначении из опасения испортить или повредить их (закон 90, б) являются: пишущая машинка, фотоаппарат, подсвечники, листы бумаги и т.п., а также любые предметы, предназначенные для продажи и которыми поэтому не пользуются для других целей, чтобы не снизить их ценность. П ищущая машинка, фотоаппарат тоже относятся к этому виду мукце, кроме того, что они еще и мукце вида а).
94. Примером предметов, не имеющих никакого практического пред-назначения (закон 90, в), являются: камни, песок; животные; шелуха и косточки, не пригодные в пищу; монеты и жетоны (несмотря на то, что в будни они имеют практическое значение, однако, не являясь орудием, пригодным к какому-либо использованию даже и в будни, они теряют в субботу свою значимость полностью); сырые пищевые продукты, как например, мука, фасоль, картофель (так как их невозможно приготовить без варки, запрещенной в субботу), а также продукты, недозволенные для пищи евреям.
95. Если на столе после еды осталось много шелухи, костей и т.д. и присутствующим неприятно оставлять стол в таком виде на всю субботу, то этот мусор разрешается убрать, несмотря на то, что он — мукце.
96. Предмет становится основой для других предметов мукце (90, г) при условии, что мукце находился на нем в момент наступления субботы, даже если затем он был убран или упал с него каким-либо образом. Например; ящик стола, в котором лежат рабочие инструменты или деньги и т.п. Предмет является основой для мукце, если мукце был положен на него с ведома или разрешения владельца этого предмета. Он классифицируется точно так же, как и мукце, положенный на него. Например, если на него положили предмет, основным предназначением которого является действие, запрещенное в субботу, то и основу его можно перемещать с целью воспользоваться ее местом или ею самой для разрешенного действия.
97. Если на предмет, являющийся основой для мукце, были положены до наступления субботы также и предметы, которыми можно пользоваться в субботу, то их общая основа не становится мукце, если ценность этих разрешенных предметов больше, чем запрещенных (предметы, предназначенные для использования в субботу, считаются в этом отношении ценнее запрещенных). В таком случае нужно, по возможности сбросить с основы запрещенные предметы, не дотрагиваясь до них.
Законы о мукце многочисленны и необходимо изучить их подробно и конкретно.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»