Из цикла «Суббота, праздники, будни», темы: Шаббат, Зеев Гринвальд, Мукце, Запреты в Субботу
90. Мудрецы запретили перемещать в субботу определенные виды предметов. Такие предметы называются ״מוקצה״ — «мукце».
Различают четыре основных их вида:
а) предмет, который в основном используется для действия, запрещенного в субботу (כלי שמלאכתו לאסור);
б) предмет, который его владелец обычно использует только по прямому назначению, из опасения испортить или повредить его (מוקצה מחמת חסרון כיס);
в) предмет, не имеющий никакого практического предназначения (מוקצה מחמת גופו);
г) предмет, являющийся основой и базисом для мукце (בסיס לדבר האסור).
91. Примером предметов, которые в основном используются для действий, запрещенных в субботу, являются: письменные принадлежности, спички, такие рабочие инструменты, как молоток, пила, гвозди и т.д., кухонные принадлежности, которыми запрещено пользоваться в субботу: сито, терка, решето, пустые кастрюли и их крышки и т.п.
92. Такие предметы разрешается, однако, перемещать в двух случаях:
а) когда в них есть надобность для разрешенного в субботу действия. Например, можно взять молоток, чтобы колоть орехи. Однако, если при этом имеется инструмент, не являющийся мукце (в нашем примере — щипцы для орехов) — следует предпочесть последний;
б) когда хотят воспользоваться местом, которое занимает этот предмет, например: молоток лежит на стуле, на который хотят сесть. В таком случае можно переложить его на другое место.
Остальные виды мукце нельзя перемещать даже и в этих двух случаях (кроме одного частного случая в четвертом виде — см. закон 96).
93. Примером предметов, которыми владелец обычно пользуется лишь в прямом предназначении из опасения испортить или повредить их (закон 90, б) являются: пишущая машинка, фотоаппарат, подсвечники, листы бумаги и т.п., а также любые предметы, предназначенные для продажи и которыми поэтому не пользуются для других целей, чтобы не снизить их ценность. П ищущая машинка, фотоаппарат тоже относятся к этому виду мукце, кроме того, что они еще и мукце вида а).
94. Примером предметов, не имеющих никакого практического пред-назначения (закон 90, в), являются: камни, песок; животные; шелуха и косточки, не пригодные в пищу; монеты и жетоны (несмотря на то, что в будни они имеют практическое значение, однако, не являясь орудием, пригодным к какому-либо использованию даже и в будни, они теряют в субботу свою значимость полностью); сырые пищевые продукты, как например, мука, фасоль, картофель (так как их невозможно приготовить без варки, запрещенной в субботу), а также продукты, недозволенные для пищи евреям.
95. Если на столе после еды осталось много шелухи, костей и т.д. и присутствующим неприятно оставлять стол в таком виде на всю субботу, то этот мусор разрешается убрать, несмотря на то, что он — мукце.
96. Предмет становится основой для других предметов мукце (90, г) при условии, что мукце находился на нем в момент наступления субботы, даже если затем он был убран или упал с него каким-либо образом. Например; ящик стола, в котором лежат рабочие инструменты или деньги и т.п. Предмет является основой для мукце, если мукце был положен на него с ведома или разрешения владельца этого предмета. Он классифицируется точно так же, как и мукце, положенный на него. Например, если на него положили предмет, основным предназначением которого является действие, запрещенное в субботу, то и основу его можно перемещать с целью воспользоваться ее местом или ею самой для разрешенного действия.
97. Если на предмет, являющийся основой для мукце, были положены до наступления субботы также и предметы, которыми можно пользоваться в субботу, то их общая основа не становится мукце, если ценность этих разрешенных предметов больше, чем запрещенных (предметы, предназначенные для использования в субботу, считаются в этом отношении ценнее запрещенных). В таком случае нужно, по возможности сбросить с основы запрещенные предметы, не дотрагиваясь до них.
Законы о мукце многочисленны и необходимо изучить их подробно и конкретно.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Итак, Яаков возвращается в родные края. Ему предстоит встреча с Эсавом. У Яакова есть все основания предполагать, что Эсав хочет его убить. Недельная глава «Ваишлах» («И послал») начинается с рассказа о том, как Яаков готовился к встрече с братом. Он сделал три вещи: собрал подарок, помолился Б-гу и снарядился к войне. И все эти три действия имели глубокий смысл. Начнем с третьего. Всех своих спутников, и скот, и верблюдов Яаков разбил на два отряда. Расчет у него был такой: если погибнет один отряд, то может спастись второй. Действие Яакова учит нас, что нельзя сосредоточивать все в одном месте...
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Борух Шлепаков
Праотец переживает страшную трагедию. Его дочь Дина становится жертвой притязаний Шхема. Почему же Яаков молчал, узнав о произошедшем?
Рав Реувен Пятигорский
По материалам газеты «Исток»
Рав Бенцион Зильбер
Яаков уходит от Лавана и возвращается на родину. Ему предстоит встретиться с Эсавом, что небезопасно, поскольку, как сообщили Яакову вестники, Эсав вышел ему навстречу с большим отрядом. Яаков отправляет Эсаву дары, на всякий случай готовится к бою, разбив свой лагерь на два стана, и просит Б-га о благополучном исходе встречи. Далее в главе говорится о разрушении города Шхема, о рождении у Рахели второго сына — Биньямина (двенадцатого сына Яакова), а также о смерти Рахели и Ицхака. В конце главы приводится родословная Эсава.
Рав Арье Кацин
Коментарии к недельной главе Льва Кацина
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Встреча с Эсавом, не забывшим давние обиды — продажу первородства и дерзкое похищение отцовского благословения, — не сулила Яакову ничего хорошего
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
В том случае, если мы получаем пользу, находясь в каком-то месте, надо быть благодарным и что-то для сделать в ответ. Что об этом думал раввин Хаим Шмулевич?
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Всякий, кто намеревается заниматься Торой и не работать, питаясь подаянием, оскверняет Имя Всевышнего, унижает Тору, гасит свет веры, причиняет зло себе и отбирает у себя жизнь мира грядущего