Из цикла «Суббота, праздники, будни», темы: Суббота, Зеев Гринвальд, 39 мелахот, Запреты в Субботу
57. В субботу запрещается производить любые действия, связанные с постройкой: рыть или выравнивать почву, возводить стены, вбивать гвозди, заливать цемент, сверлить отверстия, навешивать двери, вставлять окна; делать или чинить какие-либо изделия. Запрещено также разрушать постройку, вынимать гвозди и т.п. (см. выше закон 5, пункты 34,35).
58. В субботу нельзя ставить палатку или навес, например: солнечный зонт, навес от дождя, сетку от комаров и т.п., даже если они не имеют под собой перегородок (этот закон включает много частных деталей — см. «Шулхан Арух», глава שט״ו).
Если до субботы покрытие было развернуто по крайней мере на ширину «тэфах» (9,6 см), то разрешается в субботу развернуть его полностью. Толщина свернутого или сложенного покрытия при этом не принимается в расчет.
59. В субботу запрещается ставить или разворачивать перегородки и ширмы, даже если на них нет покрытия сверху, если это делается для исполнения каких-либо требований закона, например, ограничения территории и образования посредством этого ״רשות היחיד״ — «отдельной территории» (называемой поэтому частной, в границах которой в субботу можно переносить вещи, не нарушая при этом запрета переносить с одной территории на другую — см. ниже закон 84). Запрещено также устанавливать постоянную, например, закрепленную и сверху, и снизу перегородку.
В тех случаях, когда нельзя ставить перегородки или навесы, нельзя их складывать.
Можно в субботу ставить раскладной стул, раскладушку или опускать покрытие коляски от солнца (если оно было присоединено до субботы) при этом не требуется, чтобы оно до субботы было раскрыто на «тэфах». так как покрытие полностью прикреплено к своим стойкам до субботы.
Зонтом в субботу нельзя пользоваться, так как его держат в руке, и поэтому он не считается покрытием, прикрепленным к стойке.
60. Запрещено снимать дверь или оконную раму и уже снятые дверь или раму возвращать на место. Также нельзя снимать ручку двери или окна, а уже снятую ручку — присоединять.
61. Нельзя подметать в субботу немощенный пол, так как при этом заравнивается земля. В месте, где большинство помещений имеют немощенный пол, нельзя подметать и мощенный.
Даже и мощеный настил нельзя подметать соломенной метлой или любой метлой с твердой щетиной, которая ломается.
Нельзя в субботу мыть пол водой.
62. В субботу запрещено стричь волосы, бриться, а также вырывать волосы руками, даже без помощи ножниц или иного инструмента. Нельзя стричь ногти, или удалять их рукой или зубами. Нельзя также удалять заусеницы и т.п.
Нельзя накладывать любую косметику на лицо, глаза, губы, ногти.
63. Нельзя причесываться в субботу так, как делают это в будни. Разрешается поправлять волосы мягкой щеткой, не вырывающей их, и эта щетка должна быть предназначена только для субботы.
64. Нельзя заплетать или распускать косу, даже если это делается без помощи расчески. Запрещено также накручивать волосы в субботу.
Пробор в волосах можно делать рукой, но не щеткой или расческой.
65. Нельзя мыть горячей водой все тело или большую его часть, однако, если вода была нагрета до субботы, то можно пользоваться ею для мытья лица, рук и ног. Если же она была нагрета даже разрешенным способом в субботу, нельзя ею мыться вообще. Моясь, нельзя выжимать из волос воду.
Можно мыть все тело холодной водой, но это нежелательно из-за опасения, что, ошибившись, можно случайно выжать волосы.
В субботу нельзя плавать или купаться в море или бассейне.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш
«Голос — голос Яакова, руки — руки Эсава». Так Тора аллегорически выражает основную идею иудаизма: жить земной жизнью, исполняя Б-жьи заповеди
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Яаков мог положиться на Творца и Его чудеса. Вместо этого он стал всерьез готовиться ко встрече с братом-злодеем. Почему?
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Торы «Толдот» («Родословная»).
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Итак, Яаков возвращается в родные края. Ему предстоит встреча с Эсавом. У Яакова есть все основания предполагать, что Эсав хочет его убить. Недельная глава «Ваишлах» («И послал») начинается с рассказа о том, как Яаков готовился к встрече с братом. Он сделал три вещи: собрал подарок, помолился Б-гу и снарядился к войне. И все эти три действия имели глубокий смысл. Начнем с третьего. Всех своих спутников, и скот, и верблюдов Яаков разбил на два отряда. Расчет у него был такой: если погибнет один отряд, то может спастись второй. Действие Яакова учит нас, что нельзя сосредоточивать все в одном месте...
Рав Александр Айзенштадт
Об антисемитизме написано и сказано многое. Эта тема обсуждаема повсеместно на разных уровнях. В еврейской литературе, в Торе, в Талмуде и комментариях мудрецов объясняются корни ненависти народов мира к евреям. Попробуем прикоснуться к этой сложной теме. Может быть, нам удастся лучше понять это удивительное явление.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Мицват асе — содержащаяся непосредственно в Торе позитивная заповедь — обязывает каждого еврея хранить в сердце ненависть и вражду к Амалеку и его потомству, помнить и пересказывать вслух его злодеяния, а также рассказывать детям и внукам о том, что сделал нам этот злодей по дороге, когда мы выходили из Египта.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Яаков с самого детства изучал Тору. Вся его последующая жизнь была посвящена прославлению Всевышнего и исполнению Его заповедей.
Рав Гедалия Спинадель
Азриэль Казаков
О смысле столкновения современной западной и консервативной мусульманской культур.
Акива Татц,
из цикла «Маска Вселенной»
Слова представляют собой саму среду Творения, поэтому тот, кто правильно понимает слова, поймет и составляющие элементы Творения.
Рав Бенцион Зильбер
Учим Тору с раввином Бен-Ционом Зильбером в иерусалимской ешиве Толдот Йешурун.