Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Можно разделять смешанные продукты или предметы только при исполнении трех условий

Запрет «выбирать» (בורר)

27. Суть этой млахи — в удалении несъедобных и нежелательных элементов из еды; или в удалении из нужных предметов того, что в настоящий момент не нужно.

Поэтому запрещено в субботу распределять что-либо по сортам, например: разбирать столовый прибор, раскладывая по отдельности ложки, вилки и ножи.

28. Можно разделять смешанные продукты или предметы только при исполнении следующих трех условий:

а) следует извлекать то, что нужно в данный момент; обратное действие, то есть извлечение ненужного с тем, чтобы осталось то, в чем есть надобность, запрещено.

Например, нельзя вынимать кости из мяса, рыбы, косточки из фруктов. Следует же извлечь желаемую еду таким образом, чтобы кости или шелуха остались в тарелке. Нельзя также вынуть из перемешанной или уложенной вместе одежды то, в чем в данный момент нет необходимости;

б) выбирать следует только рукой, а не с помощью каких-либо предметов, специально предназначенных для разделения, как сито и т.п. Ложки и вилки во время еды не входят в их число;

в) выбирать можно только с целью использовать выбранное вскоре, например, непосредственно перед едой или перед тем, как надеть одежду. Нельзя выбирать с тем, чтобы использовать выбранное некоторое время спустя.

29. Нельзя класть в воду загрязненные продукты (фрукты, овощи) с тем, чтобы грязь осела или всплыла наверх.

Если в напиток упало какое-либо насекомое, можно вынуть его только вместе с некоторым количеством этого напитка и выбросить их вместе.

30. Нельзя пропускать напиток через сито и т.п. с целью очистить его. Однако, можно медленно переливать его из одного сосуда в другой, даже если осадок остается в первом сосуде. Следует сразу прекратить переливание, как только струя переходит в капли, так как они выцеживаются из собравшегося на дне осадка, а это уже считается запрещенной млахой «выбирать».

31. Нельзя чистить фрукты и овощи, если собираются есть их лишь через некоторое время, но разрешено чистить их непосредственно перед едой.

На протяжении субботы много раз сталкиваются с этой млахой «борер» — «выбирать»: за едой, во время распределения кухонной посуды, одежды, детских игрушек. Следует хорошо изучить законы, связанные с этим запрещением (см. также выше закон 5, пункты 6-8, млахот: מרקד, בורר, זורה).


Моавитяне стали кочевым племенем, и со временем они образовали свое государство на землях к востоку от Мертвого моря, которые сегодня находятся на территории Иордании. Во времена Торы Моав был густо заселен, многие его города были обнесены крепостными стенами. Сами моавитяне были язычниками Читать дальше

Недельная глава Балак

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Зильбера на недельную главу «Балак»

Эуд бен Гера

Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»

Биография отважного воина и праведника

Книга заповедей. Заповеди «Не делай»: 56-60

Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Запретительные»

Законы войны.

Недельная глава «Хукат» («Закон»). Что мы выигрываем и что теряем, исполняя свои желания?

Рав Бенцион Зильбер

Глава рассказывает о последнем, сороковом годе пребывания евреев в пустыне. Сороковой год был насыщен множеством важных событий: умерли Мирьям и Аарон, сестра и брат Моше; со смертью Мирьям общину покинул колодец, который служил евреям источником воды и все эти годы перемещался вместе с ними по пустыне; высекая воду из скалы, Моше совершает ошибку и лишается права вступить в Эрец-Исраэль; на пути к Эрец-Исраэль на евреев нападают кнаанейцы, и евреи с Б-жьей помощью одерживают победу. В конце главы сообщается, что евреи подошли к границам Эрец-Исраэль и остановились на восточном берегу Ярдена, напротив города Иерихо. Начинается глава с закона очищения от ритуальной нечистоты – закона о красной корове (пара адума). Этот закон относится к разряду хуким, т.е. к категории законов, не только глубинная суть, но и общий смысл которых не объясним в рамках человеческого сознания.