Из цикла «Суббота, праздники, будни», темы: Суббота, Зеев Гринвальд, Еда, 39 мелахот, Запреты в Субботу
17. Нельзя в субботу выжимать сок из фруктов и овощей. Этот запрет распространяется как на приготовление пищи, так и на процесс самой еды. Так, когда едят очень сочные фрукты (например, грейпфрут), надо остерегаться, чтобы намеренно не выдавить из них сок. Во многих случаях даже и сок. натекший в субботу из плодов сам по себе, запрещен к употреблению в течение этой субботы.
18. Запрещено также выжимать сок из фруктов или овощей и в жидкую пищу, однако можно выжимать непосредственно в твердую
пищу, с которой сок смешивается и способствует улучшению ее вкуса и других качеств, при условии, что выжимают рукой, а не соковыжималкой.
Существует мнение, что нельзя выжимать маслины и виноград даже и непосредственно в твердую пищу, однако основным является первое мнение.
19. Можно выжимать овощи или фрукты, которые были законсервированы в рассоле или в уксусе с целью улучшить таким образом вкус выжимаемых овощей, а не для того, чтобы воспользоваться их соком.
20. Запрет выжимать относится к ав млаха «молотить» (דש) — см. выше закон 5, пункт 5. Эта млаха включает также запрет молотить зерно, чистить бобы (если их стручки непригодны в пищу), а также запрет доить.
Дозволенные в субботы способы доения (ручного и машинного) зависят от многих деталей, и тот, кто держит дойных животных, должен получить конкретные указания сведущего в законах человека.
21. Запрещено молоть продукты в субботу. Размельчение продуктов путем раздавливания, толчения, разрезания на мелкие куски и т.п. включается в эту млаху (см. выше закон 5, пункт 9). Поэтому не следует нарезать овощи и фрукты в субботу слишком мелко. Вареные фрукты и овощи не относятся к этому запрету, поэтому, если они были хорошо разварены, можно мять их вилкой.
22. Нельзя молоть также и несъедобные материалы, например, размельчать комок земли, пилить дерево с целью использовать опилки и т.п.
23. Нельзя крошить в субботу лед или снег, с тем чтобы превратить их в воду, но можно класть лед в напитки. Разрешается разбивать лед. чтобы использовать воду под ним.
24. Месить в субботу запрещено. Под этой млахой подразумевается смешение жидкости и сыпучих или твердых материалов (не только продуктов питания) в одну массу. Нельзя месить тесто, размешивать что-либо с маслом или медом: мешать землю или цемент с водой и т.п. (см. выше закон 5, пункт 10 в млахе «месить»(לש).
25. Если жидкость, смешиваясь с сыпучими или твердыми материалами, превращается вместе с ними в одну массу, то запрещено даже соединять их, не размешивая.
Приготовление кофе, растворимого детского питания не включается в этот запрет.
26. Запрещено помещать в субботу овощи в уксус или рассол с целью их замариновать. Нельзя добавлять соль в те овощи, которые обычно маринуют, например: огурцы, лук и т.п. Однако, если сразу после добавления соли их поливают маслом или другой приправой, то солить их разрешается. Можно также окунать в соль каждый кусочек в отдельности непосредственно перед тем как его есть.
Акива Татц,
из цикла «Жить вдохновенно»
Главная особенность мессианского откровения состоит в том, что оно остается скрытым до того момента, пока реально не произойдет. Его невозможно предсказать; никакие мистические изыскания не помогут узнать, когда оно наступит.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография верховного судьи Израиля, человека, за которого вышла замуж моавитянка Рут, принявшая иудаизм.
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Запретительные»
Отношения с древними народами.
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Моавский царь, чье имя носит глава, посылает секретное посольство к сильнейшему из практиковавших тогда специалистов широчайшего профиля
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Зильбера на недельную главу «Балак»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография отважного воина и праведника
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Запретительные»
Законы войны.
Рав Бенцион Зильбер
Глава рассказывает о последнем, сороковом годе пребывания евреев в пустыне. Сороковой год был насыщен множеством важных событий: умерли Мирьям и Аарон, сестра и брат Моше; со смертью Мирьям общину покинул колодец, который служил евреям источником воды и все эти годы перемещался вместе с ними по пустыне; высекая воду из скалы, Моше совершает ошибку и лишается права вступить в Эрец-Исраэль; на пути к Эрец-Исраэль на евреев нападают кнаанейцы, и евреи с Б-жьей помощью одерживают победу. В конце главы сообщается, что евреи подошли к границам Эрец-Исраэль и остановились на восточном берегу Ярдена, напротив города Иерихо. Начинается глава с закона очищения от ритуальной нечистоты – закона о красной корове (пара адума). Этот закон относится к разряду хуким, т.е. к категории законов, не только глубинная суть, но и общий смысл которых не объясним в рамках человеческого сознания.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Собери народ, чтобы повторить с ними прежние заповеди и обучить их новым, которые они еще не знают
Рав Носон Шерман,
из цикла «Рут и семя Машиаха»
Обычай, согласно которому после смерти мужа ближайший его родственник должен восстановить его род от его жены, т. е. брак по левирату, впервые упоминается в Торе в том месте, где речь идет о смерти Эра, первенца Иеуды
Рав Реувен Пятигорский
По материалам газеты «Исток»