Из цикла «Еврей среди других религий», темы: Иудаизм и Христианство, Религия, Мировоззрение, Споры, Миссионерство
Еврейскую общину во всем мире атакуют сотни агрессивных христианских миссионерских организаций. К несчастью, авторы многих еврейских полемических работ, пытаясь противостоять, слабо ориентируютсяв учениях и методах миссионеров.
Книга: Gerald Sigal, «The Jew and the Christian Missionary: A Jewish Response to Missionary Christianity» (Ktav, 1981, 2001) — исключение. Ее автор Сигал, историк и педагог, чтобы написать эту работу, 25 лет изучал полемику евреев и христиан.
Эта современная версия классической книги Исаака Троки, Хизук эмуна, так же разделена на две части. В первой — Сигал анализирует все главные «доказательные тексты» и аргументы из Танаха, которые сегодняиспользуют миссионеры. Его анализ — эффективен, потому что Сигал предвидит все типичные возражения миссионеров на традиционную еврейскую критику и дает на каждый из них аргументированный ответ. Вторая часть книги Сигала — детальный и хорошо обоснованный разбор христианских писаний, центрального миссионерского текста, от которого автор не оставляет камня на камне. Неудивительно, работа Сигалаочень мешает современным миссионерам. Я лично знаком с несколькими крещеными евреями, которые вернулись в лоно иудаизма, в основном, благодаря материалу, почерпнутому в мастерски выстроенномпроизведении Сигала. Несколько миссионерских организаций, в итоге, почувствовали необходимость опубликовать критику «Еврея и христианского миссионера».
В антимиссионерских кругах книгу Сигала назвали «Библией». Она пользуется популярностью, ее неоднократно переиздавали. Ясно, что перевод книги на русский язык окажет евреям неоценимую помощь. В Израиле, Северной Америке, Германии и других странах бывшие советские евреи, в первую очередь становятся жертвами миссионеров. При остром недостатке антимиссионерских материалов на русском языке, работу Сигала следует поставить во главу списка книг, которые необходимо перевести.
Rabbi Michael Skobac
Director of Education, Jews for Judaism Toronto
До сих пор большинству евреев были неизвестны утверждения христианских миссионеров, не знали они и как отвечать на их аргументы. Классические работы в этой области, например, высоко оцененная книгаFaith Strengthened Ицхака бен Авраама Троки, не вполне подходят для нынешних нужд — защиты неискушенных, плохо информированных евреев от атак агрессивных миссионерских групп.
Весь миссионерский взгляд на отношения евреев с Богом фундаментально неверен, потому что основан на предвзятой христианской оценке иудаизма и игнорирует историю взаимодействий Творца и избранногоИм народа, Израиля. Их теологи, неверно и произвольно толкуя смысл Танаха (Торы, Пророков, Писаний), сформулировали собственные концепции. В итоге миссионерское христианство проповедует априорнуюдогму: Тора — открытое слово Всевышнего, а иудаизм отошел от него две тысячи лет назад. Далее они утверждают, что именно христианство — истинное продолжение еврейского духовного прошлого. Но дляподдержки узурпации они не могут прямо атаковать еврейскую Библию (сохраняя ее как основу своей святости). Поэтому предлагают собственные радикально искаженные конструкции смысла библейских строк. Их спекуляции не имеют отношения к учению первосвященников и пророков, аутентичных учителей древнего Израиля.
Однако лишь немногие евреи в достаточной степени вооружены знанием Библии и христианской теологии, чтобы четко провести различия между правильной и неверной интерпретацией библейских строк. Сдругой стороны, большинство христиан почти ничего не знает о еврейском понимании Библии.
Чтобы исправить положение, данная книга с еврейской точки зрения анализирует, как христианские миссионеры в своих целях используют сегодня еврейскую Библию, и дает еврейскую интерпретацию цитат, которыми они обычно оперируют. При этом здесь детально изучаются основные различия во взглядах. Не для того, чтобы отвергнуть веру благочестивых христиан, но чтобы привести текстуальные свидетельстваБиблии, не согла
сующиеся с миссионерскими претензиями христиан, что именно они — воплощение библейских пророчеств.
Эта книга — результат внимательного 25-летнего изучения сотен миссионерских книг и трактатов. Немало времени автор посвятил и серьезным дискуссиям с миссионерами о том, во что они верят и к чемупризывают. В итоге, эта книга не только показывает, как миссионеры интерпретируют Еврейское Писание, но и расширяет горизонты понимания для всех, кто изучает Библию, независимо от их вероисповедания. Еврейские высказывания рассматриваются здесь в аспекте сравнительного религиоведения — с точки зрения, имеющей отношение и к иудаизму, и к христианству, в перспективе, редко используемой втеологических трудах этих религий.
Силу миссионерским нападкам на иудаизм придает концепция, смысл которой состоит в том, что правомерность существования христианства основано на разрушении древней еврейской практики и веры (см. Послание к евреям, 8:13). Чтобы достичь этой цели, миссионерам необходимо подорвать основы иудаизма. Они всегда помнят утверждение Хавакука (2:4): «Праведники живут своей верой» — верностью Торе, Закону Бога.
Выживание еврейского народа прямо обусловлено соблюдением законов Торы. Вера на протяжении еврейской истории выражалась, по сути и форме, в строгом соблюдении Закона Бога (см. Даниил, 1:821). Вера вБога всегда была близка Израилю. Убеждение в том, что между Творцом мира и Израилем существуют особые, доверительные отношения — суть исторического опыта еврейского народа.
Особое значение в жизни еврея имеет соблюдение законов Торы. Из этого вытекает и все остальное. Тора в традиции народа выражает волю Бога. По определению, она не требует никаких оправданий. Определять, что правильно, что неправильно — прерогатива Владыки мира. Тора не избавляет от греха. Она раскрывает Его волю, указывает, что Он ждет от нас — чтобы мы знали это и соответственно регламентировали своипоступки. Тора рассказывает в деталях о союзе Бога и Израиля. Квинтэссенция еврейской традиции в том и состоит, что Тора для еврея — единственный путь вступить с Богом в тесный контакт, завязать с Нимличные, основанные на любви, отношения. Тора для еврея — заповеданный способ веры. Исполняя ее законы, еврей обретает веру
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам исполняет завет Творца и идет в незнакомом ему направлении. Ханаан стал отправной точкой для распространения веры в Одного Б-га.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраам хотел достичь совершенства в любви к Ашему
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Что общего между контрабандистами и родителями, которые обеспокоены поведением взрослого сына? Истории по теме недельной главы Торы.
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам отделяется от Лота. К нему возвращается пророческая сила. Лота захватывают в плен, и праотец спешит ему на помощь.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраму было уже семьдесят пять лет
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Праотец Авраам стал светом, которым Творец удостоил этот мир. Биография праотца в призме слов Торы.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Сара умирает. Авраам не перестает распространять веру в Б-га и отправляет Ицхака в ешиву.
Батшева Эскин
После недавнего визита президента Израиля Реувена Ривлина в США израильскую и американскую прессу облетела сенсационная фотография, на которой Президент США Джо Байден в Овальном кабинете Белого Дома стоит перед израильским президентом на коленях
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сатан, огорченный тем, что не смог одержать победу ни над Авраамом, ни над Ицхаком, появился теперь перед Сарой.
Рав Йосеф Б. Соловейчик
Мы все члены Завета, который Б-г установил с Авраамом.