Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Выдающийся проповедник, один из зачинателей этического движения Мусар

Раби Моше-Ицхак бар НоахМагид из Кельма (5588-5600 /1828-1899/ гг.) — выдающийся проповедник, один из зачинателей этического движения Мусар.

Родился в местечке Озерница, возле г. Слонима, в семье бедного меламеда. Осиротел в десять лет.

В восемнадцать лет женился на девушке из соседнего городка и вскоре после женитьбы стал магидом (общественным проповедником) в одной из синагог Слонима.

В возрасте двадцати одного года, услышав об этическом учении р. Исраэля Салантера, р. Моше-Ицхак приехал к нему в Ковно (Каунас) и со временем стал одним из его ближайших учеников.

По совету р. Исраэля Салантера, обнаружившего в нем уникальный дар воздействия на людей, р. Моше-Ицхак избрал призвание магида. В течение трех лет он был магидом в литовском городке Кельме, возле прусской границы, два года — в городке Ошмяны, южнее Вильно (Вильнюса), некоторое время — в Минске. Однако большую часть жизни р. Моше-Ицхак оставался странствующим проповедником, постоянно переходящим из города в город и из местечка в местечко.

Его приезда с нетерпением ожидали в течение многих недель. Как правило, он выступал перед общиной на исходе шабата, когда в доме молитвы постепенно наступала полная темнота. Его могучий голос зачаровывал и приковывал сердца слушателей. Те, кому не хватало места в переполненном зале, внимали его словам с улицы, припав к окнам.

Темы его драшот (толкований Торы) были всегда актуальны и рассчитаны на конкретных слушателей. Прибывая в новую общину, он знакомился с людьми и подробно выяснял, какие именно проблемы являются для них самыми острыми и животрепещущими. Затем, в ходе своей беседы, он обсуждал эти проблемы, облекая их в форму остроумных притч и захватывающих историй. В его рассказах слушатели узнавали себя и события, участниками которых они являлись, — это позволяло им взглянуть на случившееся как бы со стороны, оценить свои поступки и мысли с точки зрения законов Торы — и всем сердцем раскаяться в своих заблуждениях и прегрешениях.

Бывало, что его выступления продолжались по четыре и пять часов кряду, и, тем не менее, внимание общины не ослабевало — люди вместе с ним переживали духовное восхождение. Его слова, исходившие из чистого и святого сердца, проникали прямо в сердца людей. Порой, рассказывая о преступлениях евреев против законов Торы, Магид из Кельма, не в силах сдержаться, плакал — и весь огромный зал рыдал вместе с ним (Сарей амеа 6:4; Тнуат амусар т.2 с. 320-321; Гдолей адорот).

Однажды Магид из Кельма приехал на шабат в курортный городок на рижском взморье, где проводили летние месяцы многие обеспеченные еврейские семьи. Во время утренней молитвы он обратил внимание на то, что большинство собравшихся явилось в синагогу без талита. Выступая в этой синагоге на исходе шабата, р. Моше-Ицхак рассказал короткую притчу: «На прошлой неделе я был в Риге и зашел к одному знакомому. Но его не было дома: мне сказали, что он уехал на курорт. И вдруг я услышал из соседней комнаты плач. Я заглянул туда, но никого не увидел. Постепенно я понял, что плач доносился из одежного шкафа, — плакал талит, забытый на полке: “Мой хозяин бросил меня, он забрал деньги, украшения и драгоценности и уехал на рижское взморье — а меня оставил!” Мне стало жалко талит, и я утешил его: “Не плачь, придет час, и твой хозяин отправится в дальний путь — он оставит здесь все свои деньги и драгоценности, а с собой возьмет лишь тебя” [по обычаю, вне Земли Израиля умершего хоронили в талите]» (Сарей амеа 6:4).

В своих выступлениях Магид из Кельма, бесстрашно бросаясь в бой, обличал руководителей общин, злоупотреблявших своей властью, и богачей, притеснявших рядовых членов общины. Погрязшие в грехах нечестивцы опасались его разоблачений — не раз его лишали возможности говорить, изгоняли и даже подвергали тюремному заключению по доносу жертв его критики (Тнуат амусар т.2 с. 324).

Особенно непримиримо он сражался против влияния «просветителей». Говорили, что в тех местах, где побывал Магид из Кельма, пропаганда «просветителей» в течение длительного времени не оказывала воздействия. «Просветители» с горечью сетовали, что у их газет меньше читателей, чем слушателей у Магида (Маасей авотейну, Масей).

В 5644 /1884/ году р. Моше-Ицхак посетил Англию — его толкования Торы произвели отрезвляющее впечатление на лондонскую общину, находившуюся под сильным влиянием «просветителей» и «реформаторов веры».

Во многих местах, где побывал Магид из Кельма, он организовал товарищества по изучению книг мусара и алахи, что позволило закрепить духовное пробуждение, вызванное его беседами, — он возвратил тысячи людей на путь служения Всевышнему.

В 5657 /1897/ году в виленской типографии вышла в свет его книга Тохахат хаим («Урок жизни»). В этом сборнике Магид из Кельма объединил десять своих избранных драшот — однако в записанном виде эти толкования уже не воздействовали так сильно, поскольку утрачивалась его живая связь с аудиторией.

В 5658 /1898/ году р. Моше-Ицхак поселился в г. Лиде; он скончался после продолжительной болезни в 5660 /1899/ году, на семьдесят втором году жизни.

С разрешения издательства Швут Ами


События этой недельной главы происходят после того, как Яаков и его семья, уйдя от Лавана, осели в Святой Земле. Глава повествует о томлюбимый сын Яакова, Йосеф, был продан в рабство и попал в Египет. Этот эпизод — один из ключевых как в еврейской истории, так и в общемировой: продажа Йосефа привела к Египетскому рабству евреев, вслед за которым последовали чудеса Исхода и получение еврейским народом Торы. Читать дальше

Недельная глава Ваешев

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.

Три вида снов

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.

Мидраш рассказывает. Недельная глава Ваешев

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Все сыновья Яакова жили рядом с ним

Мидраш рассказывает. Недельная глава Микец 2

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.

Недельная глава Ваешев

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев

«Ваешев». Почему это происходит?

Рав Бенцион Зильбер

Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...

Врата востока. Недельная глава Ваешев

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Человек не может знать планов Божественного управления!

Почему рассказ о Йосефе прервался рассказом о рождении сыновей Йеуды

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.

Избранные комментарии к недельной главе Ваешев

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,

Йосеф и богатство Потифара

Борух Шлепаков

Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.

Родители не должны ставить никого из детей в привилегированное положение. Ваешев

Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»

Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.

Почему Яаков погрузился в такой глубокий траур из-за Йосефа

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»