Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Выдающийся проповедник, один из зачинателей этического движения Мусар

Раби Моше-Ицхак бар НоахМагид из Кельма (5588-5600 /1828-1899/ гг.) — выдающийся проповедник, один из зачинателей этического движения Мусар.

Родился в местечке Озерница, возле г. Слонима, в семье бедного меламеда. Осиротел в десять лет.

В восемнадцать лет женился на девушке из соседнего городка и вскоре после женитьбы стал магидом (общественным проповедником) в одной из синагог Слонима.

В возрасте двадцати одного года, услышав об этическом учении р. Исраэля Салантера, р. Моше-Ицхак приехал к нему в Ковно (Каунас) и со временем стал одним из его ближайших учеников.

По совету р. Исраэля Салантера, обнаружившего в нем уникальный дар воздействия на людей, р. Моше-Ицхак избрал призвание магида. В течение трех лет он был магидом в литовском городке Кельме, возле прусской границы, два года — в городке Ошмяны, южнее Вильно (Вильнюса), некоторое время — в Минске. Однако большую часть жизни р. Моше-Ицхак оставался странствующим проповедником, постоянно переходящим из города в город и из местечка в местечко.

Его приезда с нетерпением ожидали в течение многих недель. Как правило, он выступал перед общиной на исходе шабата, когда в доме молитвы постепенно наступала полная темнота. Его могучий голос зачаровывал и приковывал сердца слушателей. Те, кому не хватало места в переполненном зале, внимали его словам с улицы, припав к окнам.

Темы его драшот (толкований Торы) были всегда актуальны и рассчитаны на конкретных слушателей. Прибывая в новую общину, он знакомился с людьми и подробно выяснял, какие именно проблемы являются для них самыми острыми и животрепещущими. Затем, в ходе своей беседы, он обсуждал эти проблемы, облекая их в форму остроумных притч и захватывающих историй. В его рассказах слушатели узнавали себя и события, участниками которых они являлись, — это позволяло им взглянуть на случившееся как бы со стороны, оценить свои поступки и мысли с точки зрения законов Торы — и всем сердцем раскаяться в своих заблуждениях и прегрешениях.

Бывало, что его выступления продолжались по четыре и пять часов кряду, и, тем не менее, внимание общины не ослабевало — люди вместе с ним переживали духовное восхождение. Его слова, исходившие из чистого и святого сердца, проникали прямо в сердца людей. Порой, рассказывая о преступлениях евреев против законов Торы, Магид из Кельма, не в силах сдержаться, плакал — и весь огромный зал рыдал вместе с ним (Сарей амеа 6:4; Тнуат амусар т.2 с. 320-321; Гдолей адорот).

Однажды Магид из Кельма приехал на шабат в курортный городок на рижском взморье, где проводили летние месяцы многие обеспеченные еврейские семьи. Во время утренней молитвы он обратил внимание на то, что большинство собравшихся явилось в синагогу без талита. Выступая в этой синагоге на исходе шабата, р. Моше-Ицхак рассказал короткую притчу: «На прошлой неделе я был в Риге и зашел к одному знакомому. Но его не было дома: мне сказали, что он уехал на курорт. И вдруг я услышал из соседней комнаты плач. Я заглянул туда, но никого не увидел. Постепенно я понял, что плач доносился из одежного шкафа, — плакал талит, забытый на полке: “Мой хозяин бросил меня, он забрал деньги, украшения и драгоценности и уехал на рижское взморье — а меня оставил!” Мне стало жалко талит, и я утешил его: “Не плачь, придет час, и твой хозяин отправится в дальний путь — он оставит здесь все свои деньги и драгоценности, а с собой возьмет лишь тебя” [по обычаю, вне Земли Израиля умершего хоронили в талите]» (Сарей амеа 6:4).

В своих выступлениях Магид из Кельма, бесстрашно бросаясь в бой, обличал руководителей общин, злоупотреблявших своей властью, и богачей, притеснявших рядовых членов общины. Погрязшие в грехах нечестивцы опасались его разоблачений — не раз его лишали возможности говорить, изгоняли и даже подвергали тюремному заключению по доносу жертв его критики (Тнуат амусар т.2 с. 324).

Особенно непримиримо он сражался против влияния «просветителей». Говорили, что в тех местах, где побывал Магид из Кельма, пропаганда «просветителей» в течение длительного времени не оказывала воздействия. «Просветители» с горечью сетовали, что у их газет меньше читателей, чем слушателей у Магида (Маасей авотейну, Масей).

В 5644 /1884/ году р. Моше-Ицхак посетил Англию — его толкования Торы произвели отрезвляющее впечатление на лондонскую общину, находившуюся под сильным влиянием «просветителей» и «реформаторов веры».

Во многих местах, где побывал Магид из Кельма, он организовал товарищества по изучению книг мусара и алахи, что позволило закрепить духовное пробуждение, вызванное его беседами, — он возвратил тысячи людей на путь служения Всевышнему.

В 5657 /1897/ году в виленской типографии вышла в свет его книга Тохахат хаим («Урок жизни»). В этом сборнике Магид из Кельма объединил десять своих избранных драшот — однако в записанном виде эти толкования уже не воздействовали так сильно, поскольку утрачивалась его живая связь с аудиторией.

В 5658 /1898/ году р. Моше-Ицхак поселился в г. Лиде; он скончался после продолжительной болезни в 5660 /1899/ году, на семьдесят втором году жизни.

С разрешения издательства Швут Ами


Моавитяне стали кочевым племенем, и со временем они образовали свое государство на землях к востоку от Мертвого моря, которые сегодня находятся на территории Иордании. Во времена Торы Моав был густо заселен, многие его города были обнесены крепостными стенами. Сами моавитяне были язычниками Читать дальше

Недельная глава Балак

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Зильбера на недельную главу «Балак»

Эуд бен Гера

Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»

Биография отважного воина и праведника

Книга заповедей. Заповеди «Не делай»: 56-60

Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Запретительные»

Законы войны.

Недельная глава «Хукат» («Закон»). Что мы выигрываем и что теряем, исполняя свои желания?

Рав Бенцион Зильбер

Глава рассказывает о последнем, сороковом годе пребывания евреев в пустыне. Сороковой год был насыщен множеством важных событий: умерли Мирьям и Аарон, сестра и брат Моше; со смертью Мирьям общину покинул колодец, который служил евреям источником воды и все эти годы перемещался вместе с ними по пустыне; высекая воду из скалы, Моше совершает ошибку и лишается права вступить в Эрец-Исраэль; на пути к Эрец-Исраэль на евреев нападают кнаанейцы, и евреи с Б-жьей помощью одерживают победу. В конце главы сообщается, что евреи подошли к границам Эрец-Исраэль и остановились на восточном берегу Ярдена, напротив города Иерихо. Начинается глава с закона очищения от ритуальной нечистоты – закона о красной корове (пара адума). Этот закон относится к разряду хуким, т.е. к категории законов, не только глубинная суть, но и общий смысл которых не объясним в рамках человеческого сознания.