Из цикла «Еврейские мудрецы», темы: Ахроним, Рав Александр Кац, Мусар, Литва
Раби Меир-Михл Рабинович (5590-5662 /1830-1902/ гг.) — авторитетный законоучитель.
Происходил из знатной раввинской семьи — его прадедом был р. Авраам Раголер, брат Виленского Гаона.
Родился в литовском городе Кейданах (Кедайняе).
Учился ковенском мусар штибле (доме этики) под руководством р. Исраэля Салантера.
Р. Меир-Михл долго не решался принять предлагаемый ему пост раввина, опасаясь ответственности, связанной с вынесением алахических решений. И тогда р. Исраэль Салантер сказал ему: «Ты думаешь, что раввинами должны становиться те, которые не боятся? Именно потому что ты боишься ответственности, ты оптимально подходишь для раввинского поприща» (Тнуат амусар т.2 с. 369).
В возрасте около тридцати лет р. Меир-Михл возглавил общину маленького литовского городка Шата.
К своим раввинским обязанностям он относился с величайшей мерой ответственности. Однажды, в субботнюю ночь, к нему постучалась женщина, страдающая от зубной боли. Она спрашивала, разрешено ли ей воспользоваться болеутоляющим средством. Покопавшись в многочисленных кодексах, р. Меир-Михл вынужден был сообщить женщине, что в ее ситуации это запрещено. Но когда женщина ушла, он продолжил изучение вопроса, и глубокой ночью все-таки нашел возможность облегчить требование закона. Не зная, где живет женщина, р. Меир-Михл принялся бродить по темным улицам городка, пока, наконец, не услышал тяжелые вздохи и стоны, доносящиеся из одного дома. Он постучался в дверь, и ему открыла та самая женщина. Р. Меир-Михл с радостью разрешил ей воспользоваться лекарством (там же с. 371).
Во всех жизненных ситуациях он стремился следовать высоким этическим нормам, воспринятым в годы обучения у р. Исраэля Салантера. Однажды в Шате, в зимнюю ночь, он вернулся из дома учения очень поздно и обнаружил, что дверь дома заперта, а все домашние спят. Р. Меир-Михл понял, что если он постучит в дверь, то разбудит свою мать. Потоптавшись у порога, он решил вернуться в дом учения и провести остаток ночи там, но оказалось, что, пока он ходил домой, учащиеся его ешивы уже закончили заниматься и, запершись изнутри, улеглись спать на лавках, — и их будить он тоже не счел возможным. Остаток морозной ночи р. Меир-Михл провел на улице (Гдолей адорот).
Р. Меир-Михл был раввином Шата в течение двадцати лет — и, хотя ему предлагали раввинские «троны» в гораздо более крупных общинах, он предпочитал оставаться в спокойном и тихом месте, где имел возможность посвящать основную часть своего времени изучению Торы.
Перешагнув пятидесятилетний рубеж, он решил вообще отказаться от раввинского поприща и переехать в Вильно (Вильнюс), чтобы в этом крупнейшем духовном центре целиком посвятить себя занятиям Торой.
Но когда он оказался в Вильно, то выяснилось, что по своему уровню алахического мышления и эрудиции он является одним из самых авторитетных законоучителей своего поколения. И хотя он отказывался от любых официальных постов, мудрецы Вильно признали в нем высший духовный авторитет и обращались к нему для решения самых сложных и запутанных алахических проблем (Тнуат амусар т.2 с. 369).
Р. Меир-Михл Рабинович умер в 5662 /1902/ году.
Через год после его смерти, в 5663 /1903/ году, в виленской типографии вышел в свет двухтомный сборник его избранных сочинений, названный Амеир леолам («Светящий миру»). Наряду с алахическими исследованиями, в эту книгу включены и его толкования Пятикнижия и комментарий к ряду агадот (талмудических иносказаний). Во многих его статьях развиваются этические идеи р. Исраэля Салантера.
С разрешения издательства Швут Ами
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам исполняет завет Творца и идет в незнакомом ему направлении. Ханаан стал отправной точкой для распространения веры в Одного Б-га.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраам хотел достичь совершенства в любви к Ашему
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Что общего между контрабандистами и родителями, которые обеспокоены поведением взрослого сына? Истории по теме недельной главы Торы.
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам отделяется от Лота. К нему возвращается пророческая сила. Лота захватывают в плен, и праотец спешит ему на помощь.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраму было уже семьдесят пять лет
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Праотец Авраам стал светом, которым Творец удостоил этот мир. Биография праотца в призме слов Торы.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Сара умирает. Авраам не перестает распространять веру в Б-га и отправляет Ицхака в ешиву.
Батшева Эскин
После недавнего визита президента Израиля Реувена Ривлина в США израильскую и американскую прессу облетела сенсационная фотография, на которой Президент США Джо Байден в Овальном кабинете Белого Дома стоит перед израильским президентом на коленях
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сатан, огорченный тем, что не смог одержать победу ни над Авраамом, ни над Ицхаком, появился теперь перед Сарой.
Рав Йосеф Б. Соловейчик
Мы все члены Завета, который Б-г установил с Авраамом.