Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Авторитетный законоучитель, один из духовных лидеров движения Хибат Цион (Любовь к Сиону)

Раби Шмуэль Могилевер (5584-5658 /1824-1898/ гг.) — авторитетный законоучитель, один из духовных лидеров движения Хибат Цион (Любовь к Сиону).

Происходил из старинного раввинского рода — двадцать два поколения его предков были известными знатоками Торы.

Родился двадцать седьмого нисана 5584 /1824/ года в г. Глубоком, входившем в Виленскую губернию.

В три года он уже владел языком иврит и изучал Пятикнижие с комментариями Раши (Сарей амеа5:8).

Женившись в возрасте пятнадцати лет, р. Шмуэль жил в доме тестя и преподавал Талмуд в местном доме учения.

В восемнадцать лет он поступил в Воложинскую ешиву, где совершенствовал свои знания под руководством р. Ицхака из Воложина (р. Ицеле).

Его старшими друзьями и партнерами по совместным занятиям были р. Нафтали-Цви-Йеуда Берлин (Нецив), зять главы ешивы, и р. Йосеф-Дов Соловейчик (Бейт аЛеви) — дружескую связь с ними р. Шмуэль сохранил на всю жизнь.

В 5608 /1848/ году, в возрасте двадцати четырех лет, он стал раввином в своем родном городке — Глубоком. Шесть лет спустя, в 5614 /1854/ году, он возглавил общину г. Шакяя, расположенного возле Ковно (Каунаса), а затем, в 5620 /1860/ году, стал раввином г. Сувалки. В 5628 /1868/ году он возглавил крупную общину польского города Радома, южнее Варшавы.

Во всех общинах, в которых он был раввином, р. Шмуэль прославился своей самоотверженной помощью неимущим — ни одного бедняка он не отпускал с пустыми руками. И даже когда лотерейный билет, подаренный ему сестрой, выиграл двадцать тысяч рублей, р. Шмуэль потратил все эти деньги на нужды благотворительности (Сарей амеа5:8).

После смерти основателя поселенческого движения Хибат Цион р. Цви-Гирша Калишера, последовавшей в 5634 /1874/ году, во главе движения встал Нецив, друг р. Шмуэля по Воложинской ешиве. С тех пор р. Шмуэль начал принимать все более активное участие в работе этого движения.

С 5635 /1875/ года он развернул обширную деятельность по сбору средств на нужды заселения и освоения Земли Израиля.

Весной 5641 /1881/ года по югу России прокатилась волна еврейских погромов. Самые крупные погромы произошли в Елизаветграде, Киеве и Одессе. В 5642 /1882/ году бесчинства повторились в Варшаве и Балте — всего за два года пострадало около ста пятидесяти еврейских общин. Начался массовый исход из России. Большинство беженцев направлялось за океан — в Америку, которую еврейские переселенцы называли голдене медине (на идиш — «золотая страна»). За десять лет, прошедшие со дня первых погромов, в Америку прибыло около семисот тысяч еврейских беженцев из России — и на каждых тридцать евреев, отправлявшихся в Америку, приходился, согласно статистике, лишь один, избравший Землю Израиля.

Руководители движения Хибат Цион попытались повернуть этот многотысячный поток на освоение Святой Земли. Чтобы изыскать необходимые для этого средства, р. Шмуэль Могилевер отправился в Париж и в первый день праздника Суккот 5643 /1882/ года встретился с бароном Эдмоном де Ротшильдом, представителем французской ветви знаменитого банкирского дома. Встретив во дворце де Ротшильда более чем холодный прием, р. Шмуэль в ходе длительного разговора все-таки сумел увлечь его идеей возрождения еврейского народа на его исконной земле. С тех пор, несмотря на протесты семьи и на возражения экономических советников, Эдмон де Ротшильд полностью отдался осуществлению захватившей его идеи: на развитие поселенческого движения были выделены очень крупные суммы, а также были присланы специалисты, призванные научить поселенцев сельскому труду в условиях Земли Израиля (Сарей амеа, там же).

Однако далеко не всегда р. Шмуэль встречал понимание в среде богачей. Один еврейский магнат, которого он посетил в Карлсбаде и попытался вовлечь в финансирование поселений, возмущенно сказал: «Зачем вы тратите столько сил на освоение такой маленькой и бедной страны, как Палестина, — уж лучше бы вы попытались добиться от российского правительства, чтобы перед евреями открыли двери какой-нибудь богатой и просторной земли, например, Сибири». «Я не буду спорить с Вашей честью на эту тему, — ответил р. Шмуэль с мягкой улыбкой. — Я просто дам Вам короткое благословение. Да будет Б-гу угодно, чтобы в будущем году все евреи оказались в святом городе Йерушалаиме, а Вы, Ваша честь, — …в Сибири» (Сарей амеа 5:11).

В том же, 5643 /1883/ году, р. Шмуэль отошел от движения Хибат Цион, в котором к тому времени возобладали «просветители» и еврейские социалисты, — он основал поселенческое общество, объединяющее только евреев, верных законам Торы.

В дальнейшем из основанного ими общества развилось движение религиозного сионизма Мизрахи, во главе которого встали его ученики и последователи.

После пятнадцатилетнего пребывания в Радоме р. Шмуэль стал раввином города Белостока — на этом посту он оставался до конца своей жизни.

В этот период р. Шмуэль посещал многие еврейские общины черты оседлости, вовлекая в поселенческую работу новые силы. Он встречался в Санкт-Петербурге с еврейскими финансистами и промышленниками, а также, стремясь придать поселенческому движению всемирный характер, объездил целый ряд европейских стран. Все поездки р. Шмуэль совершал на свои средства. Евреи Белостока мягко иронизировали: «Наш наставник, р. Шмуэль, не просто раввин Белостока, — он раввин всего народа Израиля. Иногда он заезжает и в Белосток» (там же).

Несколько раз р. Шмуэль посетил и Землю Израиля. Благодаря его усилиям было создано новое религиозное поселение Мазкерет Батья (Памяти Батьи), названное так в честь матери барона Эдмона де Ротшильда, который предоставил деньги на осуществление проекта. Р. Шмуэль много сделал для того, чтобы наладить взаимодействие между религиозными общинами и теми новыми поселенцами, которые совершенно сбросили с себя «ярмо Торы».

Тем же знатокам Торы, которые критиковали его за поддержание контактов с отступниками от веры, р. Шмуэль отвечал: «И мое сердце болит от того, что именно евреи, отдалившиеся от Торы, самоотверженно трудятся ради освоения Земли Израиля — в то время как многие хранители Торы не только пренебрегают этой великой заповедью, но и даже возводят преграды на пути поселенческого движения».

«Заповедь заселения Земли Израиля, — говорил он, — это заповедь Торы, и, согласно мнению Рамбана, мы обязаны выполнять ее также и в период изгнания. И не нам оправдываться в том, что мы стараемся ее выполнять, — наоборот, те мудрецы Израиля, которые противостоят нам, обязаны предоставлять доказательства и оправдывать свое поведение» (там же).

Многие из духовных лидеров поколения в значительной степени поддерживали деятельность р. Шмуэля и с пониманием относились к тем трудностям, с которыми ему приходилось сталкиваться, — среди этих мудрецов были его близкие друзья, ковенский раввин р. Ицхак-Эльханан Спектор и глава Воложинской ешивы Нецив.

Р. Шмуэль Могилевер умер в Белостоке девятнадцатого сивана 5658 /1898/ года, в возрасте семидесяти четырех лет.

Его многочисленные рукописи сгорели во время погрома, произошедшего в Белостоке в 5669 /1909/ году, — в том числе, и его аналитические заметки к Талмуду, и собрание его респонсов. Уцелевшие сочинения были изданы отдельной книгой в Иерушалаиме в 5704 /1944/ году — этот сборник получил название Хикрей алаха (Алахические исследования).

С разрешения издательства Швут Ами


Сара — великая праведница и пророчица. Даже Аврааму велел Б-г «слушать» все, что она скажет. Тем не менее, долгие годы Сара была бесплодной, и только прямое вмешательство Всевышнего помогло ей родить сына Ицхака. Читать дальше