Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Хотя рав Кук сильно отличался по политическим взглядам и философии от многих лидеров ортодоксии тех лет, он находился в дружеских отношениях почти со всеми из них.

Рав Кук был в Европе, когда началась первая мировая война. Она не позволила ему вернуться в Палестину, и он провел военные годы в Швейцарии и Лондоне. Вернулся он в 1920 году и был избран главным раввином Иерусалима, несмотря на оппозицию старого ишува, который видел в этом избрании общую попытку сионистского лидерства достичь политического, экономического, а теперь и религиозного контроля над городом.10 В 1921 году он убедил мандатное правительство Палестины учредить «официальный» раввинат, чтобы управлять религиозными вопросами в стране, и был избран на пост ашкеназского главного раввина Палестины.11 В раввинате было немало ведущих раввинов страны, но многие выдающиеся раввины старого ишува и те, что приехали позже, отказывались участвовать в новой организации.

Само сионистское движение амбивалентно относилось к новому раввинату. С одной стороны, главный раввинат обещал помощь и поддержку новому ишуву в плане раввинского лидерства. С другой стороны, раввинат укреплял силы традиционного еврейства, препятствующего созданию «нового» еврея и «нового» еврейского общества, чего так желали сионисты. Это противоречивое отношение сионистского лидерства к главному раввинату никогда не прекращалось.

В 1923 году рав Кук основал ешиву «Мерказ а-рав», которая должна была выпускать духовных лидеров по образцу своего наставника и продвигать его идеи о Торе и освобождении еврейского народа. В том году рав Кук даже поехал в Америку, чтобы собрать деньги на нужды ешив Европы. Его визит в США превратился в триумфальное турне.12

Вернувшись в Иерусалим, он оставался официальным ходатаем за свой народ. Горячо выступал за право евреев молиться у Западной Стены, где их подвергали унижению и насилию арабы, а в 1920 году мешали британцы. Рав Кук требовал разрешить евреям свободную иммиграцию в Палестину, обеспечить равенство еврейских социальных групп и справедливость в отношениях между евреями и арабами. Он обличал главного иерусалимского муфтия, его террористическую политику и активно поддерживал еврейскую самооборону.

Хотя рав Кук сильно отличался по политическим взглядам и философии от многих лидеров ортодоксии тех лет, он находился в дружеских отношениях почти со всеми из них. Рав Хаим Озер Гродзенский, рав Исраэль Меир а-Коэн (Хафец Хаим), рав Авраам Алтер из Гур и многие другие часто переписывались с ним.

Во время визита р. Алтера на Святую Землю в 1923 году он пытался снять разногласия между р. Куком и лидерами старого ишува: р. Зонненфельдом и р. Дискиным. Под их влияние р. Кук согласился отказаться от некоторых писаний, которые считали слишком крайними. Но перемирие нарушилось из-за влияния оппозиции и давних организационных и идейных разногласий.


9 Одно из его самых известных высказываний: «Иерусалим был разрушен из-за беспричинной ненависти евреев друг к другу и будет отстроен благодаря беспричинной любви евреев».

10 Поскольку его избрание подразумевало политизацию раввината, старый ишув его не принимал, признавая своим раввином только рава Иосефа Хаима Зонненфельда.

11 Его сефардским коллегой, главным раввином страны, был рав Яков Меир. Он носил титул Ришон ЛеЦион (Первый в Сионе), который указывал на него как на преемника хахама баши (главного хахама) — так назывался прежде в течение ряда поколений при турках сефардский главный раввин Палестины. Поэтому особой оппозиции к сефардскому главному раввину у ортодоксии не было.

12 Его сопровождали рав Моше Мордехай Эпштейн из Слободки (позднее Хеврона) и рав Авраам Дов Бер Кагане Шапиро, рав Ковно (Литва).

 

Читайте: тема Религиозный сионизм и движение Мизрахи — «вязаные кипы»


Книга Берешит (в русской традиции «Бытие») является первой из пяти книг письменной Торы, полученной Моше Рабейну — пророком Моисеем — от Б-га и переданной еврейскому народу Читать дальше

Избранные комментарии на недельную главу — Берешит

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Рабби Шимшон-Рефаэль Гирш был одним из лидеров еврейства Германии. Его энциклопедические познания позволили вернуть к традициям отцов многих ассимилированных евреев. Представляем вашему вниманию избранные комментарии р. Гирша к Торе.

До Потопа и после 33. Часть III, начало человеческой истории. Семья Лемеха

Рав Александр Красильщиков,
из цикла «До Потопа и после»

Новые нормы, которые установил Лемех. Яваль и временные шатры. Туваль, первый изготовитель оружия.

До Потопа и после 29. Часть III, начало человеческой истории. Дети Адама

Рав Александр Красильщиков,
из цикла «До Потопа и после»

Дети Адама и Хавы, их характеры и те пути, которые они проложили для своих потомков

До Потопа и после 30. Часть III, начало человеческой истории. Первое жертвоприношение

Рав Александр Красильщиков,
из цикла «До Потопа и после»

Каин был разочарован собственной духовной неполноценностью, и это наложило отпечаток на все его последующие поступки. Вместо того чтобы извлечь урок и исправить недостатки, первая неудача лишь озлобила его

Избранные комментарии на недельную главу «Лех Леха»

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Творец обещает Аврааму сделать его потомство «великим народом». Натуральный ход событий препятствует этому, чтобы народы мира поняли — евреи обязаны своим благополучием только лишь Всевышнему.

До Потопа и после 34. Часть III, начало человеческой истории. Десять поколений. Основы цивилизации

Рав Александр Красильщиков,
из цикла «До Потопа и после»

Адаму было передано множество духовных тайн. Эти тайны до сих пор являются кладезью для всего человечества.

До Потопа и после 37. Часть III, начало человеческой истории. Год 235 (-3525). Энош

Рав Александр Красильщиков,
из цикла «До Потопа и после»

Когда условия жизни стали суровей, и участились природные катаклизмы, люди стали обращаться с мольбой к Творцу, говоря о своих нуждах и прося защитить их и спасти

До Потопа и после 36. Часть III, начало человеческой истории. Эпоха долголетия

Рав Александр Красильщиков,
из цикла «До Потопа и после»

По мере накопления генетических сбоев, вызванных неправедной жизнью, с каждым поколением жизнь укорачивалась. Люди не только не исправляли изъян, они добавляли новые.