Из цикла «Ам Исраэль хай», темы: Раввин, Земля Израиля, История еврейского народа, Берл Вайн, Споры, Рав Кук, Ам Исраэль хай, Религиозный сионизм
Рав Кук был в Европе, когда началась первая мировая война. Она не позволила ему вернуться в Палестину, и он провел военные годы в Швейцарии и Лондоне. Вернулся он в 1920 году и был избран главным раввином Иерусалима, несмотря на оппозицию старого ишува, который видел в этом избрании общую попытку сионистского лидерства достичь политического, экономического, а теперь и религиозного контроля над городом.10 В 1921 году он убедил мандатное правительство Палестины учредить «официальный» раввинат, чтобы управлять религиозными вопросами в стране, и был избран на пост ашкеназского главного раввина Палестины.11 В раввинате было немало ведущих раввинов страны, но многие выдающиеся раввины старого ишува и те, что приехали позже, отказывались участвовать в новой организации.
Само сионистское движение амбивалентно относилось к новому раввинату. С одной стороны, главный раввинат обещал помощь и поддержку новому ишуву в плане раввинского лидерства. С другой стороны, раввинат укреплял силы традиционного еврейства, препятствующего созданию «нового» еврея и «нового» еврейского общества, чего так желали сионисты. Это противоречивое отношение сионистского лидерства к главному раввинату никогда не прекращалось.
В 1923 году рав Кук основал ешиву «Мерказ а-рав», которая должна была выпускать духовных лидеров по образцу своего наставника и продвигать его идеи о Торе и освобождении еврейского народа. В том году рав Кук даже поехал в Америку, чтобы собрать деньги на нужды ешив Европы. Его визит в США превратился в триумфальное турне.12
Вернувшись в Иерусалим, он оставался официальным ходатаем за свой народ. Горячо выступал за право евреев молиться у Западной Стены, где их подвергали унижению и насилию арабы, а в 1920 году мешали британцы. Рав Кук требовал разрешить евреям свободную иммиграцию в Палестину, обеспечить равенство еврейских социальных групп и справедливость в отношениях между евреями и арабами. Он обличал главного иерусалимского муфтия, его террористическую политику и активно поддерживал еврейскую самооборону.
Хотя рав Кук сильно отличался по политическим взглядам и философии от многих лидеров ортодоксии тех лет, он находился в дружеских отношениях почти со всеми из них. Рав Хаим Озер Гродзенский, рав Исраэль Меир а-Коэн (Хафец Хаим), рав Авраам Алтер из Гур и многие другие часто переписывались с ним.
Во время визита р. Алтера на Святую Землю в 1923 году он пытался снять разногласия между р. Куком и лидерами старого ишува: р. Зонненфельдом и р. Дискиным. Под их влияние р. Кук согласился отказаться от некоторых писаний, которые считали слишком крайними. Но перемирие нарушилось из-за влияния оппозиции и давних организационных и идейных разногласий.
9 Одно из его самых известных высказываний: «Иерусалим был разрушен из-за беспричинной ненависти евреев друг к другу и будет отстроен благодаря беспричинной любви евреев».
10 Поскольку его избрание подразумевало политизацию раввината, старый ишув его не принимал, признавая своим раввином только рава Иосефа Хаима Зонненфельда.
11 Его сефардским коллегой, главным раввином страны, был рав Яков Меир. Он носил титул Ришон ЛеЦион (Первый в Сионе), который указывал на него как на преемника хахама баши (главного хахама) — так назывался прежде в течение ряда поколений при турках сефардский главный раввин Палестины. Поэтому особой оппозиции к сефардскому главному раввину у ортодоксии не было.
12 Его сопровождали рав Моше Мордехай Эпштейн из Слободки (позднее Хеврона) и рав Авраам Дов Бер Кагане Шапиро, рав Ковно (Литва).
Читайте: тема Религиозный сионизм и движение Мизрахи — «вязаные кипы»
Рав Шауль Вагшал
В полупраздничные дни нельзя заниматься бизнесом. Исключение составляют случаи, когда отказ от профессиональной деятельности обернется убытками. Это касается как наемных работников, так и владельцев частных предприятий.
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
В такую субботу принято радоваться больше обычного и подавать на стол дополнительные блюда.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Тора заповедала нам оказывать помощь навьюченным животным. Кроме того, нам запрещено мучить их и издеваться.
Саба из Новардока,
из цикла «Уровень человека»
Человек, который уповает на Всевышнего, верит в то, что Творец пошлет ему пропитание. История из Талмуда, которая иллюстрирует это правило.
Рав Арье Кармель
...Марксизм рассматривает наемный труд как эксплуатацию человека человеком, то есть как зло. На практике же марксистский «гуманизм» лишает людей человеческого достоинства, превращает их в рабов государства, потому эта идеология потерпела крах.
Рав Шломо Ганцфрид,
из цикла «Кицур Шульхан Арух»
Работу, не терпящую отлагательства, разрешается выполнить в Холь аМоэд
Саба из Новардока,
из цикла «Уровень человека»
После того, как пророчество исчезло, моральным ориентиром для евреев стали ешивы. К сожалению, их духовный потенциал многими отвергался.
Хафец Хаим,
из цикла «Притчи Хафец Хаима»
Хафец Хаим,
из цикла «Притчи Хафец Хаима»
Притчи Хафец Хаима
Йегуда Авнер
Хафец Хаим,
из цикла «Богатые должны понимать...»
Массовая безработица, закрытие крупных предприятий и миграция обедневших жителей — явления одного порядка. Их причиной является отказ от субсидирования изучения Торы.
Хафец Хаим,
из цикла «Притчи Хафец Хаима»