Из цикла «Любовь к Израилю», темы: Ненависть, Дурное начало, Свобода выбора, Хафец Хаим, Чувства и разум, Любовь к ближнему, Отношения между людьми
Любой, за редкими исключениями, еврей верит в 13 Основ веры, и по отношению к нему справедлива цитата «Ибо удел Всевышнего — народ Его» (Дварим 32:9). И он любим Богом, как сказано (Малахи 1:2): «Я возлюбил вас, слово Господа». И также написано (Дварим 7:8): «…ибо из-за любви Всевышнего к вам…», и ещё (Там 11:1): «Сыны вы Господу Богу вашему», и многие подобные цитаты, указывающие на безмерную любовь Всевышнего к народу Израиля. И после такого — как может человек осмелиться испытывать ненависть по отношению к тому, кто любим Творцом?! Очевидно, что Всевышнему такое не понравится, подобно тому, как любой отец души не чает в своём сыне, жертвует для своего сына многим, старается ради него, и, если узнает, что у сына есть ненавистник, — невзлюбит того крайне! И точно так же обстоит дело и в том случае, когда один человек ненавидит другого, безусловно, Бог недоволен этим; и кто же будет настолько глуп, чтобы навлечь на себя недовольство Творца?! И, если уж от обычного человека, ненавистник порой может ожидать серьёзных неприятностей, то каково это, когда Царь всех царей, свят и благословен Он, недоволен тем, кто ненавидит ближнего! Воистину, стоит быть чрезвычайно осторожным с этим!
Кроме этого, есть здесь и ещё один момент. Как известно, каждая часть человеческого тела приспособлена для определённой функции. К примеру, рот — чтобы поглощать пищу, зубы — чтобы эту пищу перемалывать, уши — чтобы слышать, язык — чтобы говорить, сердце — склонять человека к тем или иным мыслям. И вот представим себе, что один еврей долгое время наблюдает за тем, как другой еврей с утра до вечера питается некошерным; очевидно же, что от этого зрелища он преисполнится отвращением к такому обжоре, так как Писание вопиет: «Не оскверняйтесь всем этим!» (Ваикра 18:24), и несмотря на это, он своими собственными руками оскверняет себя.
И как же схож тот, кто, ненавидя ближнего, использует сердце своё, что было создано для добрых и святых помыслов, во зло! И он с утра до вечера замышляет в сердце своем злое против ближнего своей укорененной ненавистью в сердце. А ведь и об этом Писание вопиет: «Не ненавидь брата своего в сердце своём» (Ваикра 19:17). Чем он лучше того, кто питается некошерным. Точно так же, как едящий некошерное оскверняет рот свой, так и ненавидящий ближнего оскверняет сердце своё.
И, если у человека голова на плечах, в тот же момент, как дурное начало (ецер ара) начнёт склонять его к тому, чтобы возненавидеть ближнего, он должен осудить дурное начало, говоря: с чего ты вечно преследуешь меня, склоняя к ненависти? Ведь каждая минута, когда ты насаждаешь во мне ненависть к ближнему моему, равноценна тому, как если бы ты пичкал меня свининой! И я совершенно не в состоянии понять, за что моему ближнему полагается ненависть! Ведь мне очевидно, что он не провинился передо мной ни в чём, ты же стремишься заставить меня согрешить, усмотрев изъян в невинном человеке! А вот кого мне действительно подобает ненавидеть, так это тебя, йецер ара, за то, что пытаешься поселить в моём сердце ненависть к другому! Ведь ты ненавидишь меня ещё больше, раз стараешься сделать так, что я буду ненавидим и отвратителен в глазах Творца, преступая тяжкий запрет ежеминутно! Я давно уже знаю тебя, как лжеца: видя, как ты совращаешь меня не исполнять заповеди Всевышнего под различными предлогами, и, наоборот, когда появляется у меня возможность согрешить, а я упираюсь, ты приходишь ко мне и всячески склоняешь меня к греху, подкидывая мне различные аргументы в пользу того, что, мол, здесь и нарушения-то нет. И если бы я многократно не побеждал тебя, по милосердию Божьему ко мне, давно бы уже загнал ты душу мою в трясину грехов!
В итоге, оглядываясь назад на все те годы, в которые я содеял множество грехов, я вижу, что только ты, ецер ара, виной этому, и как сказано «…и к тебе влечение его» (Брейшит 4:7), и разъяснил там Раши, что речь идёт о дурном начале в человеке, которое страстно вожделеет совратить того с пути истинного. И с этого дня и далее я не имею ни малейшей претензии, ни тени ненависти к ближнему, да благословит его Всевышний на всех путях его!
Без сомнения, если человек постоянно будет помнить о сказанном выше, он не попадётся в силки дурного начала, и ненависть покинет его сердце, так как слова благословения в адрес ближнего перечеркнут те чёрные мысли, которые были у него о ближнем вначале.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»
Авраам и Сара пришли в этот мир для того, чтобы исправить грех Адама и Евы. Суть первородного греха была в том, что Ева дала Адаму плод с древа познания добра и зла, и он съел — привнес эту «смесь» внутрь себя. Адам обладал свободой выбора между добром и злом, но смотрел на них со стороны. Он был объективен, поэтому мог отличить истину от лжи, добро — от зла.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Что общего между контрабандистами и родителями, которые обеспокоены поведением взрослого сына? Истории по теме недельной главы Торы.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Смерть Авраама упоминается в Торе несколько раз. Различные слова, обозначающие кончину, не являются синонимами.
Рав Бенцион Зильбер
Одна из основных тем нашей недельной главы — «Жизнь Сары» — уважение к умершим
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Исток»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сатан, огорченный тем, что не смог одержать победу ни над Авраамом, ни над Ицхаком, появился теперь перед Сарой.
Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»
Человек, который отказывается принимать реальность такой, какова она есть, отказывается принять и себя таким, каков он есть. Такой человек не может любить ни себя, ни других. Для того чтобы любить других, необходимо в первую очередь научиться любить себя. События окружающего нас мира могут не зависеть от нас, однако наша реакция на эти события исключительно «в наших руках».
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
Авраам изначально родился неевреем. Свою жену Сару он обратил в еврейство. При этом Авраам запретил своему рабу Элиэзеру искать жену для Ицхака среди девушек Ханаана. «Расизм» или глубокий расчет?
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Евреи не делают из своих эмоций культа, не устраивают зрелищ. Они не воздвигают мавзолеи над могилами, не превращают могилу в цветники.