Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Человеку проще сказать другому неправду, если он прибегнет к хитрости, которая хоть как-то завуалирует ложь

Возможность сказать в оправдание [1]

 

Врата в качество Милосердия

Сказал раби Йеошуа бен Леви от имени раби Шимона бар Йохая: Словами «Я — Б-г, твой Господь» Всевышний на горе Синай раскрыл перед Моше врата раскаяния. После греха золотого тельца Моше умолял Б-га простить сынов Израиля, но Всевышний не принял его молитву: «Разве за нарушение ими Моего Речения возможно не поступить с ними по всей строгости Закона?» Тогда сказал Моше: «Властелин мира! Ты сказал на горе Синай: “Я — Б-г, твой Господь”, — но не было сказано “ваш Господь!” Ведь Ты это сказал мне, а не им! И разве я нарушил Твое речение?» [2]

 

Трудно понять, что это за «врата раскаяния», которые Всевышний раскрыл перед Моше. Почему грех евреев уменьшился из-за того, что Всевышний сказал Моше: «Твой Господь»? Неужели еврейский народ действительно не понял, что первое из Десяти Речений обращено к каждому? Ведь нет сомнений, что оно было сказано всей общине Израиля! Какую же возможность раскаяния они получили? И неужели именно слова «твой Господь» привели их к ошибке, а если бы Всевышний произнес: «ваш Господь», они не изготовили бы золотого тельца? Ведь Всевышний мог сказать так, чтобы они не ошиблись и не осквернили свои души грехом золотого тельца!

Понять это поможет объяснение, которое мы в свое время привели на тему переговоров Яакова с Лаваном о женитьбе на его младшей дочери — Рахели. Раши, приводя Мидраш, объясняет слова: «За Рахель, твою младшую дочь…» [3]

 

Зачем Яаков перечислил все эти отличительные признаки? Он знал, что Лаван — обманщик и поэтому обусловил: «Я буду работать на тебя за Рахель. А чтобы ты не мог сказать, что имелась в виду другая девушка по имени Рахель, я поясню: “за твою дочь”. А чтобы ты не изменил имена своих дочерей, назвав Лею Рахелью, я четко оговариваю: “твою младшую дочь”». Но даже все это не помогло — в результате Лаван все же обманул Яакова [4]

.

Все это очень странно. Почему Яаков решил, что в разговоре с Лаваном необходимо сформулировать все эти уточняющие признаки? Разве без этого оставались какие-либо сомнения в намерениях Яакова? Было совершенно очевидно, что он имел в виду именно дочь Лавана Рахель и за нее работал семь лет. Лавану не в чем было ошибиться! А если мы поймем слова Раши так, что Яаков знал о коварстве Лавана и действительно опасался обмана, то разве подробное описание невесты могло его предотвратить? Ведь Лаван все же его обманул! А если Яаков полагал, что Лаван не способен на столь грубый обман — тогда все эти уточнения тем более излишни.

Истина состоит в следующем. Яаков понимал, что при определенных условиях человеку легче солгать, даже если он знает, что все воспримут его слова как ложь. Человеку проще сказать другому неправду, если он прибегнет к хитрости, которая хоть как-то завуалирует ложь. Пусть даже нет сомнений в сути его намерений, все же у него появляется некая возможность сказать неправду. Но когда у человека такой возможности нет, у него не хватит решимости отрицать очевидное, и он будет не в силах солгать. Поэтому Яаков и обусловил как можно больше деталей, чтобы не позволить Лавану в дальнейшем оправдать свой обман. Однако склонность Лавана ко лжи была столь безмерной и изощренной, что все старания Яакова ни к чему не привели, и он все же был обманут.

Дело не только в том, что человеку труднее беззастенчиво лгать, когда у него нет никакого повода для оправдания. В душе порочного человека ложь укореняется не столь прочно, когда у него остается возможность хотя бы самого себя убедить в том, что его слова не так уж далеки от истины.

То же самое относится и к воздействию, которое ложь оказывает на душу обманщика. Все понимают, что когда ложь произносится с полным осознанием совершаемого греха, она оставляет более глубокий след и наносит душе грешника больший ущерб, чем когда у лжеца сохраняется возможность оправдать самого себя, — ведь в этом случае обман не так очевиден!

Эти рассуждения помогут нам лучше понять историю благословения нашего праотца Яакова его отцом Ицхаком. Яаков был вынужден обмануть Ицхака и выдать себя за Эсава, поскольку непременно должен был получить благословение, и для этого не существовало никакого другого пути. И все же, когда отец спросил его: «Кто ты, сын мой?», Яаков ответил: «Я — Эсав, твой первенец». Объясняя смысл этих слов, Раши приводит Мидраш: «Я — тот, кто принес тебе все эти яства, а Эсав — твой первенец»[5]. Яаков не хотел произнести явную ложь, хотя его намерение состояло в том, чтобы ввести Ицхака в заблуждение и выдать себя за Эсава, — и ведь его отец на самом деле решил, что перед ним Эсав! Яакову пришлось сказать неправду, но он стремился избежать произнесения лжи, стараясь формулировать свои слова так, чтобы у него оставалась возможность хотя бы перед самим собой трактовать их не как явную ложь. Он не хотел осквернить свою душу обманом во всей его неприглядности и постарался, насколько это было возможно, уменьшить грех.

После всего разъясненного нам станут понятны слова Мидраша о грехе золотого тельца, с чего мы и начали этот урок. Всевышний изначально знал, что евреи нарушат Первое Речение и изготовят золотого тельца. Но перед Ним было также открыто, что если они нарушат это Речение, услышав слова «Я — Б-г, ваш Господь», — уже нельзя будет смягчить приговор Б-жественного суда и даровать им прощение. Ведь по законам, установленным Всевышним при сотворении, у всего в мире есть границы, а качество Милосердия, — это тоже часть мира и действует в нем по определенным, изначально установленным законам. И если бы у еврейского народа не было хотя бы такой зыбкой возможности для оправдания, как сказать, что Первое Речение относилось не к ним, то их преступление расценивалось бы как восстание против Всевышнего — и тогда милосердие не смогло бы смягчить качество суда. Поэтому Б-г все устроил так, чтобы этого не произошло. Идея «врат раскаяния, которые Всевышний раскрыл перед Моше на горе Синай», в том и состояла, чтобы еврейский народ мог спастись от приговора высшего суда. Всевышний изначально позаботился о том, чтобы грех золотого тельца не был таким разрушительным, каким мог бы стать. Поэтому в Первом Речении Он и не сказал: «Я — Б-г, ваш Господь», а лишь «Я — Б-г, твой Господь». Тем самым Он оставил еврейскому народу возможность защитить себя, сказав, что Первое Речение было обращено не к ним, а только к Моше. Возможность найти хотя бы такое оправдание позволила качеству милосердия смягчить свойство суда, и Израиль был спасен от полного уничтожения. И когда Моше молил Всевышнего об оправдании народа, Б-г ответил ему: «Я прощаю!»

 


 

[1]Произнесено 18 Кислева 5689 (1929) года. Записано нашим учителем, великим мудрецом раби З.Блохом, благословенной памяти, да отомстит Всевышний за его кровь.

[2]Шмот Раба 43:65.

[3]Берешит 29:18.

[4]Раши.

[5]Берешит 27:19.

Редакция благодарит рава Хаима Бурштейна за любезное разрешение на публикацию


Моавитяне стали кочевым племенем, и со временем они образовали свое государство на землях к востоку от Мертвого моря, которые сегодня находятся на территории Иордании. Во времена Торы Моав был густо заселен, многие его города были обнесены крепостными стенами. Сами моавитяне были язычниками Читать дальше

Недельная глава Балак

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Зильбера на недельную главу «Балак»

Эуд бен Гера

Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»

Биография отважного воина и праведника

Книга заповедей. Заповеди «Не делай»: 56-60

Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Запретительные»

Законы войны.

Недельная глава «Хукат» («Закон»). Что мы выигрываем и что теряем, исполняя свои желания?

Рав Бенцион Зильбер

Глава рассказывает о последнем, сороковом годе пребывания евреев в пустыне. Сороковой год был насыщен множеством важных событий: умерли Мирьям и Аарон, сестра и брат Моше; со смертью Мирьям общину покинул колодец, который служил евреям источником воды и все эти годы перемещался вместе с ними по пустыне; высекая воду из скалы, Моше совершает ошибку и лишается права вступить в Эрец-Исраэль; на пути к Эрец-Исраэль на евреев нападают кнаанейцы, и евреи с Б-жьей помощью одерживают победу. В конце главы сообщается, что евреи подошли к границам Эрец-Исраэль и остановились на восточном берегу Ярдена, напротив города Иерихо. Начинается глава с закона очищения от ритуальной нечистоты – закона о красной корове (пара адума). Этот закон относится к разряду хуким, т.е. к категории законов, не только глубинная суть, но и общий смысл которых не объясним в рамках человеческого сознания.