Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

В приобретении благочестия очень помогают глубокое созерцание[1] и усиленные размышления[2]. Ведь если человек умножит размышления о превознесенности Всевышнего, абсолютности Его совершенства и о неизмеримой пропасти между Его величием и нашей низменностью, это наполнит его страхом и трепетом перед Ним. А размышления о Его великой доброте к нам и великой любви Его, благословенного, к Израилю, о близости праведных к Нему, достоинстве Торы и заповедей и другие глубокие размышления, подобные этим, несомненно, воспламенят в человеке сильнейшую любовь. Он сделает свой выбор и возжелает единения с Ним, благословенным. Ведь если человек увидит, что Всевышний действительно отец нам и милосерден к нам как отец к сыновьям, то в дальнейшем это пробудит желание и стремление ответить ему так, как отвечает сын отцу.

Для этого человеку нужно уединиться и собрать все свои знания и мыслительные способности для созерцания и углубления в эти истинные вещи. Несомненно, ему помогут в этом деле постоянное углубление в псалмы Давида и размышления о них, об их словах и содержании. Поскольку они полны любви, страха и всех видов благочестия, размышляющий не преминет пробудиться к тому, чтобы следовать сказанному в них и следовать их путями. Также поможет чтение рассказов о делах благочестивых в сказаниях[3], которые об этом говорят, поскольку все это побуждает разум следовать за ними и поступать подобно им.

А лишают благочестия трудности и заботы. Ведь когда разум загружен и обременен заботами и делами, человек не в состоянии обратиться к упомянутым выше размышлениям, а без размышлений не постичь благочестия. И даже если уже постиг, трудности и заботы подчиняют себе разум, сбивают с толку и не позволяют человеку укрепиться в страхе, любви и других упомянутых аспектах благочестия, поэтому сказали наши мудрецы (Шабат 30б): «Б-жественный дух не снизойдет [на человека] ни в грусти, ни в лени, ни в [пустом] веселье, ни в легкомыслии, ни в пустых вещах, но только в радости от исполнения заповеди». И тем более [лишают благочестия] удовольствия и наслаждения [материальные], которые полностью противоречат благочестию, поскольку они соблазняют сердце следовать им и отвлекают его от всего, что связано с воздержанием и истинным знанием.

Что же может уберечь человека и спасти его от всего этого? Упование [на Всевышнего]. Пусть он доверит свои нужды Всевышнему, зная, что человек не может лишиться того, что суждено ему[4], как сказали мудрецы (Бейца 16а): «Все пропитание человека установлено ему с начала года…». Еще сказали (Йома 38б): «Человек не может прикоснуться к тому, что уготовано другому, даже к малому». Вообще человек мог бы сидеть сложа руки, а постановление [об удовлетворении его нужд] исполнялось бы, если бы не наказание, посланное на все человечество: «В поте лица своего будешь есть хлеб свой…» (Берешит 3:19), из-за которого человек обязан прикладывать усилия для своего пропитания. Так постановил Высший Царь, и это своего рода «налог», которого невозможно избежать, взимаемый со всего рода человеческого. Поэтому сказано (Сифри, Дварим 28): «Может быть, [следует] даже сидеть сложа руки?[5] — Говорит Тора (Дварим 14:29): “…во всяком деле рук твоих, которое ты будешь делать”»[6]. Однако старание [само по себе] не приносит успеха, просто оно обязательно [как и штраф]. Если человек постарался, он уже исполнил свой долг, уже есть возможность того, чтобы снизошло на него благословение с Небес, и он не должен проводить все свои дни в усердных трудах; об этом сказал царь Давид, мир ему (Псалмы 75:7-8): «Ведь не с востока и не с запада, и не из пустыни возвысится[7] [преуспеет человек]. Ведь Всесильный судит, — этого унизит, а этого возвысит». И Шломо, мир ему, сказал (Притчи 23:4): «Не трудись разбогатеть, [ибо] утеряешь разумение» [8].

Истина — это путь благочестивых прежних поколений. Они делали Тору главным [своим занятием], а ремесло — второстепенным, и преуспевали и в том, и в другом (Брахот 35б). Ведь после того, как человек немного поработал, ему нужно только уповать на Всевышнего и не волноваться ни о чем в этом мире. И тогда разум его будет свободен, а сердце готово к истинному благочестию и цельному служению.

 


[1] Т.е внимательный взгляд на вещи, проникающий глубоко и подмечающий тонкие частности.

[2] Обнаружение и осмысление связей между разными вещами.

[3] В оригинале — агадот, что означает «сказания», «притчи мудрецов». Агада часто выглядит как сказка, однако за подобной, иногда странной внешней оболочкой скрывается глубочайший смысл, самые сокровенные знания мудрецов. Виленский Гаон следующим образом объясняет стих из «Притчей» (1:6): «“Слова мудрецов и их загадки”, — [Шломо] называет слова мудрецов загадкой, поскольку они непонятны, как загадка. И их невозможно разгадать, не поняв спрятанный в них смысл». И еще, из рукописей, приведенных в издании р. Моше Филиппа: «…притчи устной Торы, т.е. сказания, непонятны вообще, они подобны загадкам. “Слова мудрецов” — это смысл сказаний, а “загадка” это их внешнее обличие».

[4] Т.е. все нужды человека в этом мире, которые и есть предмет его забот, удовлетворяются в соответствии с тем, что суждено ему Высшим судом, и не зависят от его стараний.

[5] Ведь человек так или иначе получит положенное ему.

[6] Т.е. человек, с одной стороны, вынужден заниматься своим пропитанием, но с другой — род его занятий не столь важен.

[7] Перевод согласно Раши.

[8] Перевод согласно Мальбиму.

Редакция благодарит рава Лейба Александра Саврасова за любезно предоставленный материал


Слова, приведенные в этой недельной главе, пророк Моше (Моисей) произнес перед всем еврейским народом в последний день своей жизни, седьмого Адара. Читать дальше

Недельная глава Ваелех

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткие эссе на тему недельной главы

Избранные комментарии на главы Вайелех-Аазину

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Недельная глава Ницавим

Рав Бенцион Зильбер

Поздравляем наших читателей с Рош а-Шана! Желаем, чтобы следующий год принес вам материальный достаток, духовный рост, гармонию в личной жизни и повседневную радость!

«Ваелех» («И пошел»). Подарок Всевышнего

Рав Бенцион Зильбер

В субботу на этой неделе будут читать главу Ваелех. Речь Моше перед еврейским народом, произнесенная им на сороковом году пребывания евреев в Синайской пустыне и продолжавшаяся месяц и неделю, подходит к концу. Слова, приведенные в главе Ваелех («И пошел»), Моше произнес в последний день жизни, седьмого адара. Б-г является Моше и Йеошуа и велит Моше записать в Тору песнь о сынах Израиля и научить ей евреев (сама песнь приводится в следующей главе — Аазину). На следующей неделе будет Йом-Кипур — наиболее святой день у еврейского народа. В этот день запрещено делать работу, как в шабат, и в этот день мы постимся: не едим и не пьем.

Мидраш рассказывает. Недельная глава Ваелех

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Сборник мидрашей о недельной главе Торы.

Ваелех, вопросы и ответы

Рав Хаим Суницкий,
из цикла «Вопросы и ответы по недельной главе»

Вопросы и ответы по недельной главе

Недельная глава «Ваелех» («И пошел»)

Рав Бенцион Зильбер

В субботу на этой неделе будут читать главу Ваелех. Речь Моше перед еврейским народом, произнесенная им на сороковом году пребывания евреев в Синайской пустыне и продолжавшаяся месяц и неделю, подходит к концу. Слова, приведенные в главе Ваелех («И пошел»), Моше произнес в последний день жизни, седьмого адара. Б-г является Моше и Йеошуа и велит Моше записать в Тору песнь о сынах Израиля и научить ей евреев (сама песнь приводится в следующей главе — Аазину).

«ВАЕЛЕХ»(«И ПОШЕЛ»)

Рав Бенцион Зильбер

Материалы рассылки за 5766 год.