Из цикла «Рав Ицхак Зильбер», темы: Воспоминания, Гиюр, Рав Ицхак Зильбер, Свадьба, Скромность в поведении, Рав Авраам Коэн, Любовь к ближнему
— Ты знаешь, Яков, почему были разбиты первые скрижали?
Причина в том, что сделали большую помпу. Он всегда был против помпы, против шума. Надо все сделать втихаря, скромненько. Например, после обрезания надо делать кидуш, — купили бутылку виноградного сока, немного печеньица — и все, достаточно.
Когда я в первый раз вошла в дом рава Ицхака, меня встретила открытая и приветливая улыбка его дочери Хавы. Это придало мне немного храбрости, и я, представившись, села на краешек стула, напротив него. Не зная, с чего начать, посмотрела в глаза рава Ицхака. Там я обнаружила терпение и желание помочь, еще не известно, чем, но от всего сердца.
Помню, я сказала:
— Извините, рав Ицхак, у меня так много проблем, что не знаю, с какой начать…
А он ответил:
— Даже если у вас их сто, то начнем с первой, и так до тех пор, пока не решим все сто.
Это было сказано настолько искренне и просто, что чувство неловкости и неудобства пропало.
Он был быстрый, эмоциональный, всегда торопился, всегда бежал. Моя покойная мама говорила:
— Что вы бегаете так? Вас же милиция арестует, подумают, что что-нибудь украли!
В Ташкенте перед нашим домом был длинный-длинный двор, так рав Ицхак говорил:
— Когда я попадаю к вам во двор, я ноги руками держу, так как тётя Марьяся сердится
Я вырос в Иерусалиме и был знаком со многими великими людьми, но в реб Ицхаке было что-то, что его отличало от всех них. Он был простой и доступный человек, с ним не надо было как-то специально устанавливать связь: он был всегда открыт для каждого человека.
Бывали такие периоды, что мы были вместе по двадцать четыре часа в сутки. И я наблюдал за ним и днем, и ночью, и все из того, что он делал, даже самые простые вещи — как, например, выпить чай — все это он делал, соотносясь с желанием Б-га. Он был человек очень способный, очень быстро все схватывал и реагировал: в его природе было все делать быстро-быстро. Но в любом действии, даже если это быстрое действие, он не шел за своим инстинктивным влечением — я хочу этого или я не хочу. И никогда не говорил просто так. Все слова он взвешивал: есть в этом польза для Б-га или нет? То есть нет просто какого-то действия, просто слова. Я, конечно, видел таких людей и раньше, но они были — как ангелы — очень далеко, к ним было не подступиться… А он был очень простой, «свой» человек.
Расскажу две истории, которые помогли мне в воспитании детей.
Один раз в нашей ешиве под Москвой он попросил у моих детей приготовить стакан чая. Его спросили:
— Сколько сахара?
Известно было, что он любит сладкое… Он ответил — я не помню точно — четыре или пять ложек. А они перепутали и положили соль вместо сахара! Он берет стакан, в полный голос говорит «ше а-коль» и почти
залпом выпивает… И молчит.
— Рав Зильбер, вы хотите еще стакан?
— Да-да, конечно, очень хочу.
Ну, понятно, что ему опять сделали такой же чай, и снова пять ложек соли, и он опять выпил…
Вдруг мы обнаружили, что дети перепутали соль с сахаром. Я подошел к нему извиниться, а про себя подумал: «Может быть, он не разобрался, он же ангел, он же витает не здесь, он не от мира сего?»
Я извинился, а он ответил:
— Не хотел тебе говорить, но мне соль запрещена. Врачи запретили. Но твои дети так хотели за мной поухаживать, что мне не хотелось им отказать и поставить их в неловкое положение. Поэтому я промолчал.
С этой историей мои дети растут. Они знают, что Праведник — это не что-то такое витающее в облаках, а человек, который владеет своими чувствами и инстинктами.
У нас в ешиве был парень по имени Ицхак Шаяев. Как-то в Субботу после трапезы делали зимун — совместное благословение после еды. Я хотел, чтобы ведущим был этот парень и громко сказал:
— Ну, Ицхак, начинай!
Вдруг, совершенно неожиданно для всех рав Зильбер, который сидел рядом со мной, начал:
— Рабосай, неворех!
Я не понял, почему он вдруг начал говорить, но дети мне объяснили, что раз позвали «Ицхак» — так он понял, что позвали его. Естественно, я никогда к нему так фамильярно не обращался — или «реб Ицхак», или «квод а-рав», а он, видимо, просто инстинктивно не ждал каких-то уважительных обращений, его позвали, — вот он и начал говорить. Он не чувствовал себя важным.
Известно, что рав Зильбер был человеком очень скромным, но в последние годы оставаться таким скромным человеком ему было непросто: он уже стал очень известным, пользовался уважением больших раввинов и многих учеников. В наше время зачастую люди относятся к общению с такими знаменитыми людьми как к возможности получить «врата в небо», через которые придет благословение и всякие материальные блага. Относятся к словам рава не с духовной точки зрения, стремятся заручиться поддержкой раввина, получить сегулот, благословения…
На моих глазах один человек пришел к раву Ицхаку за благословением. Субботу он не соблюдал. У него была очень тяжелая жизнь, и он не соблюдал субботу по материальным причинам, хотя был исполнен веры. Рав завел его на кухню, как он обычно делал, когда хотел остаться с кем-либо наедине. Пришедший жалобно посмотрел на него и попросил:
— Рав Ицхак, дайте мне благословение…
И так при этом смотрел, так был исполнен веры, что даже если бы это был не Рав, а обыкновенный человек, то и тот бы сказал «Я тебя благословляю», — одна только вера этого человека в благословение привела бы его к избавлению…
Но рав Ицхак ответил:
— Я хочу благословить тебя, но я не знаю, согласен ли Он (рав Ицхак показал пальцем вверх) на это. Прошло несколько лет. Этот человек сделал тшуву и стал другим. Он соблюдает Шаббат и учит Тору. До сегодняшнего дня он вспоминает слова рава Ицхака:
— А помнишь, — напоминает он мне, — как рав Ицхак сказал: «Я хочу благословить тебя, но я не знаю, согласен ли Он на это…»
Он старался не давать благословений впопыхах, мимоходом. В ответ на просьбу «Дайте браху» он вставал, шел мыть руки, надевал шляпу и пиджак. Думаю, он воспринимал благословение не как своё собственное, а как благословение Свыше, а он — только проводник, и надо проверить себя — и внутренне, и внешне. Как перед молитвой. Было заметно — выражение его глаз менялось, и он сосредоточенным взлядом смотрел куда-то внутрь себя.
И это переплеталось с внимательностью к тому человеку, который просил браху. Для просителя это важно, — как же я могу к нему неуважительно отнестись?
Я был свидетелем интересного случая. Один человек просил у него благословение. Рав ответил:
— Тебе моя браха не нужна. У тебя уже есть браха.
— ?
— Я вижу, что все, что ты делаешь, получается. Значит, Он помогает тебе во всем. Что я могу добавить?
Интересно, что в одинаковых ситуациях он благословлял поразному. Кто-то привел к нему двух знакомых, у которых не было детей. Одному он сказал:
— Не волнуйся, скоро будут дети, все будет нормально. Главное, не волнуйся.
А второму:
— Вы у врачей уже были? Сначала надо посоветоваться с врачами…
Не знаю, как он определял, кого благословлять, а кого послать к врачам, но в любом случае он старался успокоить, подбодрить, внушить уверенность, что все будет хорошо. Кстати, в обеих этих семьях родились дети…
Рав Ицхак Зильбер обладал удивительным здравым смыслом и спокойствием, и он умел внушать спокойствие. Один человек ужасно переживал о том, что случилось очень много лет назад: писал письма, звонил, искал, не спал по ночам… И рвал на себе одежду, волосы, не мог спать, искал каких-то родственников, — у него были пачки писем… Болела душа — угрызения совести. Рав Ицхак его выслушал — долго-долго слушал его, потом пригласил в свою комнату, посмотрел ему прямо в глаза и сказал на идиш:
— За эти твои страдания… за столько лет, что ты страдаешь, все тебе уже прощено — ну, выкинь ты все это из головы,живи спокойно!
И тому полегчало…
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»