Из цикла «Рав Ицхак Зильбер», темы: Воспоминания, Гиюр, Рав Ицхак Зильбер, Свадьба, Скромность в поведении, Рав Авраам Коэн, Любовь к ближнему
Как-то в середине девяностых в московской ешиве на праздник Суккот гостил один человек, которому позвонили одноклассники с просьбой — оплатить похороны учительницы, трагически погибшей в автокатастрофе.
Этот парень спросил кого-то, и ему ответили, что по букве закона он не должен тратить несколько ежемесячных зарплат на похороны чужого человека. Ситуация осложнялась тем, что тело хотели передать в мединститут, так как родственников у нее не было…
Он спросил рава Зильбера, и тот сказал:
— В мединститут, на опыты? Человека надо хоронить по-человечески. И еврея, и нееврея. Если можете, помогите…
Сказал мягко, — не как указание, а как совет.
История общеизвестная, во всех газетах была, и по телевидению. Один парень попадает к Раву, интересуется, хочет стать евреем, принять гиюр. Начинает серьезно заниматься, хорошее впечатление производит, и так с нами он был месяцев десять. Ходил на уроки к Раву, учился — серьезный парень.
Вдруг его арестовывают! Обвиняют во всех грехах. Международный скандал: глава мафии, убийца и все что угодно. Рав хватает такси, едет в суд, начинает говорить о нем с прокурором. Тот спрашивает:
— Вы, может быть, не знаете, о ком идет речь? Вы знаете, что в газетах написано?
Рав отвечает:
— То, что там было, я не знаю, не проверял. Но уже почти год я знаю его как приличного человека.
Думаю, для того парня это было большим уроком, что такой человек, как Рав, оставляет все дела и помогает ему — не — еврею, которого обвиняют во всех грехах, какие бывают на белом свете…
В итоге рав Ицхак добивается, что тот в тюрьме проходит гиюр, а потом хупу делает ему в тюрьме…
От одного большого чиновника все зависело — давать разрешение на хупу или нет. А парень этот по документам не еврей. Кто хочет с таким связываться?
На уровне раббанута был шум, и в министерстве юстиции был шум, но Рав пробрался к самому главному, кто отвечает за тюрьмы в Израиле… Он рассказывал, что, наверное, на
Лубянку легче было бы пробраться, чем к этому главному, который все решал.
Когда начальник тюремного управления оформил все бумаги, он позвонил и попросил:
— Передайте, пожалуйста, раву Зильберу, я уже все подписал. Пусть он больше ко мне не приходит!
А парень в тюрьме крепко держится, даже начал людей приближать к Торе. Звонит: поговорите с тем, с этим, — вел религиозную агитацию. Мы ему книги посылаем, он у нас как отделение ешивы в тюрьме. Когда я к нему приходил, он был в белой рубашечке, цицит навыпуск…
Наконец добились разрешения делать хупу. Прямо перед Новым годом Рав убежал делать ему хупу, хотя врачи не рекомендовали ему уезжать в другие города. Поэтому он никому ничего не сказал, поехал в тюрьму один, а там ничего не получилось…
После этой поездки Рав Ицхак три недели был больной.
Как-то раз в середине Хануки он меня подзывает:
— Ты со мной поедешь.
А я знал, что врачи не рекомендовали ему долгие поездки:
— Может быть, раву Бенциону скажем?
Он сразу понял, что у меня на уме. Говорит:
— Чтобы ты не смел никому ничего говорить! Если скажешь, будешь предателем. Я тебе обещаю: со мной будет все хорошо.
Рано утром мы выехали в тюрьму делать хупу. Родственники приехали и привезли целые тележки продуктов. Наверное, думали, что стол накроют для заключенных, но оказалось, — заключенным есть привезенную пищу нельзя, только тем, кто из охраны.
Рав Ицхак хотел, чтобы был миньян — десять религиозных евреев. Проверял, чтобы были только те, кто соблюдает субботу. Мы были соблюдающие, и жених соблюдающий, и еще там были два раввина — один тюремный, и тот, кто уроки дает.
В общем, полминьяна есть. Теперь надо было из тюремщиков найти. Рав всех расспрашивал, и был один парнишка-охранник, он засомневался в том, что соблюдает все правильно:
— У меня не все точно по закону. Я не очень-то…
Но Рав ответил:
— Если ты решил соблюдать субботу, ты уже бааль тшува, ты годишься в миньян.
Рав командовал парадом. Так получилось, что все слушались с полуслова. Поставил хупу, сказал диврей Тора. Все слушали, как загипнотизированные… И он закончил:
— Видите, здесь Шхина была!
Потом охрана приказала: продукты забрать с собой. И они нам в такси все загрузили, и пока мы ехали домой, вдруг позвонили по пелефону, и сообщили про одного гера, которому нужно было сделать хупу, — а у того ни крошки не было… И мы договорились на следующий день сделать этими продуктами вторую свадьбу!
Там это было как улыбка с неба, — мицва горерет мицва.
У рава Ицхака были друзья, которым он был обязан еще по России, а он всегда был очень признательным человеком… но не за счет Торы. Их сын приехал сюда с нееврейской женой. Рава Зильбера попросили помочь сделать формальный гиюр — по старой дружбе, — ведь он был им обязан…
Рав Зильбер всячески увиливал, не хотел напрямую отказывать:
— Да, да, конечно… Но я ничего не могу сделать сам, надо сначала идти в раввинат, открывать дело. Когда все будет готово, — я как только, так сразу…
А в раввинате — волокита, заседания, проходят годы… Пока этот друг рава Ицхака сам не понял, что его невестке это не очень-то и надо.
Он старался ни с кем не пререкаться, не вступать в споры.
Рав говорил: когда передо мной встает тяжелый вопрос, я решаю его так: если бы меня уже не было в этом мире, как бы я ответил на этот вопрос, — если бы я посмотрел на него с какой-то далекой звезды, как будто я умер, меня уже нет, без любого личного интереса, как бы я решил этот вопрос?
Например, что делать: дать какому-то человеку рекомендацию на гиюр или нет? Все счета отбрасываются. Вопрос: этот человек искренне хочет принять еврейство? Да или нет?
Никаких других счетов нет.
И никаких других расчётов, никакой политики, неважно, будут на него обижаться или нет, — все неважно. Есть абсолютный счет.
Это называется «гамбургский» счет — когда в Гамбурге собирались все борцы, которые выступали в цирках мира и раз в году выясняли, кто действительно чемпион, по-настоящему.
Представьте себе: человек убегает от КГБ в Ташкент, а там всем известны доносчики в двух миньянах. Так вот, именно их детей он начинает обучать Торе. Ну, что это? Что это он лезет на рожон? Нет, здесь скрыто что-то другое. Он не пришелец из космоса, он — праведник, тот, кто делает ради Творца все, чего Творец от него хочет.
Конечно, у него был страх, несомненно, он боялся, чтобы КГБ его не схватило. Но в этот момент у него был абсолютный счет: что в этот момент хочет от меня Творец? Именно это я буду делать! А всё остальное — неважно…
Когда говоришь о раве Ицхаке Зильбере, следует начинать, как в книге «Орхот а-Цадиким», с первых «врат» — врат тщеславия и скромности.
Он вел себя очень и очень просто. Любой, самый обыкновенный человек не чувствовал никакой дистанции между собой и им. Простой человек не шел к другому раввину, потому что есть страх перед ним, а с равом Зильбером можно было поговорить по-свойски. И он постоянно старался так себя вести, чтобы у каждого человека не было ощущения дистанции.
Никогда не забуду, как он меня попросил получить благословение одного раввина. Я не буду называть его имя, потому что оба уже в ином мире. Хорошо, я решил пойти, почему бы и нет?
Когда раввин благословил нас и мы двинулись к выходу, рав Зильбер уходил спиной, лицом к раввину, спиной к двери, как уходят от Торы. На лице его было уважение и даже страх.
Я удивился в своем сердце: почему? Я зять рава Зильбера, и считал, что знал его истинное величие, — а он, сгорбившись, почти припадая к земле, выходил от этого раввина с огромным уважением, и я поневоле тоже вынужден был так же себя вести…
Единственное объяснение этому, что он на самом деле чувствовал себя маленьким, обычным человеком. Невозможно вести себя так, если не быть в действительности скромным.
После урока мы с Шаулем провожали Рава. Перед его домом я попрощался, а Шауль хотел идти провожать его еще дальше, — у него был какой-то вопрос.
Я тихонько попросил:
— У меня машина не заводится, пока вы не ушли, помоги толкнуть.
Когда Рав увидел, что мы толкаем машину, подбежал, навалился плечом и тоже стал ее толкать. Даже стукнул по багажнику и прикрикнул:
— Ну! Ну! Заводись!
Он был раввин, и ему было уже лет за восемьдесят точно, но вел он себя очень просто, — и всегда старался помочь.
Он не любил людей, к которым нужно было «одевать перчатки». Есть такое выражение на идиш. Люди, к которым надо найти подход, с которыми просто так не поговоришь, — сам он был очень прост в общении и терпеть не мог высокомерия. Если к человеку не нужны были «перчатки», он об этом говорил и очень радовался, — значит, это хороший человек.
Он любил активных, деятельных людей. Когда мы были маленькими, я не была такой уж активной девочкой, а папа хотел, чтобы мы были более деятельными. Он, когда был ребенком, везде залезал, даже на шкафы, и меня тоже учил залезать на шкафы, а мне это не очень нравилось…
Он с восторгом говорил о ком-то: «Он — мазик, он может все перевернуть!» Это было самое уважительное слово.
Когда я решил жениться и должен был получить разрешение на хупу, пришлось доказывать, что я еврей. Нужно было найти двух свидетелей. А где здесь, в Израиле, сразу после приезда я мог найти свидетелей? В раввинском суде говорят: «Дай двух свидетелей!»
Прихожу к раву Ицхаку и говорю:
— Ну где я возьму двух свидетелей?
— Не нужно никаких свидетелей. Я тебе напишу сейчас записку, придешь на суд и покажешь её, и всё у тебя будет в порядке.
Он отрывает от газеты маленький кусочек и пишет: «Я под — верждаю, что Айзенштат Моше — еврей».
— На, это им покажешь.
Я прочитал и говорю:
— Рав Ицхак, ну вы хоть подпись поставьте!
Он говорит: — Не надо.
Прихожу в раввинат. Там меня спрашивают:
— У вас есть свидетели?
— Да, вот рав Зильбер написал записку.
Они прочитали записочку и говорят:
— У вас все в порядке.
Меня как громом ударило. Просто груз с души свалился. Так буквально и было написано на клочке бумаги: «Моше — еврей».
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»