Из цикла «Рав Ицхак Зильбер», темы: Воспоминания, Рав Ицхак Зильбер, Уважение, Хлеб, Рав Авраам Коэн, Любовь к ближнему
Как он относился к человеку, к людям? По природе он был таков, что пусть лучше мое пропад т, чем я кого-то и чем-то обижу. Если, допустим, его оскорбляли, он пропускал: Ну, и что он сказал, простой человек, он сам не знает … Я помню, был такой случай: мы ехали с ним к Стене Плача молиться минху. Там на спуске, когда подъезжаешь к Котелю, с левой стороны есть небольшая стоянка, где очень трудно припарковаться. Спускаясь, я вдруг заметил небольшое место для машины, и, конечно, проехал вперед немного, чтобы реверсом заехать, так удобнее парковаться. А в это время сзади подъехала другая машина и быстренько: хоп! Захватили место, пытаются заехать, но не влезают… Я не поленился, вышел из машины и говорю: Слушайте, мы первые подъехали! и так далее… Когда я вернулся в машину, то рав Ицхак спросил, в чем дело. Я сказал, что вот они не дают поставить машину… А он: А может быть, им более важно, чем нам? Но вы немножко постарше, чем они! Это не имеет значения. Может быть им более важно придти помолиться к Котелю, чем нам? Но я, конечно, начал парковаться, потому что я им доходчиво объяснил, что мы такие же люди, и что я не двину машину с места, если они не двинут… Тогда он мне говорит: Понимаешь, Яков, в чем дело, я всегда стараюсь с людьми сглаживать острые углы, и я никогда в жизни не пожалел, что я на хамство не ответил грубостью и хамством, и только один раз в жизни я жалею, что я ответил не очень сдержанно. Вот об этом случае я жалею… Помню, я с ним ехал в машине по Меа Шеарим, а там улицы узкие, все торопятся, я ехал по главной, а из переулка выскочил один… Хотя у меня и было преимущество, а тот должен был уступить, выезжая из переулка, но он меня подрезал и проскочил. Я рассердился: Вот этот пейсатик как водит! А рав Ицхак говорит: Нехорошо ты говоришь. Понимаешь, может у него есть более важные дела, чем у тебя? И потом кто сказал, что если ты приедешь на минуту раньше, то ты больше успеешь? Может быть, надо, чтобы ты приехал на две минуты позже? И, действительно, был случай, когда я ехал в районе Рамат Эшколь, и в это время там один такой шустрый выскочил передо мной и проскочил светофор, а мне пришлось притормозить, включился красный свет, и я застрял на светофоре и очень разозлился. И тут вспомнил слова рава Ицхака: Откуда ты знаешь? Может быть, для тебя же лучше, чтобы ты приехал на две минуты позже? И когда я въехал на стоянку в Рамат Эшколь, обычно в полдень там все занято, прямо перед моим носом выехала машина и освободила место! Так я подумал: действительно рав Ицхак прав, что все Свыше. Тот меня специально задержал у светофора, ведь если бы я приехал раньше, то места на стоянке не нашел бы… Я у него многому научился: что нужно относиться к людям снисходительно и не возбуждаться, когда тебе, с твоей точки зрения, что-то плохое делают, может быть, это и к лучшему?
Иногда я испытывал смущение и даже, по молодости, стыд, за некоторые поступки рабби Ицхака, не понимая причин его поведения. Например, рабби Ицхак не мог пройти спокойно мимо куска хлеба, брошенного на землю; он всегда останавливался, подымал хлеб с земли и перекладывал его куда-нибудь повыше, на возвышенное место. Ну, в Израиле ладно, люди уже привыкли к тому, что религиозные ненормальные. А вот в Италии, где я помогал рабби Ицхаку давать уроки Торы? Там был не один кусочек, а много-много пиццы и багетов… и все надо было подобрать и устроить повыше на подобающем месте, и мне приходилось помогать ему. Это то, что написано в Талмуде надо поднять брошенный на землю хлеб. Он и из своего опыта знал: иногда маленький ломоть хлеба может спасти человеку жизнь, и поэтому к хлебу надо относиться с уважением и бережно. Сегодня и я не могу пройти мимо лежащего на земле куска хлеба…
Я снимаю квартиру у одного человека, и оказалось, что он тоже знал рава Зильбера. Он мне рассказывал: Ты знаешь, какой человек рав Зильбер? Лет тридцать назад, когда ещ не было пластмассовой тары, когда привозили рано утром хлеб в магазин, его прямо так выкладывали на тротуар. И даже халы перед субботой складывали в груду на тротуар перед входом в магазин. Это сейчас есть специальные пластмассовые ящики быстро, легко, удобно, а тогда водитель торопился выложит второпях, как попало, и уедет. Естественно, нижние халы были грязные или поломанные. Утром, после молитвы, он шел мимо магазина и специально выбирал себе нижние халы. Во-первых, потому что те, кто покупали последними, им доставались такие разломанные халы и у них было испорчено настроение в субботу, а во-вторых, случалось, что эти нижние халы никто не покупал и тогда их выбрасывали… Ты понимаешь?
Рав долгое время давал уроки в ешиве Двар Йерушалаим. Места там особенно не было, и уроки проходили во дворе ешивы в тени большого дерева. Однажды в соседнем доме во время урока включили очень громкую музыку, настолько громко, что она сбивала с мысли и было невозможно слышать Рава… Всем это ужасно мешало, и кто-то предложил: Мы пойдем и попросим сделать потише!
Он сказал: Нет, нельзя. С какой стати? Я бы сказал, что это наглость. Когда я в лагере учился, вокруг меня орали, и ругались, и дрались уголовники, а я и не думал им делать замечания! Мы стали возражать, что здесь религиозный район и мы не в лагере, вокруг нас не уголовники, мы сидим и учим Тору, и ничего не слышно! Рав не принял наших возражений: Нет. Я этого не принимаю. Они так же имеют право слушать музыку, как мы учиться. Это наглость делать такие замечания!
Одной из самых заметных черт рава Зильбера было желание не обидеть. Это он унаследовал от своего отца. Однажды они с отцом случайно слышали, как шойхет дает урок мишна т. Шойхет был очень образованным человеком, считался в общине вторым человеком после раввина. Они ждали начала молитвы, слушая конец урока, и отец в какойто момент наклонился и тихонько сказал сыну: Послушай, он сейчас ошибся. Здесь на эту мишну другой комментарий. После урока все они помолились маарив, и, когда возвращались вместе домой, отец рава Ицхака сказал шойхету: Знаете, бывают такие мишна т, что в них очень легко ошибиться, привести такое-то объяснение, а на самом деле оно другое. И отец рава Ицхака начал приводить шойхету примеры других мишна т, а не той, в которой тот ошибся. Где-то посреди множества примеров из разных мест он привел и это место. Шойхет, благодаря такому подходу, даже не подумал о том, что раввин услышал эту ошибку от него, и воскликнул: Ой! Это ашгаха пратит какое совпадение как раз сегодня я преподавал и сделал эту ошибку. Завтра на уроке я ее поправлю.
Одно время мы часто ездили с ним на семинары по ознакомлению с иудаизмом для начинающих.. Как он приезжал туда? Серый пиджачок, туфли не всегда завязанные… Рассказывал про гармонию в природе, про бабочек, про червячков. Те, кто поглубже, понимали, просекали, а кто попроще недоумевали что это за старичок такой? В течение семинара проводились рабочие встречи преподавателей, на которых обсуждали учеников как кто продвигается, какие перспективы. Была одна семья с севера, которая приезжала уже два раза на семинар. Муж очень активный, вопросы задавал, жена восхищалась… Все вроде хорошо, но сдвигов никаких. И я сказала: Эта семья… Они так весело разговаривают, но нет никакого сдвига. Им нравится приезжать на семинар, атмосфера, на всем готовом… Но сдвига никакого пиши пропало. Рав Зильбер так на меня посмотрел! Я этот взгляд запомнила на всю жизнь. Не то, чтобы он грозно как-то, или укоряюще посмотрел, нет, просто так, внимательно, даже с любопытством… Этот взгляд запомнился мне на всю жизнь. Только посмотрел, ничего, ни слова не сказал! Интересно, что месяца через два после семинара эта женщина сама захотела приехать на субботу, потом они еще несколько раз приезжали… Прошла пара лет, и вдруг она позвонила: Вы знаете, наконец-то я окунулась в микву… Теперь все, что вы говорили на семинарах, стало важным, близким. Большое вам спасибо! Прошло еще несколько лет, и эта семья, о которой я так отозвалась, очень-очень продвинулась…
Лет десять, не меньше, он ездил в Неве-Яаков давать урок для женщин. На уроке было три немолодые женщины, а потом осталось две.
Мне рассказывала одна из них: Я не понимаю, откуда у него время для нас двух тетушек. Мы этими уроками живем, только ими и держимся. Но он-то так занят… Каждый человек важен, бесценен, без расчетов кто переспективен, кто нет. Мы как думаем? Вот молодой парень, интеллектуал стоит в него вкладывать, а на пожилую женщину жалко тратить время… Мы живем в прагматичном мире. Люди решают про других этот более важен, этот менее. У рава Ицхака этого не было. Каждый человек бесценен. Это вызывает у меня восхищение и уважение.
Рав Ицхак был удивительный человек. Иногда я приходила к нему во время обеда, к нему стояла очередь, и завтрак, оставленный дочерью вместе с лекарствами, которые Рав должен был принимать, еще оставались нетронутыми на кухонном столе… Я просила Рава сделать перерыв и поесть, убеждая его, что мы можем подождать, но он отвечал: Нельзя заставить людей ждать, я поем тогда, когда поговорю со всеми, кто пришел. Раз люди пришли, значит у них что-то срочное, они волнуются, ожидают помощи и не должны ждать ни одной лишней минуты!
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам исполняет завет Творца и идет в незнакомом ему направлении. Ханаан стал отправной точкой для распространения веры в Одного Б-га.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраам хотел достичь совершенства в любви к Ашему
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Что общего между контрабандистами и родителями, которые обеспокоены поведением взрослого сына? Истории по теме недельной главы Торы.
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам отделяется от Лота. К нему возвращается пророческая сила. Лота захватывают в плен, и праотец спешит ему на помощь.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраму было уже семьдесят пять лет
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Праотец Авраам стал светом, которым Творец удостоил этот мир. Биография праотца в призме слов Торы.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Сара умирает. Авраам не перестает распространять веру в Б-га и отправляет Ицхака в ешиву.
Батшева Эскин
После недавнего визита президента Израиля Реувена Ривлина в США израильскую и американскую прессу облетела сенсационная фотография, на которой Президент США Джо Байден в Овальном кабинете Белого Дома стоит перед израильским президентом на коленях
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сатан, огорченный тем, что не смог одержать победу ни над Авраамом, ни над Ицхаком, появился теперь перед Сарой.
Рав Йосеф Б. Соловейчик
Мы все члены Завета, который Б-г установил с Авраамом.