Из цикла «Уроки Знания», темы: Рахель, Лея, Шауль, Рав Хаим Бурштейн, Конфликты, Рав Маариль Блох, Спуск поколений
Если прежние поколения подобны ангелам…[1]
«Сказал раби Зейра от имени Равы бар Зимуны: если прежние поколения подобны ангелам, то мы — сыновья людей, а если прежние поколения — сыновья людей, то мы подобны ослам»[2].
«И остерегайся их угля, чтобы не обжечься, ибо их укус — укус лисицы, их жало — жало скорпиона, и их шипение — шипение змея»[3].
«Голова твоя (ראש) — как Кармель»[4]. «Всевышний сказал Израилю: Я люблю каждого твоего нищего (רש) так же, как пророка Элиягу, взошедшего на гору Кармель». «И локоны (דלת) твоей головы — как пурпур»[5]. «Всевышний сказал Израилю: Я люблю твоих бедняков (דלים) и нищих, как царя Давида»[6].
Мы уже твердо знаем, что все побуждения и эмоции, присущие приниженным людям, можно найти и у самых великих. Разумеется, у возвышенного человека они проявляются совсем иначе, и занимают в его душе совсем не много места. Безусловно, у великого человека эти эмоции более утонченные, однако все они все же присутствуют в нем. В его душе, пусть даже в малой степени, остается место для всех, даже самых приземленных сил. Однако у великого человека все они исходят из возвышенного источника: его «я» берет свое начало из корня его души, расположенного бесконечно высоко. А все поступки приниженного человека формируются внизу, соответственно уровню его «я».
О ссоре между Рахелью и Леей из-за мандрагор, которые Реувен нашел в поле, сказано в Торе: «Разве мало того, что ты забрала моего мужа…»[7] Может показаться, что эта размолвка была вызвана обычной женской ревностью. Но это совсем не так! Хотя здесь проявились силы, похожие на те, что приводят к ссорам обычных людей, однако в своем корне они были абсолютно иными. Все аспекты этой ссоры были святы и возвышенны. Все силы, проявившиеся в ней, проистекали из самой вершины мироздания!
С определенной степенью достоверности, поскольку полностью всего не знает никто, обе праматери своим пророческим духом предвидели, что для достижения цели Творения и будущего исправления мира необходимы двенадцать колен Израиля, от которых произойдет община еврейского народа, и жизнь им даст наш праотец Яаков. Каждая из его жен желала, как можно большей доли в создании общины Израиля и боялись ее потерять. Именно это опасение и стало причиной конфликта между Леей и Рахелью и в конечном итоге привело их к ссоре: «Разве мало того, что ты забрала моего мужа, ты хочешь забрать и мандрагоры моего сына?»[8]
Ведь те же силы, что приводят к ссорам заурядных людей, действовали и в наших праматерях, толкая их на определенные действия. Однако все поступки этих праведниц проистекали из источника святости. Их целью было стремление основать общину Израиля и под властью Б-га добиться будущего исправления всего мира. И все же суть этих сил у всех одинакова. Те же силы, которые пробуждаются в нас по причинам, заложенным в нашем «я», возникали и у наших святых праматерей в соответствии с их «я».
Повествуя о ссоре двух великих праведниц, Тора описывает только канву событий. В наших поколениях обстоятельства ссор современных нам Рахели и Леи банальны и мелки. Но Тора повествует о наших святых праматерях, все мотивы и намерения которых — святы! И упаси нас Б-г полагать, что причиной их ссоры были обычные мелочные и приниженные побуждения или ревность! Источник и движущая сила их соперничества — это стремление к освящению имени Б-га и установлению Его царства. Однако, хотя подоплека их ссоры восходит к святости, по форме это все тот же конфликт двух женщин-соперниц.
Мне показалось необходимым повторить эти объяснения еще раз, потому что некоторые ошиблись в толковании моих слов и не поняли их правильно.
Когда я прочувствовал все это, то узрел великий свет, прояснивший мое знание, и мне стали понятны многие повествования Торы, пророков и мудрецов, которые на первый взгляд противоречивы и неясны.
Рассмотрим, например, историю царя Шауля и царя Давида: «И возненавидел Шауль Давида…»[9] Эта ненависть разгорелась с того дня, когда народ вознес в Песне: «Поверг Шауль тысячи, а Давид — десятки тысяч»[10]. Ошибочно предполагать, что царь Шауль заподозрил Давида в посягательстве на свое царство и возревновал к тому, что Давид был любим народом. Не это было причиной ненависти и преследования Давида царем Шаулем. Невозможно представить, что Шауль, избранник Б-га, скромный и «прячущийся среди утвари»[11], преследовал Давида из-за эфемерного почета, — ведь на нем не было вины!
В наших святых книгах сказано, что их противостояние было порождено великими и возвышенными причинами. Шауль желал, чтобы уже первый царь Израиля привел еврейский народ к конечной цели Творения, определенной Б-гом, и для этого великого дела не потребовалось царствования Давида и его особой миссии. (В наших святых книгах сказано, что если бы царствование Шауля не завершилось, мир очень быстро достиг бы своей конечной цели, и не было бы необходимости во всех событиях, испытаниях и бедствиях, которые пришлось претерпеть общине Израиля на протяжении всей истории). Шауль считал царствование Давида препятствием на пути к этой святой цели, и только потому преследовал его. Это и было истинной причиной гонений.
И все же Писание раскрывает нам, что царь Шауль возненавидел Давида именно когда услышал песню народа о том, что Шауль поверг тысячи, а Давид — десятки тысяч. И хотя его соображения были возвышенны и святы, все же душевная сила, ставшая побудительным мотивом его поступков, была самолюбием, которое побуждает всех царей мира проливать реки крови. Царь Шауль хотел, чтобы именно он сам привел народ Израиля к его святой цели — царству Небес и освящению благословенного имени Б-га.
И я позволю себе утверждать, что здесь имели место и некоторые банальные соображения. Ведь, чем более велик человек, тем более утонченна, а значит и уязвима его душа и тем сильнее она реагирует даже на незначительные ущемления. Наши мудрецы сказали об этом: «Чем более велик человек, тем сильнее его дурное побуждение»[12]. И я позволю себе предположить, что, возможно, и в ссоре Рахели и Леи определенную долю составляли заурядные причины, свойственные большинству женщин.
[1]Произнесено в шабат гл. Вайишлах 5678 (1918) года. Записано великим раввином раби Авраамом Шмуэлем Гиршовичем, благословенной памяти, да отомстит Всевышний за его кровь, и великим раввином раби Ицхаком Эльхананом Стулем, благословенной памяти, да отомстит Всевышний за его кровь.
[2]Шабат 112б.
[3]Авот 2:11.
[4]Шир Аширим 7:6.
[5]Там же.
[6]Шир Аширим Раба 7:9.
[7]Берешит 30:15.
[8]Берешит 30:15.
[9]Шмуэль (I) 18:9.
[10]Шмуэль (I) 18:7.
[11]Шмуэль (I) 10:23.
[12]Сука 52а.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам исполняет завет Творца и идет в незнакомом ему направлении. Ханаан стал отправной точкой для распространения веры в Одного Б-га.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраам хотел достичь совершенства в любви к Ашему
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Что общего между контрабандистами и родителями, которые обеспокоены поведением взрослого сына? Истории по теме недельной главы Торы.
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам отделяется от Лота. К нему возвращается пророческая сила. Лота захватывают в плен, и праотец спешит ему на помощь.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраму было уже семьдесят пять лет
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Праотец Авраам стал светом, которым Творец удостоил этот мир. Биография праотца в призме слов Торы.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Сара умирает. Авраам не перестает распространять веру в Б-га и отправляет Ицхака в ешиву.
Батшева Эскин
После недавнего визита президента Израиля Реувена Ривлина в США израильскую и американскую прессу облетела сенсационная фотография, на которой Президент США Джо Байден в Овальном кабинете Белого Дома стоит перед израильским президентом на коленях
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сатан, огорченный тем, что не смог одержать победу ни над Авраамом, ни над Ицхаком, появился теперь перед Сарой.
Рав Йосеф Б. Соловейчик
Мы все члены Завета, который Б-г установил с Авраамом.