Из цикла «Пути мира и добра», темы: Раскаяние, Лашон а-ра, Сплетни, Суд, Прощение, Ицхак Сильвер, Свидетели, Материальный ущерб, Отношения между людьми
В каждом слове скрывается сила, способная творить или разрушать миры. Для того чтобы люди могли жить в мире и согласии, недостаточно пользоваться только законами о праве на частную собственность и личную безопасность. Есть более тонкие вещи, на которых строятся отношения между людьми и общество в целом. В этой главе вы сможете познакомиться с основными правилами, определяющими правильную форму общения. Греху злословия посвящена книга «Хафец хаим» — обстоятельная работа выдающегося раввина Исраэля Меира Кагана (1838-1933). Только после изучения этих законов человек по-настоящему начитает ценить каждое слово.
Мудрецы объясняют, что есть несколько вещей, которые приносят в мир страшные бедствия и страдания: убийство, прелюбодеяние и идолопоклонство, но злословие хуже, чем все три, вместе взятые. Ведь слово может не только убить одного человека, но и уничтожить целые народы. Для того кто знаком с историей еврейского народа, это не выглядит преувеличением. В качестве примера можно привести историю с мераглим (разведчиками), которых послали в Землю Израиля во времена Моше. Вернувшись в стан, они рассказали об этой земле в такой форме, что многие евреи испугались и не захотели двигаться дальше. Все это, как известно, привело к ужасным последствиям: все взрослое поколение умерло в пустыне (в течение 40 лет). Всем известно, что незадолго до этого многие евреи нарушили запрет и поклонились золотому тельцу. И, тем не менее, только после истории с мераглим был вынесен страшный приговор всему еврейскому народу. В трактате «Йома» сказано, что и Второй Храм тоже был разрушен только после того, как люди стали ненавидеть друг друга и злословить. Так что от последствий этих преступлений мы страдаем до сих пор.
Тот, кто любит другого человека, никогда не будет рассказывать о его ошибках и прочих вещах, о которых тот сам не рассказывает другим. Он также не станет выслушивать подобное от других. Но как только в сердце проникает ненависть или зависть, поведение человека и, в первую очередь, его речь резко меняются. Именно поэтому Тора предупреждает нас и говорит: «Люби своего ближнего», то есть «не поступай с другими так, как не хочешь, чтобы поступили с тобой». Из этого отрывка видно, что Тора не только говорит о действиях, но и призывает человека очищать свое сердце и наполнять его любовью. Пробудив эту любовь, человек будет следить не только за своими поступками и своей речью, но и за своими мыслями. Он также захочет приложить все усилия, чтобы его товарищ избежал неловкой ситуации.
Очень часто к злословию приводит гордыня и невосприимчивость к духовному, поэтому каждый человек должен искать способы очиститься и исправить качества своего характера. Предупреждение об этом мы видим в словах Торы: «Берегись, чтобы не забыл ты своего Бога…». («Дварим», 8:11)
В трактате «Сота» (5) рав Нахман бар Ицхак говорит, что есть связь между стихом в книге «Дварим» (8:11) и стихом (8:14): «… и возгордишься в сердце своем, и забудешь Всевышнего, своего Бога». Гордыня входит в сердце человека, когда он отдаляется и забывает о духовном, поэтому Тора (8:11) предупреждает об этом и говорит «ишамер» (остерегайся), то есть прими меры, чтобы не забыть.
Кроме того, злословящий пренебрегает заповедью «идти путями Всевышнего» («Дварим», 28:8), которая обязывает нас уподобиться Всевышнему и быть милосердным и добродетельным, как Он.
Из многих высказываний Талмуда видно, что злословие отрицательно влияет не только на самих людей, но и на весь окружающий нас мир. Говорил раби Йеошуа бен Леви: «Только из-за злословия перестают идти дожди».
30 декабря — 29 июня
1. Люди, которые распространяют сплетни и рассказывают о проступках или недостатках других людей (даже если это правда), нарушают заповедь: «Не ходи сплетником в своем народе». («Ваикра», 19:16).
2. Если человек рассказывает о поступках или недостатках своего товарища втайне от него, следя при этом, чтобы тот ничего не узнал, об этом говорит Тора («Дварим», 27:24): «Проклят наносящий удар своему ближнему втайне».
3. Тот, кто рассказывает сплетни, а также тот, кто их выслушивает (безо всякой пользы для него или для других) и верит тому, что рассказывают, нарушает запрет «не разноси ложного слуха» («Шмот», 23:1). Говорится в Торе: «Ты сам поверил в эту ложь и теперь будешь пересказывать другим?»
4. Тора предупреждает нас об опасности и открывает, что распространяя лашон а-ра, люди навлекают на себя цараат (вид тяжелой кожной болезни). Об этом говорится в книге «Дварим» (24:8). Это и предупреждение, и заповедь, повелевающая помнить об опасности и следить за своими словами.
5. И тот, кто злословит, и тот, кто выслушивает его (при этом, даже не веря тому, что говорится), нарушают запрет «не ставь препятствия перед слепым» («Ваикра», 19:14), поскольку каждый из них предоставляет другому возможность нарушить запрет. Чем больше количество слушателей, тем большее количество раз нарушается этот запрет. В книге «Дварим» (27:18) есть еще одно предупреждение такого же характера, что и в книге «Ваикра». Там написано: «Проклят сбивающий слепого с пут».
6. Тот, кто злословит и рассказывает сплетни о другом человеке в его присутствии, нарушает запрет «и не обижайте друг друга» («Ваикра», 25:17).
Разговаривая с другим человеком, нужно следить за тем, слышит ли вас еще кто-нибудь. Если человек обидел кого-то при людях или поставил другого в неловкое положение, рассказав о вещах, о которых тот стесняется говорить в присутствии других людей, то при этом нарушается еще один запрет из Торы, сформулированный в книге «Ваикра» (19:17 — см. комментарий Раши). Подобное поведение, по словам мудрецов, лишает человека доли в будущем мире.
31 декабря — 30 июня
7. Тот, кто злословит о вдове или сироте и распространяет сплетни о них в их присутствии, нарушает заповедь: «Не притесняй вдову и сироту» («Шмот», 22:21). Подобное предупреждение встречается в Торе («Шмот», 22:20) и относительно гера (прозелита).
8. Человек, который сидит в обществе непорядочных людей и слушает их разговоры, нарушает запрет: «Не следуй за большинством во зло» («Шмот», 23:2). Если человек занимается таким времяпрепровождением, это говорит о том, что он не стремится к мудрости и приобретению духовных знаний. В Торе же сказано однозначно («Дварим», 10:20): «Прилепись к мудрецам».
9. Рассказывая о других, нельзя искажать информацию и лгать. Даже те вещи, которые нельзя назвать настоящей ложью, недопустимы, и об этом говорится в Торе («Шмот», 23:7): «Сторонись неправды…». Даже маленькая искра лжи может «сжечь» человека и замарать его имя. Рассказывая лживые истории о своем ближнем, можно лишить его многих благ: ведь поверив сплетням, люди не захотят общаться с тем человеком и тем более помогать ему.
9. В Торе сказано: «Не оскверняй землю» («Бемидбар», 35:33). Здесь используется выражение «ло таханифу» (буквально — не льстите). Мудрецы объясняют, что как люди улыбаются и льстят другим, а в сердце их пусто и темно, так и земля будет «улыбаться» им, но вместо благ и урожая откроет пустые амбары и безводные реки. Из этого отрывка мы учим, что всегда нужно быть правдивыми и прямыми людьми.
10. Очень часто человек, который злословит и распространяет сплетни, не получает удовольствия или видимой выгоды для себя, что говорит о проявлении внутреннего зла. В этом есть элемент извращенности, ведь человек вредит другим, не получая при этом практически ничего. Если же сплетни распространяет или выслушивает высокопоставленное лицо или всеми уважаемый мудрец, это несет в себе также и хилуль Ашем (осквернение Имени Всевышнего — когда духовное и святое опускают в грязь на глазах других людей). В Торе («Ваикра», 22:32) сказано об этом так: «И не бесчестите Моего святого Имени, дабы Я был освящен среди вас».
11. Поскольку запрет лашон а-ра (злословия) не похож на другие запреты, которые касаются видимых изменений в мире, подобно воровству или убийству, бейт-дин не наказывает человека за него. Однако это не делает его вину меньшей.
12. Тот, кто сплетничает и злословит, автоматически присваивает себе грехи тех, о ком он рассказывает. Его же заслуги в тот момент передают этим людям.
13. Даже если вы не разговариваете с людьми, которые злословят и распространяют слухи, следует отдалиться и от того места, где они живут или собираются пообщаться.
1 января — 1 июля
14. «Сектой» злословящих называют людей, постоянно и привычно говорящих лашон а-ра. Они не удостаиваются увидеть Шехину. Нельзя жить рядом с такими людьми, и, тем более, находиться в их обществе и слушать их речи.
Мудрецы сказали, что:
Сказано в «Теилим»: «Человек, желающий жизни, любящий долголетие, чтобы видеть добро. Береги язык свой от зла и уста свои от лживых слов».
15. Степень греха лашон а-ра зависит от степени его распространения. Есть разница, злословит ли человек просто в присутствии многих людей, или на собрании всех жителей города, или в средствах массовой информации, таких, как газеты или доска объявлений. Также есть разница, рассказывают ли лашон а-ра кому-то одному или многим.
Если эта информация причинила большой ущерб (например, материальный) тому, о ком рассказывали, то, конечно же, нарушение в данном случае гораздо серьезнее. Например, если человек злословит о каком-то ораторе, раввине города, женихе, который получает приданое от тестя, о наемном рабочем или качестве товаров в магазине, и из-за этого люди теряют заработок.
Написано в Торе («Ваикра», 25:36): «Не бери с него процентов… чтобы жил брат твой с тобою». Из этого отрывка учат мудрецы, что необходимо помогать своему ближнему, и запрещено отнимать у него то, что дает ему жизнь. Тот же, кто нанес ущерб своему ближнему (например, лишил заработка), распространяя слухи, тоже в определенном смысле отнимает у него частицу жизни.
2 января — 2 июля
Повелительные заповеди
16. Тот, кто говорит лашон а-ра, нарушает заповедь «помни, что сделал Всевышний, твой Бог, с Мирьям» («Дварим», 24:9), которая была наказана за сказанные ею слова.
17. Когда человек нарушает одну из заповедей Торы, другой обязан предупредить его и попытаться остановить (если, конечно, видит это возможным). Эта заповедь называется тохаха. Об этом говорится в книге «Ваикра» (19:17): «Увещевай своего ближнего». Ему необходимо обратиться к нарушителю со словами назидания в предельно тактичной форме, чтобы не вызвать раздражения. То же касается и людей, которым рассказывают сплетни. Они в этот момент должны попытаться остановить разговорчивого собеседника или, хотя бы, напомнить ему о проблеме лашон а-ра. Если человек видит, что его старания будут бесполезны, следует удалиться.
18. Человек, который говорит или слушает лашон а-ра, нарушает заповедь «любить ближнего, как самого себя» — то, что тебе ненавистно, не делай другим. Ведь каждый еврей обязан любить другого еврея, как самого себя, восхвалять его и заботиться о его имуществе и чести, как о своих собственных. [Ведь человек, несмотря на то, что прекрасно знает свои недостатки, продолжает любить себя и прилагает огромные усилия, чтобы его недостатки не стали известны другим. А если и стали известны, он очень надеется, что этому не поверят].
3 января — 3 июля
19. В книге «Мишлей», (11:13) объясняется, что запрет распространять сплетни связан с раскрытием тайного, когда нарушается уровень конфиденциальности. Так говорится в «Мишлей»: «Тот, кто распространяет слухи — открывает тайну, но сдержанный таит дело» (дословный перевод — «сдержанный прикроет эту вещь»). Здесь явно указывается на внутреннюю слабость, в результате которой человек не может следить за своей речью. Все время рассказывая о произошедшем или услышанном, он тем самым приоткрывает завесу, и многие смогут понять, что собирались сделать или о чем думали другие люди.
К злословию может также привести и нежелание судить о своем ближнем с хорошей стороны (по его заслугам). Подозревая других без особой на то причины и рассказывая об этом другим, нарушают сразу две заповеди: следить за своей речью и за своими мыслями.
20. Если злословят о коэне, старце, мудреце или своих родителях, тоже нарушают сразу несколько заповедей. Всевышний повелел относиться к этим категориям людей с особым уважением, а значит, и говорить о них нужно с предельной осторожностью.
21. Если человек злословит в синагоге или бейт-мидраше, он нарушает еще и заповедь «бойтесь Моего Храма…» («Ваикра», 26:2), поскольку синагога называется «малым Храмом».
Кроме того, злословя, человек нарушает одновременно (как при нарушении любой другой заповеди) и заповедь «бойся Всевышнего, своего Бога» («Дварим», 6:13).
Злословящий также нарушает заповедь «и говори их» (слова Торы) — т.е. человек обязан говорить слова Торы, а не пустословить. Тем более, нельзя говорить запрещенные вещи.
4 января — 4 июля
Суть запрета
22. Что относится к запрету лашон а-ра?
— Любая отрицательная информация о другом человеке, даже если это правда.
— Любые слова, которые могут причинить другому физический или денежный ущерб, оскорбить, огорчить или напугать его;
— Даже если человек предполагает, что никакого ущерба тому, о ком говорят, не будет нанесено, и даже если это чистая правда, в любом случае, Всевышний не желает, чтобы один еврей говорил плохо о другом.
23. Запрет лашон а-ра относится и к мужчинам, и к женщинам, и нет здесь никаких облегчающих обстоятельств, связанных со временем, местом, возрастом или положением в обществе. Родители, в свою очередь, обязаны объяснять своим детям, как (и почему) нужно следить за своей речью. Они не имеют права закрывать глаза на то, что дети пересказывают чужие сплетни или слушают их от других.
24. В запрет лашон а-ра включается любая отрицательная информация о человеке. Например: то, что сделали его предки или другие родственники; его дела в прошлом; нарушения из сферы «между человеком и Всевышним» и сферы «между людьми»; плохие качества его характера или дурные наклонности. А также, если человек говорит о другом, что тот не помог ему, или указывает на недостаток его мудрости, профессионализма, смелости, богатства и т.д. И даже если он плохо говорит о его вещах, например, что у него товары плохого качества, — все это включается в этот запрет.
25. Запрещено говорить лашон а-ра о любом еврее: мужчине, женщине, пожилом человеке и даже ребенке, если из-за этих слов ему будет причинен ущерб, а также если он понимает уже достаточно, чтобы обидеться или застыдиться, услышав это.
И неважно, близкий ли это человек или чужой, друг или враг. Запрещено злословить как об уважаемом человеке, так и о презираемом всеми; как о мудреце Торы, так и о невежде; как в его присутствии, так и у него за спиной.
5 января — 5 июля
26. Запрещено злословить и о Земле Израиля. Нельзя выказывать пренебрежение и недовольство ее климатом, плодами, жителями и рассказывать о других ее недостатках. Вспомните историю о разведчиках (см. начало главы).
27. Нет запрета рассказывать о своих плохих качествах или недостатках. Однако нельзя рассказывать другим о своих грехах. Подобное поведение может не только навредить самому человеку, но и помешать другим. Рассказывать о своих грехах — это своего рода наглость, т.к. человек тем самым показывает, что он не стесняется этого (и нет в этом большого преступления). Если же речь идет о поступке, который принес много боли и страданий другим людям, разрешается рассказывать об этом другим, раскаиваясь в содеянном и сожалея о том, что случилось.
28. В случае если человек обидел другого, и тот не может простить, разрешено признаться в содеянном прилюдно, если это поможет восстановить хорошие отношения.
Если человек хочет защитить других и снять с них подозрение, разрешается взять всю ответственность за содеянное на себя. Запрет лашон а-ра (на самого себя) при этом тоже не нарушается.
Разрешается (а иногда это даже мицва) рассказывать о своих проступках и грехах большому мудрецу и праведнику, с целью получить правильный совет и помощь, как исправить содеянное.
29. В некоторых случаях нет запрета говорить лашон а-ра о маленьком ребенке или сумасшедшем, который не понимает, о чем идет речь (и, соответственно, не обижается). Однако если эти разговоры могут обидеть его, причинить ему боль или вред — они запрещены.
6 января — 6 июля
30. Мудрецы прошлых поколений ввели правило не говорить плохо о мертвых, даже если они были невеждами, а, тем более, о мудрецах Торы. Тот, кто нарушил это правило, должен раскаиваться и поститься. Суд может также приговорить его и к денежному штрафу. Но самое главное — это его раскаяние и просьба о прощении на могиле того человека.
31. Разрешается критиковать и порицать того человека, который не следует постановлению бейт-дина.
Хаим рассказал своему отцу историю, услышанную от школьного друга, папа которого подал в суд на одно рекламное агентство, нарушившее условия договора. В соответствии с ним нужно было развесить объявления по всему городу, а наклеили их только в районе, где живет заказчик. Отец выслушал всю историю и предупредил Хаима: «Знай, что нельзя рассказывать другим о хозяине агентства, как об обманщике и подлом человеке. Хотя о нем и ходят нехорошие слухи, вполне вероятно, что все это — дело рук конкурентов, и следует разобраться во всем, прежде чем разбрасываться словами. Несмотря на то, что во многих случаях разрешается говорить о вещах, известных всем, здесь ты просто становишься на сторону его конкурентов, разговаривая об этом. Кроме того, я не собирался идти ни в какое агентство, так что нет никакой пользы от этой информации, поэтому незачем было рассказывать обо всем этом мне. То, что уже было сказано на заседании суда, тоже не должно попадать на первые страницы газет, ведь еще ничего не известно о результатах расследования. Даже если он и на самом деле специально не расклеил объявления по всему городу, это не значит, что можно всем рассказывать об этом. Это приведет к тому, что люди перестанут обращаться в агентство, и владелец потеряет много денег, а ведь не с каждым его клиентом происходили подобные недоразумения. И хотя говорят, что “нет дыма без огня”, все равно рассказывать об этом — означает нарушать запрет лашон а-ра».
32. Нельзя хвалить другого человека в присутствии того, кто увидит в ваших словах насмешку или оскорбление. Например, если человек не находит даже одного часа в день, чтобы учиться, и при этом расхваливает своего товарища, который посвящает учебе два часа в день, его похвала — не что иное, как насмешка (если известно, что его друг может посвятить учебе гораздо больше времени).
33. Когда два человека вместе рассказывают нехорошие вещи о другом, это звучит более убедительно, поэтому в таком случае и вина этих людей гораздо больше. Нельзя сравнивать закон о двух свидетелях, на которых полагается бейт-дин, с разговором на улице. Даже если несколько человек расскажут вам о проступках или плохих качествах своего товарища, нельзя принимать их слова всерьез без особых на то оснований (и без всякой проверки).
7 января — 7 июля
34. Запрет злословить и распространять ненужные слухи касается не только разговоров, но и письменной речи или любого другого рода информации. Неважно, в каком виде она передается, — главное, что она в себе несет.
35. Нельзя рассказывать запрещенные вещи о другом человеке, даже не называя его имени, когда есть большая вероятность того, что люди поймут, о ком идет речь (через какие-то детали или интонацию), или если через некоторое время всем станет ясно, о ком шла речь.
36. Когда человек только намеком указывает на плохие качества другого, например, при помощи мимики, жестов или интонации, это называется авак лашон а-ра, то есть «пыль злословия» (более тонкое проявление), и это тоже запрещено.
37. Иногда люди говорят: «Кто бы мог подумать, что этот человек достигнет таких высот…». Несмотря на то, что для многих это выглядит похвалой, запрещено говорить в такой форме, поскольку в подобной фразе есть намек на проблемы и недостатки человека в прошлом.
38. Высказывание типа «Я не хочу рассказывать вам, что сделал Хаим…» тоже несет в себе скрытые формы злословия, то есть авак лашон а-ра. Ведь сразу понятно, что Хаим что-то натворил.
8 января — 8 июля
39. Нельзя расхваливать другого человека в присутствии того, кто относится к нему с презрением и, тем более, ненавидит его. Это правило действует и в случае, когда есть только некоторая вероятность того, что недоброжелатель тоже присутствует при разговоре (например, когда в этом месте находится много людей).
40. Даже в присутствии друзей нельзя слишком расхваливать человека. Ведь это может привести к обратной реакции, когда кто-то из присутствующих начнет все опровергать. Но если речь идет об известном всем своей праведностью человеке, подобное не запрещается. (В этом вопросе все зависит от статуса, возраста, положения в обществе, места жительства и т.д. Иногда то, что послужит похвалой одному, для другого будет оскорблением.)
41. Гость, который рассказывает о своем добром хозяине каким-то непорядочным людям, тоже нарушает запрет, ведь они могут злоупотребить гостеприимством или добротой хозяина. Поэтому запрещено также рассказывать непорядочным людям о человеке, который дал вам щедрое пожертвование или ссуду.
42. Запрет лашон а-ра относится и к человеку, который смеется и шутит, не имея в виду при этом задеть или оскорбить кого-то своими речами. Все зависит от того, что подумают люди, а не от того, что в имеет в виду рассказчик.
43. Выражение, которое можно понять двояко, лучше не употреблять в присутствии человека, который всегда ищет какой-то злой умысел в происходящем вокруг.
В одной из синагог Иерусалима собрались раввины и общественные деятели с целью обсудить, какие меры можно предпринять для укрепления общины. На этом собрании присутствовал и раби Зерах Браверман (глава ешивы «Меа Шеарим»). Увидев раби Зераха, один из присутствующих решил воспользоваться удобным случаем и начал кричать на него. Он обвинял его в том, что произошло недавно в ешиве, и говорил, что ответственность за это лежит только на нем.
Все присутствующие были поражены, но больше их удивило то, что раби Зерах не вымолвил ни слова. Он молча сидел на своем месте, и многие уже решили, что он действительно виноват во всем случившемся. После собрания люди подошли к раби Зераху и спросили, почему он смолчал. Тогда учитель ответил им: «Если бы я ответил, что никак не замешан в этой истории, все бы сразу подумали на другого руководителя ешивы. Я не хотел причинить ему боль и опозорить его. Наши мудрецы говорили, что лучше броситься в огонь, чем опозорить своего ближнего при людях».
9 января — 9 июля
44. Как запрещено говорить лашон а-ра, точно так же запрещено слушать и верить тому, что было сказано.
45. Есть мнение, что запрещено слушать все то, что относится к категории злословия, даже если человек не верит в то, что слышит. Из этого мы учим, что дурные разговоры в любом случае отрицательно влияют на духовный мир человека. И нет разницы, кто говорит: взрослый или ребенок и т.п.
46. Нельзя находиться в обществе людей, которые привыкли злословить и распространять сплетни, даже если вы заранее внушили себе не принимать их слова близко к сердцу, и даже если на данный момент они ни о чем таком не говорят.
47. Если в вашем присутствии начали говорить лашон а-ра, и у Вас нет возможности уйти в другое место, нужно закрыть уши руками или воспользоваться наушниками. Если неудобно так поступить, то необходимо своим видом показать, что вы не согласны с тем, что происходит или, по крайней мере, постараться просто не слушать, о чем говорят.
48. Нет разрешения слушать лашон а-ра, даже если отказ слушать приведет к потере работы.
10 января — 10 июля
49. Если вы видите, что ваши предупреждения и возмущение относительно злословия не вызовут обратной реакции, то есть, человек не начнет говорить еще больше лашон а-ра, Тора обязывает предупредить его, объяснив, в чем ошибка и как нужно следить за речью.
50. В случае, если предупреждения и объяснения бесполезны, постарайтесь перевести разговор в другое русло, чтобы помочь другому человеку избежать запрета лашон а-ра. В некоторых случаях уход будет единственным способом остановить ненужный разговор.
Одна из выпускниц семинара организовала встречу для всех учениц, закончивших школу пять лет назад. Это был незабываемый вечер, пробудивший глубокие чувства у всех присутствующих. Сара вошла в зал и увидела, что за одним из столов сидят «лучшие» ученицы школы. Неожиданно Ривка, которая сидела за тем столом, встала и пересела на другое место. Это выглядело так, будто она не хочет слушать разговоры, которые велись за тем столиком. «Наверняка, они опять сплетничают», — подумала Сара и решила выбрать место подальше от их стола.
Рахель, сидевшая за тем же столом, была человеком с сильным характером. Как только она услышала, о чем разговаривают «лучшие» ученицы, она встала и высказала все, что думает по этому поводу. Рахель назвала запреты, которые они нарушают, объяснила, к чему могут привести такие разговоры, а потом ушла от них.
Лея решила применить другой прием, чтобы не ссориться с подругами. Она подошла к микрофону и подняла очень интересную тему. Сразу несколько женщин поддержали ее и включились в обсуждение.
К сожалению, Шуламит все еще оставалась за тем столиком. Ее одолевало любопытство. Она понимала, что поступает не совсем правильно, и поэтому все время внушала себе, что не будет верить словам подруг.
В чем была ошибка Шуламит? Она не знала, что ее самовнушения недостаточно. В подобной ситуации ей разрешалось бы оставаться на месте только при особой необходимости, когда было бы очевидно, что полученная информация вскоре будет очень востребована (например, если речь идет о злой шутке, которую запланировали подруги или о ложном слухе и заговоре).
11 января — 11 июля
51. Даже если человек присутствовал в еврейском суде, и один из свидетелей подтвердил, что обвиняемый действительно участвовал в преступлении, запрещено принимать на веру сказанное о нем при даче показаний, пока не выяснится все окончательно, и суд не вынесет приговор.
Если было два свидетеля, но они рассказали о случившемся вам лично вне всякой связи с судом (это не был официальный допрос свидетелей), тоже запрещено принимать на веру их слова, до тех пор пока не будут даны показания, и вынесен приговор.
52. Даже если речь идет о человеке, которому вы доверяете, и его слово для вас приравнивается к показаниям двух кошерных свидетелей, в наше время запрещено полностью полагаться на его слова. Закон о таком уровне доверия, по мнению больших авторитетов еврейского закона, был действителен только во времена Талмуда.
Близкие родственники, жена, дети и родители тоже не входят в категорию «двух свидетелей, дающих показания на суде».
53. Даже если в городе всем известно о случившемся, и все связывают это с конкретным человеком, запрещено принимать эти слухи за что-то достоверное и истинное. Пока все точно не выяснится, разрешается принять необходимые меры предосторожности, чтобы предотвратить возможный ущерб, но не более того.
54. Запрещено принимать на веру лашон а-ра, даже если человек рассказывал какую-то информацию «просто так», не стремясь очернить другого или разжечь ссору.
12 января — 12 июля
Законы сплетен
55. Нужно знать важное правило: все, что включается в запрет лашон а-ра, запрещено также и с точки зрения запрета сплетничать. Однако есть разговоры, которые не запрещены с точки зрения лашон а-ра (например, не содержат отрицательной информации), но все равно не разрешаются из-за запрета «не сплетничай».
Что означает «сплетничать»? Что человек ходит от одного к другому и рассказывает: «Этот сказал о тебе так-то», «тот сделал тебе то-то», «я слышал, что такой-то человек поступил (или собирается поступить) с тобой таким-то образом».
Даже если сказанное — чистая правда, в которой нет ничего отрицательного, запрещено передавать любую информацию, способную пробудить гнев человека, разжечь ссору, вызвать ненависть (или другие отрицательные чувства) к тому, о ком говорят. Это запрещено даже в случае, если они и так уже ненавидят друг друга, а тем более — если относятся друг к другу хорошо.
Даже если сплетник не будет отрицать, что он сказал это, а уверен в том, что он поступил правильно, сплетня остается сплетней.
56. Запрещается передавать сплетни даже в случае, когда это скрывают от того, о ком говорят, или сплетник предостерег слушающих не передавать это дальше. Ведь в большинстве случаев такие вещи все равно дойдут до ушей того, о ком говорили. Однако если нет никакой отрицательной информации, то можно пересказать разговор тому, кто точно не поделится услышанным с «героем» истории.
57. Запрещено рассказывать человеку о том, что кто-то сказал что-либо дурное о его жене, детях или близких, поскольку обычно это расстраивает человека.
13 января — 13 июля
58. Если человека спрашивают прямо: «Что он обо мне говорил?», «Как он поступил по отношению ко мне?», следует уклониться от ответа или, в крайнем случае, дать ответ, который можно истолковать по-разному.
Если же человек видит, что уклончивый ответ не принимается, то он имеет право (и это даже хорошее дело) несколько изменить истину ради мира между людьми, но при этом ни в коем случае нельзя клясться.
59. Нельзя поднимать и разговор о том, что все уже и так знают. Возобновляя старые разговоры и пересуды, человек может привести к тому, что отношение к одному из участников конфликта изменится в худшую сторону. В данном случае запрет нарушается, даже если никто не пытается очернить кого-то из участников прошлых событий.
60. Даже если человек считает, что кто-то поступил правильно, все равно нельзя рассказывать то, что может пробудить ненависть, возмущение или критику. Например, нельзя хвалить чью-то жену или компаньона за то, что они дали вам ссуду или цдаку. (Ведь, возможно, человеку придется не по нраву, что с ним не посоветовались и т.п.) В этом есть примесь сплетни.
Ицхак знал, что Яаков, его коллега по работе, очень много помогает людям. Он не раз замечал, что к нему приходили и в рабочее время с различными проблемами. Люди заходили прямо в офис и нередко мешали Ицхаку сосредоточиться. Но он считал, что не стоит ограничивать своего коллегу, потому что видел, насколько в нем нуждаются, да и чувствовал, что у него тоже есть доля в этой заповеди.
Однажды в офис вошла молодая девушка. Оказалось, что она — невеста-сирота. Встретив Ицхака, она начала расхваливать его друга и рассказала, что тот помог организовать уже восемь свадеб для ее подруг-сирот. «Вы не представляете, какое благородное дело вы делаете!» — добавила она. Ицхак улыбнулся. Но после этого разговора он вдруг обратил внимание, в какой степени увеличились расходы офиса, а также на то, что большая часть работы достается ему, в то время как Яаков занят помощью другим.
61. Не следует говорить: «Я слышал, что ты сказал обо мне…». Человек может догадаться, кто поведал вам об этом, что впоследствии приведет к конфликту.
62. То, что было рассказано только вам или в месте, где никто другой не мог услышать, нельзя рассказывать другим до тех пор, пока вы не удостоверитесь, что рассказчик не возражает, чтобы данная информация стала доступна другим людям.
63. То, что было сказано в присутствии многих людей (как минимум, троих), разрешено передавать дальше при условии, что это никому не причинит ущерба и не принесет страданий.
Гита и Ривка долго ждали врача. В приемной были только они, и Ривка начала рассказывать Гите о своих головных болях и о связанных с ними проблемах. Как только вошли новые пациенты, она резко перевела разговор на другую тему. Гита поняла: ее подруга не хочет, чтобы другие знали о ее проблемах, а значит, нельзя об этом рассказывать.
***
Реб Хаим был опытным бизнесменом и иногда рассказывал своим знакомым о маленьких тайнах своего бизнеса. Однажды в синагоге после кидуша он рассказал, как добавляет в белое вино специальные красители и наклеивает на бутылки дорогие этикетки, чтобы привлечь клиентов. Все, кто слышали это, подумали, что он не пытается скрыть от людей эти хитрости, а значит, и можно рассказывать об этом другим. Но необходимо знать, что и здесь следует проявлять осторожность, чтобы не добавить ничего лишнего, несущего в себе критику и обвинение.
14 января — 14 июля
Исправление нарушений
64. Тому, кто уже нарушил запрет лашон а-ра, следует не только раскаяться, но и найти способ исправить положение. Если люди уже поверили услышанному, нужно попытаться опровергнуть свои слова или убедить слушателей, что произошла ошибка. Если же такой возможности нет, или в результате ваших слов был нанесен ущерб другому человеку, то необходимо попросить у пострадавшего прощения. Есть мнение, что при этом не обязательно рассказывать обо всех деталях разговора.
Если вам известно, что люди не поверили вашим словам, и, соответственно, это не принесет никакого вреда другому человеку, то нет необходимости просить прощения, так как тем самым вы можете причинить страдания другому человеку и нарушить с ним отношения. Однако в любом случае необходимо раскаяться в содеянном.
65. Если вы сами приняли лашон а-ра, то есть, поверили в какие-то слухи и сплетни даже до выяснения всех причин и обстоятельств, необходимо отказаться от нехороших мыслей и продолжать хорошо относиться к тому человеку, о котором шла речь.
15 января — 15 июля
Некоторые ситуации, в которых разрешено рассказывать лашон а-ра.
66. Главная причина запрета лашон а-ра в том, что злословие и сплетни отражают (и развивают) в человеке дурные качества: поиск недостатков в другом человеке, радость от нахождения в нем чего-то плохого, что может унизить его в глазах людей.
Речь идет о человеке, который стремится очернить другого или разжечь ссору. Однако если человек видит, что чье-то поведение вредит другим людям (или миру в целом) и необходимо осудить его, чтобы помочь пострадавшему человеку, или обществу, или в общем — всему миру, то иногда в таких случаях нет запрета рассказывать или слушать отрицательную информацию о других. Это называется «лашон а-ра на пользу». Однако нужно быть очень осторожным, чтобы не перейти грань.
67. В этом нам поможет строгое соблюдение следующих условий, при которых разрешается рассказывать другим о плохих качествах, проступках человека или целой группы людей:
1) Разрешается рассказывать только то, что человек видел сам, или имеются абсолютно достоверные факты, указывающие на это событие.
2) Нужно тщательно проверить, как этот поступок рассматривается в законах Торы. Ведь если он не запрещен, человек обязан оправдывать другого. (Например, если человек рассказал другим, что отец Хаима не был настолько сведущ в той или иной сфере, или о действиях Хаима (многолетней давности), в которых был проявлен его непрофессионализм, по Торе не был нарушен запрет лашон а-ра. Это может быть нарушением, только в том случае, когда подобные речи приведут к ущербу, например, если разговаривают с его начальником на работе).
3) Изначально нужно попытаться предотвратить ущерб другим способом (не рассказывая о проступках того человека и не пытаясь подключить к делу других).
4) Необходимо проверить, не приведет ли рассказ к более тяжелым последствиям. Иногда шумные публикации и распространение слухов может принести человеку больше вреда, чем наказание, которое полагалось бы ему, если бы дело рассматривалось в еврейском суде — бейт-дине.
5) Прежде, чем рассказывать другим, необходимо поговорить с тем человеком в мягкой форме и попытаться объяснить, в чем он неправ, и что так поступать не следует.
6) Нельзя преувеличивать и приукрашивать.
7) Единственная цель — это помочь другим людям. Если человек рассказывает о случившемся, потому что в нем горит ненависть к нарушителю или он наслаждается, когда чернит других, — нарушается запрет Торы. (Иногда в человеке смешиваются разные чувства, но нельзя скрывать от других то, что может их спасти, даже когда внутри есть искры ненависти или нехорошие мысли).
16 января — 16 июля
68. Всегда, когда есть причина, по которой разрешается рассказывать о недостатках другого, необходимо указать и на нее. Это позволит другому человеку (слушателю) правильно воспользоваться полученной информацией и избежать различных нарушений. При этом рассказчик снимает с себя всяческие подозрения.
69. Когда разрешается выслушать лашон а-ра до конца:
1) Если данная информация может в дальнейшем быть использована, чтобы помочь человеку раскаяться.
2) Если, выслушав другого, вы сможете воспользоваться полученной информацией для того, чтобы доказать обратное (убедить его, что все было воспринято неправильно) и остановить лашон а-ра.
3) Если только, выслушав рассказ, вы сможете убедить его в том, что распространяться об этом не имеет смысла, и что это не принесет ничего хорошего (т.е. то, что вы внимательно выслушали, покажет, насколько вы объективны в разговоре с ним).
4) Если эта информация необходима для того, чтобы спасти других и предотвратить ущерб.
70. Если соблюдены все условия, разрешается рассказывать о недостатках другого человека, только в присутствии троих (и больше) людей. Так сказанное вами не будет воспринято как очередная сплетня или некая манипуляция. Если же вы боитесь, что тот, о котором вы говорили (узнав о ваших действиях) начнет преследовать вас, нет обязанности рассказывать обо всем публично (в случае, когда есть необходимость предупредить других).
17 января — 17 июля
71. До тех пор пока виновный не вернул украденное или не извинился (перед тем, кого обидел), его статус не меняется, поэтому после предупреждения и объяснения, что так делать запрещено, утверждение «не говори о нем так, ведь, наверняка, он раскаялся в содеянном» не приемлемо.
72. Разрешается говорить лашон а-ра о тех, кто разжигает споры, порождающие в среде народа Израиля ненависть и распри. Но это разрешается только при условии, что человек делает это с целью успокоить людей и восстановить мир.
73. Иногда есть польза в том, чтобы рассказать что-то обеим сторонам: например, когда человек выясняет о потенциальном женихе (невесте) или собирается открыть с кем-то совместный бизнес, разрешается спрашивать о будущем женихе (компаньоне) у других, чтобы узнать, насколько он подходит для вас. Разрешается выяснять и расспрашивать даже нескольких человек, чтобы понять, каков характер и качества предмета расспросов. Это разрешено, хотя человек делает это для своей личной пользы, чтобы избежать ущерба. При этом нужно сообщить тем, у кого он спрашивает, причину расспросов. Если же они расскажут отрицательную информацию, нельзя принимать их слова на веру, а можно лишь опасаться, что в них есть какая-то доля правды.
Тот же, у кого выясняют, должен стараться говорить лишь то, что собеседнику действительно будет полезно услышать, и не преувеличивать недостатки. Кроме того, ему запрещается рассказывать то, о чем его не спросили, ведь нельзя предпочитать одну сторону другой. Однако о таких недостатках, которые явно нельзя проигнорировать, нужно рассказать, в соответствии с заповедью «не стой на крови своего ближнего».
74. Разрешается выслушать все, что говорит встревоженный, обиженный и обеспокоенный человек, чтобы поддержать его. Но не нужно сразу принимать на веру то, что он говорит в этот момент, — ведь сейчас он не в состоянии полностью контролировать свои эмоции и речь. Нельзя забывать, что очень часто, после того как выслушивают человека, он успокаивается и отказывается от плана рассказывать каждому встречному о произошедшем. Если цель слушателя успокоить и тем самым остановить лашон а-ра, это тоже считается добрым и нужным делом.
Госпожа Розенберг работает учительницей в школе. Однажды она вернулась домой мрачной и сердитой. Муж сразу заметил что-то неладное, но решил подождать, пока жена сама не расскажет о том, что случилось. Она долго сдерживала себя и не хотела ничего рассказывать, но через некоторое время раздражение и боль начали проступать наружу. Все, что происходило в доме, раздражало ее, каждое слово и движение излучало злость. Когда обстановка стала совсем невыносимой, муж подошел к ней и сказал: «Так не борются с накопившейся болью и злостью, тебе нужно открыть свое сердце и снять с себя тяжелый груз». Она согласилась с супругом, но сказала, что если она расскажет, это будет лашон а-ра. Тогда господин Розенберг позвонил знакомому раввину, и жена рассказала тому о произошедшем в общем, без деталей. Ответ раввина был таким: «Поскольку у жены нет цели рассказывать нехорошие вещи о директрисе школы, а только поделиться со своим мужем и получить поддержку (а ведь муж тоже знает, что в подобном случае нельзя все принимать на веру), разрешается рассказать ему о случившемся. Выслушать свою жену в таком состоянии для мужа будет считаться мицвой».
***
Однажды к раби Элияу Душницеру пришел человек и поделился с ним cвоим горем. Он рассказал ему о том, как один знакомый обидел его. Раби Элияу сидел молча, пока гость не закончил свою речь. А затем он сказал:
— Я не поверил всему этому, но мне нужно было выслушать всю историю, потому что ты был очень взволнован и озабочен. Если бы я не сделал этого, ты пошел бы к другим людям, рассказывая об обидчике еще многим, что абсолютно запрещено.
18 января — 18 июля
75. Если человек увидел, как мудрец Торы или другой праведный еврей нарушает общеизвестный закон Торы, например, ест некошерную пищу или нарушает Шабат, не следует рассказывать об этом другим, ведь мы предполагаем, что он уже раскаялся в содеянном. При этом разрешается подойти, поговорить с ним в мягкой форме о случившемся и предупредить его. Если же известно, что нарушитель не примет слова и предупреждения того, кто пытается с ним поговорить, разрешается рассказать об этом другому раввину или другу нарушителя и т.п. — то есть тому, кто, по всей вероятности, имеет на него определенное влияние и может поговорить с ним, не нарушая при этом конфиденциальности.
76. Если человек был свидетелем случившегося и убедился в том, что невозможно уже ничего исправить, во многих случаях будет запрещено рассказывать об этом другим, поскольку нет никакой пользы от этого.
Известно, что на суде не смогут принять решение, полагаясь только на одного свидетеля. Поэтому если человек является единственным свидетелем, его показания принесут только проблемы. Но разрешается рассказать о случившемся ответственному лицу, чтобы предупредить об опасности.
77. Если человеку рассказали о том, кто украл или раскрыл его тайну и тому подобное, запрещено применять какие-то меры против этого «вора». Во-первых, это может быть дезинформацией, во-вторых, только в особых случаях закон позволяет человеку действовать самостоятельно.
78. Если человек увидел что-то подозрительное в поведении другого человека, разрешается обращаться к другим с целью определить, что это за личность, и что он представляет собой на самом деле. Но при этом нужно быть предельно осторожным, чтобы не навредить тому человеку и не стать причиной лашон а-ра.
Около ста тридцати лет назад в Эрец Исраэль приехала одна пожилая пара. Они много лет собирали деньги, чтобы провести остаток своей жизни на Святой земле. В Рош а-Шана произошла трагедия: кто-то украл эти деньги, которые старики прятали в укромном месте в доме. В общине сразу узнали об этом, и слухи дошли до раввина Иерусалима рава Шмуэля Саланта. Спустя некоторое время он привел в бейт-дин человека, которого подозревал в краже. Подозреваемого начали допрашивать, но тот не признавался. После того как рав Шмуэль велел наказать его, тот признался и рассказал, куда он спрятал украденное. Все, кто наблюдали за происходящим, были очень удивлены. «Неужели рав Шмуэль — пророк?» — говорили они. Но здесь не было никакой тайны. Мудрец рассказал, что во время молитвы, когда он вышел из синагоги на несколько минут, то увидел этого человека, бегущего в обратном направлении от дома стариков, а на лице его был страх. «Вначале я не понял, что произошло, но когда услышал о краже, мне сразу все стало ясно», — объяснил рав Шмуэль. (Здесь говорится о ситуации, когда человеку, наблюдающему за происходящим, видны все детали. Во многих случаях нам только кажется, что картина ясна, поэтому лучше посоветоваться с другими, прежде чем принимать решение).
19 января — 19 июля
79. По закону Торы, более-менее нейтральная информация, переданная в присутствии троих и более людей, не получает статус «секретной», и, соответственно, разрешается рассказывать об этом другим. Однако в этом случае мнения мудрецов разделились:
1) По мнению Тосафот, этот закон относится только к словам и выражениям, которые можно понять двояко. Наверняка, в таком случае люди воспримут только положительную сторону. Если же видно по интонации говорящего, что речь идет о лашон а-ра, трое слушателей не спасают положения, и им запрещено распространять это дальше.
2) По мнению Рашбама, Смага и Рамбама, даже если в присутствии троих человек нарушил запрет лашон а-ра, говоря о недостатках другого безо всякой необходимости, или раскрыл чью-то тайну, никто из присутствующих не нарушит запрета, если расскажет об этом еще кому-нибудь. Теперь, когда обо всем известно этим троим, наверняка, информация просочится и дальше, поэтому и ограничивать их не имеет смысла. Но «Хафец Хаим» пишет, что в подобной ситуации любой честный и богобоязненный человек должен хранить молчание.
3) По мнению Раши, «закон о троих» касается только того случая, когда один из присутствующих рассказал о своих тайнах или о своих недостатках. Поскольку он не постеснялся говорить об этом в их присутствии и ни о чем не предупредил, им разрешено рассказывать об этом другим. Но если есть вероятность того, что если расскажут об этом, кто-то пострадает, или реакция людей будет слишком резкой, запрещено рассказывать об этом другим.
4) По мнению рабейну Йоны из Геронди, когда существует разрешение рассказать отрицательную информацию, поскольку это принесет пользу, человек должен постараться рассказать ее публично или, как минимум, в присутствии трех людей, чтобы его не заподозрили в нарушении запрета лашон а-ра. Однако если человек боится рассказывать публично, поскольку «герой» рассказа известен своим гневным характером и может побить его; или рассказывающий известен тем, что всегда говорит правду и не льстит другим, и даже в присутствии того человека сказал бы ему эти неприятные вещи в лицо, то он может рассказать это и кому-то лично.
20 января — 20 июля
80. Если какая-то информация широко известна всем жителям данной местности, разрешено распространять ее, если человек не намеревается очернить того, о ком рассказывает, или распространить эту информацию еще шире. Запрещается добавлять к тому, что известно многим.
Это разрешение действует только в случае, если рассказ не причинит какой-то дополнительный финансовый или моральный ущерб и не станет причиной новых ссор.
Тем не менее, запрещается принимать этот рассказ как абсолютную истину. Поэтому нельзя рассказывать его тем, кто точно поверит ему, а также тем, кто потом расскажет другим запрещенным способом.
81. Абсолютно запрещено рассказывать о плохих деяниях предков человека или о его собственных дурных поступках в молодости, даже если они широко известны.
82. Судьям и другим людям, присутствовавшим в зале суда, запрещено рассказывать после вынесения приговора, кто из судей признал подсудимого виновным, а кто оправдал.
83. Если большинством голосов уже постановили, кто из претендентов будет занимать определенную должность, запрещено рассказывать тем, кто не участвовал в выборах, кто голосовал «против».
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам исполняет завет Творца и идет в незнакомом ему направлении. Ханаан стал отправной точкой для распространения веры в Одного Б-га.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраам хотел достичь совершенства в любви к Ашему
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Что общего между контрабандистами и родителями, которые обеспокоены поведением взрослого сына? Истории по теме недельной главы Торы.
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам отделяется от Лота. К нему возвращается пророческая сила. Лота захватывают в плен, и праотец спешит ему на помощь.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраму было уже семьдесят пять лет
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Праотец Авраам стал светом, которым Творец удостоил этот мир. Биография праотца в призме слов Торы.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Сара умирает. Авраам не перестает распространять веру в Б-га и отправляет Ицхака в ешиву.
Батшева Эскин
После недавнего визита президента Израиля Реувена Ривлина в США израильскую и американскую прессу облетела сенсационная фотография, на которой Президент США Джо Байден в Овальном кабинете Белого Дома стоит перед израильским президентом на коленях
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сатан, огорченный тем, что не смог одержать победу ни над Авраамом, ни над Ицхаком, появился теперь перед Сарой.
Рав Йосеф Б. Соловейчик
Мы все члены Завета, который Б-г установил с Авраамом.