Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Жажда почета — одна из самых опасных ловушек для человека

 

Жажда богатства превращает человека в пожизненного узника и впрягает его в ярмо тяжкого труда, как сказано (Коэлет 5:9): «Любящий деньги — не насытится деньгами». Страсть к наживе отвлекает человека от служения Всевышнему. Сколько молитв пропадает, сколько заповедей забывается [и не исполняется] из-за чрезвычайной занятости и груза бесконечных дел! Тем более это касается изучения Торы, и сказали наши мудрецы (Эрувин 55а): «“Не за морем она (Тора)” (Дварим 30:13), — не у тех, кто отправляется за море торговать». И еще учили (Авот 2:5): «Не всякий торгующий много поумнеет». Торговля подвергает человека многочисленным опасностям и ослабляет его всевозможными заботами, даже после того, как он многого достиг. И еще учили (там 7): «Умножающий имущество — умножает тревоги». Эти тревоги и заботы часто заставляют человека преступать и заповеди, и даже элементарные веления разума.

Еще хуже жажда почета. Ведь бывает так, что человек уже превозмог стремление к богатству и другим наслаждениям, а жажда почета довлеет над ним, так как он не может стерпеть, видя себя ниже другого. Многие не устояли в этом, что и привело их к погибели.

Яровам бен Неват потерял [долю] в будущем мире только из-за жажды почета. Сказали наши мудрецы (Сангедрин 102а): «Схватил его Святой, благословен Он, за одежду и сказал ему: “Вернись! [Исправься!] И тогда и Я, и ты, и Бен Ишай [то есть Давид] будем гулять по Ган Эдену [райскому саду]!” Тот спросил: “А кто [будет] во главе?” [Ответил ему Всевышний]: “Бен Ишай будет во главе”. Сказал Ему: “Если так, то я не желаю!”». А что послужило причиной гибели Кораха и всех его сторонников? Только жажда почета! Писание прямо говорит об этом (Бемидбар 16:10): «…и вы домогаетесь еще и священства!». А наши мудрецы говорят (Бемидбар Раба 18:2): «Все началось с того, что увидел Корах, что Эльцафан бен Узиель стал наси [вождем колена], и захотел статьнаси вместо него». Именно это, по мнению мудрецов, привело к тому, что разведчики дурно говорили о Земле Израиля, а это в свою очередь стало причиной смерти не только их самих, но и всего их поколения. Они боялись, что вступление в Землю Израиля лишит их почетного положения и они больше не будут вождями народа, поскольку вместо них будут назначены другие. Почему Шауль начал преследовать Давида? Из-за того же, как сказано (Шмуэль-I 18:7): «И вознесли голос радующиеся женщины и так сказали: “Убил Шауль [тысячи, а Давид — десятки тысяч]…, и с того дня и далее стал Шауль “смотреть”[1] на Давида”. Что “заставило” Йоава убить Амасу? Зависть к почету, когда сказал Давид [об Амасе и просил передать ему эти слова]: “[Клянусь], что будешь ты у меня начальником войска” (Шмуэль-II 19:14)».

Как правило, стремление к почестям влияет на сердце человека сильнее всех остальных стремлений и желаний. Если бы не оно, человек был бы согласен есть то, что ему доступно, одеваться в то, что только покроет его наготу, и жить в доме, который только защитит его [от непогоды], и тогда было бы легко ему заработать на жизнь, и не было бы нужды изнурять себя в погоне за богатством. Только из-за того, что он не может представить себя «униженным» по сравнению с другими, он взваливает на себя самую тяжелую ношу и труды его делаются бесконечными.

Поэтому сказали наши мудрецы (Авот 4:28): «Зависть, вожделение и почести уводят человека из мира». И предостерегли нас (там 6:5): «Не ищи величия и не стремись к почестям». Сколько людей, боясь уронить свое достоинство, мучают себя голодом и унижаются, живя на подаяние, но не берутся за работу, которая кажется им недостаточно почетной! Есть ли на свете еще больший вздор, чем этот? Они предпочитают безделье, приводящее к скуке, разврату, воровству и всем преступлениям на свете, лишь бы не уронить свое достоинство и не унизить, как им кажется, свою честь. Наши мудрецы, которые учат нас и постоянно направляют на путь истины, сказали (Авот 1:10): «Люби ремесло и презирай власть [над другими]». И еще сказали (Псахим 113а): «Разделывай падаль на улице и не говори: “Я — большой человек, Я — священнослужитель”». И еще сказали (Баба батра 110а): «Лучше человеку исполнять чуждую ему работу, но не нуждаться в [милости] других».

Вывод: жажда почета — одна из самых опасных ловушек для человека. Не может быть верным слугой Всевышнего тот, кто оберегает свою «честь», ведь он неизбежно, по глупости своей, нанесет ущерб славе Всевышнего. Именно это сказал царь Давид, мир ему (Шмуэль-II 6:22): «И еще я унижусь, и стану еще ничтожнее в глазах своих…». А истинный почет — только в истинном знании Торы, и об этом сказали наши мудрецы (Авот 6:3): «Нет славы, кроме Торы, как сказано (Притчи 3:35): “Славу мудрецы унаследуют”». Все же остальное — воображаемый, ложный почет, — видимость, от которой нет проку. И чтобы быть чистым, следует избавиться и освободиться от этого совершенно, и тогда можно достичь успеха.

Я перечислил здесь различные стороны «чистоты», которые могут послужить примером, как следует учиться исполнению заповедей и совершенствованию душевных качеств. «Услышит мудрый — и добавит еще, а вдумчивый приобретет умение» (Притчи 1:5). Я не могу отрицать, что есть определенная трудность для человека в достижении «чистоты», и все же я утверждаю, что это не так сложно, как кажется на первый взгляд, и размышления тяжелее самого действия. Если человек решит в сердце и по настоящему захочет присоединиться к тем, кто обладает этим прекрасным качеством, то после непродолжительного привыкания придет к нему легкость, которой он не мог себе представить. Истинность этого подтверждает опыт.

 


[1] Согласно «Мецудат Цион» здесь «смотреть» означает — дурным глазом. Согласно Ралбагу — означает «смотреть по-другому».

Редакция благодарит рава Лейба Александра Саврасова за любезно предоставленный материал

 


Есть ли у Вс-вышнего «Собственное» имя? Ведь имя — это определение, выражение сущности, а сущность Б-га мы понять не можем, тем более не можем её определить Читать дальше

Предопределение и свободная воля

Акива Татц,
из цикла «Маска Вселенной»

Б-г абсолютен и безупречен во всех смыслах, — это аксиома и один из фундаментальных принципов Торы. Поскольку Он не подвластен времени, Ему известно будущее. Поэтому, если Б-г знает о намерении человека совершить то или иное действие, можно ли говорить, что человек поступает так по свободному выбору? По логике вещей, он вынужден совершить его, поскольку Творец знал об этом действии еще до его осуществления — никакого другого варианта просто нет. Человеку может казаться, что он выбирает между вариантами, но в действительности существует лишь одна возможность и у человека нет никакой свободной воли.

Храм — связь миров

Акива Татц,
из цикла «Маска Вселенной»

Иерусалим, Сион, Бейт а-Микдаш. Здесь встречаются миры; здесь высший духовный мир перетекает в мир низший, физический. Именно здесь началось Творение, формирование самого пространства, распространившегося до масштабов вселенной, и в этой же точке был создан человек.

Кицур Шульхан Арух 6. Законы произнесения «Благословен Он и благословенно Имя Его» и «Амен»

Рав Шломо Ганцфрид,
из цикла «Кицур Шульхан Арух»

Избранные главы из алахического кодекса Кицур Шульхан Арух

Книга заповедей. Заповеди «Не делай»: 61-65

Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Запретительные»

Законы о клятвах

Третья заповедь. Из слова разгорится пламя.

Рав Ефим Свирский,
из цикла «Десять заповедей»

"Не произноси Имя Всевышнего, твоего Б-га, впустую, ибо не простит Всевышний того, кто произносит Имя Его впустую".

О действиях с помощью Имен и колдовстве

Раби Моше Хаим Луццато РАМХАЛЬ,
из цикла «Дерех Ашем»

Глава из книги «Дерех Ашем»

Книга заповедей. Заповеди «Не делай»: 56-60

Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Запретительные»

Законы войны.

Ликутей Амарим — Тания, часть II. Глава 6

Рабби Шнеур-Залман Бааль аТания,
из цикла «Тания»

Элоким — имя, обозначающее атрибут Гвура и ограничение [Цимцум]. Поэтому числовое значение его также совпадает со словом гатева [«природа»], ибо это имя скрывает свет, который наверху и который творит и оживляет мир, и кажется, будто все в мире существует и происходит естественным образом. Имя Элоким — щит и покров имени Гавайе, оно должно скрыть свет и жизненную силу, исходящие от имени Гавайе и творящие из ничего, дабы они не стали явны творениям, отчего последние перестали бы существовать