Из цикла «Пути мира и добра», темы: Обида, Уважение, Стыд, Ицхак Сильвер, Отношения между людьми, Насмешники
1. «Квод а-бриёт» (уважение к человеческой личности) выдвигается в иудаизме на первый план. Например, некоторые постановления мудрецов не вступают в силу, когда речь идет о гигиене и минимальных человеческих потребностях, а также в той ситуации, когда соблюдение этого постановления может привести к позору или вызовет чувство стыда.
Примеры:
а) Не запрещается в Шабат возвращаться домой в талите с порванными нитями цицит, если человек идет через «кармелит» (мудрецы не обязали при людях снимать его). (Кармелит — это, например, море и долина, а также места, прилегающие к общественному владению, через которые не проходит большое количество людей. Статус этого владения отличается и от владения личного, и от общественного, и мудрецы запретили как выносить что-либо из кармелита и в личное владение, и в общественное, так и вносить что-либо в кармелит и из общественного владения, и из личного. Также они запретили переносить внутри кармелита любой предмет на расстояние 4-х локтей — как в общественном владении).
б) Если в Шабат человек обнаружил на себе одежду «килаим», т.е. из льна и шерсти вместе, что запрещено по закону Торы, разрешается вернуться домой, не снимая ее. (Однако это разрешение действует только в случае, если это «килаим» де-рабанан — по определению мудрецов)
в) В Шабат не запрещают переносить гладкие камни (в древности вместо туалетной бумаги пользовались гладкими круглыми камнями).
Что заставило великого рава Исраэля Салантера создать целую организацию, целью которой было внедрить в учебные заведения специальные уроки по мусару[1]?
Жил-был простой еврей. Он был сапожником, но удача повернулась к нему лицом, и он очень быстро разбогател. Когда он делал свадьбу своему сыну, то выбрал самое престижное место в центре города, предназначавшееся для высших слоев общества. Местная «аристократия» была очень недовольна такой выходкой. Один из богачей решил напомнить бывшему сапожнику, где его настоящее место. Он подошел к нему во время хупы[2] с рваным сапогом в руке и спросил: «Сколько стоит это починить? » Когда раби Исраэль увидел такое ужасное проявление дурных моральных качеств, он решил всерьез заняться распространением мусара.
***
В Иерусалиме было принято, что в Шабат до захода солнца один из раввинов дает урок. Иногда урок затягивался и заканчивался уже после захода солнца, поэтому все старались помолиться дневную молитву, Минху, как можно раньше. Однажды на урок пришел раби рав Берл Кройзер. Он еще не успел помолиться Минху. Когда он увидел, что начинает темнеть, а урок не заканчивается, он решил выйти. Однако он не хотел помешать лектору и показать свое неуважение к нему, поэтому решил двигаться медленно и незаметно. На следующий день он направился с вопросом к Хазон Ишу: как правильно нужно было поступить в подобной ситуации?
Недолго думая, Хазон Иш ответил: «Я не понимаю, в чем вопрос! Показать свое неуважение к мудрецу и обидеть его — это ужасное нарушение. Конечно, нельзя было выходить».
18 октября — 17 апреля
2. Одна из заповедей Торы обязывает человека вовремя предупредить ближнего о возможном нарушении (см. Ваикра 19:17). Но не всегда ваши слова могут воспринять правильно и спокойно, а иногда упрек вызовет сильнейшее чувство стыда, тем более, если все происходит при людях. Следовательно, если вы хотите предупредить своего товарища и остановить его, нужно поговорить с ним наедине, стараясь ничем его не обидеть.
3. Но есть исключение из правила. Если нарушают заповеди, не связанные напрямую с отношениями между людьми (такие как запреты воровать, сплетничать, мстить…), то, после того как человека предупредили наедине, а он все равно не исправился, может вмешаться бейт-дин. Речь идет обо всех тех заповедях, которые относятся к категории «служения Творцу». На иврите эти заповеди называют «бейн адам ле-Маком», что буквально означает «Между человеком и Творцом». Бейт-дин может направить к нарушителю посланников, которым будет разрешено упрекать его при людях и даже использовать резкие выражения.
Однажды Хазон Иш зашел вместе со своим учеником в подъезд одного дома. Из-за двери одной квартиры доносились крики: муж и жена ругались между собой. Услышав это, Хазон Иш бросился бежать. Отдалившись на значительное расстояние, он присел отдохнуть. Ученик был очень удивлен и хотел понять, что заставило Учителя так быстро бежать.
Хазон Иш немного отдышался и ответил: «Я узнал голос этого человека — он меня хорошо знает. Если бы он увидел нас и понял, что я все слышал, ему было бы очень неприятно».
4. Несмотря на то, что позорящий человека на публике не обязан выплачивать ему штраф, все равно это большой грех.
Если человек упрекает и позорит ближнего при людях, он как будто проливает его кровь. Ведь от стыда человек краснеет или бледнеет, и это похоже на то, будто он теряет кровь. Те же, кто часто совершают подобные поступки, теряют свою долю в будущем мире.
5. Говорили мудрецы: «Лучше броситься в горящую печь, чем опозорить своего ближнего». Мы учим это из истории с Тамар. Она не рассказала всем о том, что настоящим отцом ее ребенка является Йеуда, а только прислала несколько вещей, принадлежавших ему. Если бы он не признался, ее бы казнили. (Для того чтобы избавить человека от публичного оскорбления, нельзя нарушать закон Торы. Но, чтобы спасти от смерти, можно убить потенциального убийцу, а также нарушить законы Субботы. В книге «Биньян Цион» приводится мнение, что если вас заставляют при людях унизить и опозорить спящего ребенка, который узнает обо всем, что случилось, только пробудившись ото сна, нужно отказаться от этого, даже если вам угрожают смертью. Хотя это мнение не было принято в качестве закона, это все же открывает нам глаза на то, о каком строгом запрете идет речь.)
Каждую неделю на исходе субботы рав Йеошуа Лейб Дискин проводил урок по недельному разделу. За окном уже было темно и холодно. Один из учеников принес кипяток, стаканы и сахар. Рав Дискин был очень слаб, и, зная об этом, ученик насыпал ему в чай несколько ложек сахара из нового пакета. Учитель поблагодарил его и начал пить. Неожиданно из кухни выглянула взволнованная жена раввина и спросила, все ли в порядке. «Да, все хорошо», — успокоил ее рав Дискин, допивая чай. После чаепития другой ученик, рав Дов Бер Гросберг, забрал все стаканы и унес на кухню. Заодно он поинтересовался, почему рабанит была столь взволнована. «Мне показалось, что вместо сахара раву насыпали по ошибке соль, но он сказал, что в порядке. Странно…»
Рав Дов Бер взял стакан Учителя с остатками чая и отпил чуть-чуть, чтобы проверить, в чем дело. Его лицо скривилось. «Здесь растворили несколько ложек соли» — заметил рав Гросберг. «Ой! — воскликнула рабанит, которая все поняла, — ведь это может повредить здоровью рава, а оно у него и так слабое…» Когда ученики ушли, она спросила своего мужа: «А как насчет заповеди беречь свое здоровье?..» Рав Дискин спокойно ответил: «В данном случае она отменяется, ведь сказано, что лучше броситься в горящую печь, чем опозорить ближнего».
19 октября — 18 апреля
6. Нельзя обращаться к ближнему по прозвищу, которое может его обидеть. Даже когда человек уже привык к нему, нельзя этого делать, если ваша цель — обидеть его. Хорошо поступает тот, кто не обзывает других людей прозвищами, даже если он не имеет в виду обидеть их. А лучше всего поступает тот, кто не называет никого даже необидным прозвищем. Мудрецы говорили, что тот, кто придумывает другому клички и прозвища вместо того, чтобы называть по имени, теряет свою долю в будущем мире.
Когда мы еще были совсем маленькие, у нас была учительница, которая помнила бабушку Товы. Тове дали это имя в честь бабушки. Иногда учительница по ошибке называла ее Гитл. (Имена Това и Гитл имеют одно и то же значение — «хорошая», только первое — на иврите, а второе — на идиш.) Това была ужасно смущена, потому что в Израиле многие дети стесняются своих имен или имен родственников, которые считаются устаревшими. С тех пор некоторые ученицы не переставали шутить над ней, называя Гитл, а ей это было очень неприятно.
7. Того, кто обзывает своего ближнего рабом, отстраняют от общины; того, кто обзывает своего ближнего мамзером[3], наказывают бичеванием в бейт-дине. В некоторых случаях нарушитель по усмотрению бейт-дина может наказываться денежным штрафом.
8. Если человек говорит позорящие вещи о мудреце Торы (даже не в его присутствии), его отлучают от общины до тех пор, пока он не попросит прощения и пока мудрец не простит его. Кроме того, его могут обязать выплатить штраф. Если же он сделал это после смерти мудреца, остается только раскаяние.
9. Когда обижают ближнего в присутствии мудреца, в синагоге или рядом со свитком Торы, это считается более грубым нарушением, чем если бы это происходило в другом месте и в другое время.
10. Иногда кантор, ведущий молитву в синагоге, или человек, который читает Тору, ошибается, и его сразу поправляют. В такой момент нужно быть сдержанным и не добавлять ненужных фраз и выкриков.
11. Иногда в компании друзья начинают отпускать шутки по поводу одного из присутствующих. Тот делает вид, что ему тоже смешно, но вполне вероятно, что на самом деле он испытывает боль. К сожалению, подобное случается очень часто, когда люди собираются вместе (например, в Пурим). Поэтому на подобных вечеринках и встречах следует проявлять большую осторожность — ведь таким образом можно с легкостью нарушить несколько строгих запретов.
Однажды раби из Гур (автор «Хидушей а-Рим») услышал, как один еврей называет слепого еврея кличкой «Слепой Нахман». В ужасе рав подошел к нему и спросил:
— Кто тебе разрешил так обращаться к ближнему?
Тот, пытаясь найти себе оправдание, ответил:
— Ну и что, его все так называют.
— Все? — возмутился раби. — Имей в виду, Геином (ад) очень большой, там хватит места для всех!
[1] Учение о нравственности и еврейской этике.
[2] Хупа — свадебный балдахин. Также этим словом обозначают саму свадебную церемонию.
[3] Незаконнорожденный.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»