Из цикла «Пути мира и добра», темы: Проклятие, Ицхак Сильвер, Отношения между людьми
1. В Торе («Ваикра», 19) написано: «Не проклинай глухого». Почему говорится о глухом? Мудрецы объясняют, что запрет проклинать другого человека нарушается, даже если тот ничего не слышит. Запрещено проклинать другого, даже если он находится далеко и не слышит вас, и тем более, если он слышит.
Этот запрет не ограничен временем или местом, и распространяется как на мужчин, так и на женщин. Необходимо также уведомить детей о данном запрете.
Тот, кто проклял другого человека намеренно и при свидетелях, во времена Храма получал удары плетью. Рамбам пишет, что Тора вводит эту заповедь, чтобы оградить человека от мщения и освободить его от плохой привычки злиться.
Однако, согласно «Сефер а-Хинух», это, в первую очередь, связано с реальным ущербом. Известно, что даже у других народов проклятия относятся к запрещенным или нежелательным действиям. Даже люди, далекие от веры в Творца, знают, что слова имеют большую силу и могут нести в себе благословение или вред. Есть и другая причина: если человек узнает, что его кто-то проклял, он возненавидит его.
2. Запрещено проклинать любого еврея вне зависимости от возраста или положения в обществе, а также самого себя, даже если при этом не произносится Имя Всевышнего.
3. Во времена Санхедрина того, кто преступал этот запрет и проклинал другого еврея, несмотря на предупреждение свидетелей, употребляя при этом одно из Имен Бога, карали бичеванием. Имеются в виду не только святые Имена Бога, но и все определения, подразумевающие качества (например, Милосердный или Всемогущий).
4. Тот, кто проклял еврейского судью, нарушил также заповедь «Судей не проклинай». А тот, кто проклял главу Санхедрина или еврейского царя, нарушил сразу три запрета: проклял еврея, проклял судью и главу народа. (В книге «Шмот» сказано: «О судьях не злословь и правителя в народе своем не проклинай».)
Несмотря на то, что судья или глава Санхедрина могут простить другому человеку всяческие оскорбления в их адрес, относительно проклятий дело обстоит иначе. Человек получает наказание вне зависимости от того, что чувствует или говорит вторая сторона.
5 октября — 4 апреля
5. Тот, кто проклинает своих родителей, достоин смерти (даже если их уже нет в живых). Но если человек проклял любого другого умершего, несмотря на то, что был нарушен запрет Торы, он не наказывается бичеванием.
6. Тот, кто проклял группу людей, целый город или даже весь народ Израиля, тоже нарушил запрет Торы.
7. Есть слова и выражения, которые несут в себе отрицательную нагрузку, но не всегда считаются проклятиями. Например, слово арур (проклятый) иногда означает проклятие, например: «Арур он Всевышнему», а иногда — клятву или нидуй (отлучение) и не является проклятием.
8. Запрещено также говорить в форме, скрывающей в себе проклятие. Например: «Пусть не будет у него благословения» или «Да не благословит его Господь», (однако в данном случае нарушитель не наказывается бичеванием). Нельзя также говорить: «Пусть воздаст ему Бог за все, что он сделал» или «Всевышний не поможет тебе в этом».
9. Запрещено попусту произносить одно из Имен Всевышнего, но, тем не менее, когда вы слышите, что какой-то еврей упомянул священное Имя с целью проклясть ближнего, нужно обратиться к нему и попросить остановиться (даже если предложение не будет закончено), поскольку запрет проклинать считается более серьезным.
10. Запрет проклинать главным образом касается евреев, соблюдающих традиции. Это учат из отрывка: «Наси (главу народа) в твоем народе не проклинай». Речь идет о тех, кто из «твоего народа», то есть ведет себя также и следует тем же законам. Следовательно, нет запрета проклинать злодея или преступника, даже если тот еврей. (Еврей, который не знаком с заповедями и запретами Торы, по мнению многих авторитетов, не считается злодеем).
11. Нет запрета проклинать того, кто не следует постановлениям суда, или нарушителей закона, которые никого не готовы слушать.
6 октября — 5 апреля
12. Тора запрещает не только открытые формы проклятия, но даже молитву, в которой человек просит наказать ближнего или лишить его чего-либо. По мнению некоторых авторитетов алахи запрещено говорить «Пусть теперь сам Бог нас рассудит». Речь идет о ситуации, когда существует еврейский суд, и все разногласия можно решить там. Если же обвиняемый отказывается принять решение суда, то после того как его предупредили о дальнейшем развитии событий, и тот не изменил своего мнения, этого запрета нет. Тем не менее, известно, что многие из великих мудрецов прошлых поколений не прибегали к таким методам и молитвам, чтобы не занимать позицию обвинителей, из-за которых страдают люди.
13. Человек не должен говорить, что с ним может случиться какая-то неприятность: ведь этим он открывает силам зла дополнительные возможности, и они могут воздействовать на него именно в этом направлении. (Например, не следует человеку, находящемуся в опасности, говорить: «Ведь я же могу здесь погибнуть».) Слова человека создают новую реальность, поэтому, говоря о плохих событиях не в самый подходящий момент, он сам может навлечь их на себя. Конечно, все зависит от человека, и чем выше его духовный уровень, тем большую силу имеют его слова.
14. Известно, что мудрецы Талмуда во время учебы не использовали такие выражения как: «тогда он ударит тебя…» или «когда тебя ранят…», «если ты совершишь грех…»и т.п., чтобы это не выглядело, как будто эти слова адресованы ученику или напарнику по учебе. Они говорили: «Тогда он ударит его» и т.п. (в третьем лице).
15. Тот, у кого сложились плохие отношения с человеком, ответственным за чтение Торы в синагоге, не должен выходить к Торе, когда в недельном разделе говорится о наказаниях и проклятиях.
16. Когда произносят благословение на обновление Луны, сразу после слов «пусть настигнет их страх и ужас» нужно сказать «Шалом алейхем» (Мир вам).
17. Слова любого человека несут в себе определенную силу, поэтому следует уважительно относиться к другим, даже к неевреям, чтобы не навлечь на себя проклятие. Известно, что Авимелех[1] проклял Сару (жену Авраама) и то, о чем он говорил, произошло впоследствии с ее потомками. Если же речь идет о большом мудреце Торы, то его слова несут особую силу и могут воплотиться в жизнь независимо от различных обстоятельств.
18. Если человека прокляли, и он боится, что проклятие сбудется, он может специально поставить себя в ситуацию, которая по форме будет напоминать сказанное в этом проклятии. Таким образом, проклятие как бы сбудется, но не тяжелым образом, и человек сможет «легко отделаться». (Например, если ему пожелали: «Чтоб ты провалился», можно специально прыгнуть в какую-то ямку; если пожелали денежных убытков — дать деньги на цдаку[2] и т.п..)
[1] Царь Герара повторил ошибку фараона, силой захватив Сару к себе во дворец. Испугавшись наказания Всевышнего, он отпустил ее, но, прощаясь с ней, скрыл в своих словах проклятье.
[2] Благотворительность.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Итак, Яаков возвращается в родные края. Ему предстоит встреча с Эсавом. У Яакова есть все основания предполагать, что Эсав хочет его убить. Недельная глава «Ваишлах» («И послал») начинается с рассказа о том, как Яаков готовился к встрече с братом. Он сделал три вещи: собрал подарок, помолился Б-гу и снарядился к войне. И все эти три действия имели глубокий смысл. Начнем с третьего. Всех своих спутников, и скот, и верблюдов Яаков разбил на два отряда. Расчет у него был такой: если погибнет один отряд, то может спастись второй. Действие Яакова учит нас, что нельзя сосредоточивать все в одном месте...
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Борух Шлепаков
Праотец переживает страшную трагедию. Его дочь Дина становится жертвой притязаний Шхема. Почему же Яаков молчал, узнав о произошедшем?
Рав Реувен Пятигорский
По материалам газеты «Исток»
Рав Бенцион Зильбер
Яаков уходит от Лавана и возвращается на родину. Ему предстоит встретиться с Эсавом, что небезопасно, поскольку, как сообщили Яакову вестники, Эсав вышел ему навстречу с большим отрядом. Яаков отправляет Эсаву дары, на всякий случай готовится к бою, разбив свой лагерь на два стана, и просит Б-га о благополучном исходе встречи. Далее в главе говорится о разрушении города Шхема, о рождении у Рахели второго сына — Биньямина (двенадцатого сына Яакова), а также о смерти Рахели и Ицхака. В конце главы приводится родословная Эсава.
Рав Арье Кацин
Коментарии к недельной главе Льва Кацина
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Встреча с Эсавом, не забывшим давние обиды — продажу первородства и дерзкое похищение отцовского благословения, — не сулила Яакову ничего хорошего
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
В том случае, если мы получаем пользу, находясь в каком-то месте, надо быть благодарным и что-то для сделать в ответ. Что об этом думал раввин Хаим Шмулевич?
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Всякий, кто намеревается заниматься Торой и не работать, питаясь подаянием, оскверняет Имя Всевышнего, унижает Тору, гасит свет веры, причиняет зло себе и отбирает у себя жизнь мира грядущего