Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

1. Мудрецы постановили приветствовать друг друга словом «Шалом» (мир). Несмотря на то, что это слово считается одним из Имен Творца, приветствовать в такой форме не запрещено. Встречаясь с мудрым человеком, это приветствие повторяют дважды: «Шалом-шалом».

2. Разрешается приветствовать и нееврея словом «шалом». Тора неоднократно подчеркивает, насколько важно сохранять хорошие отношения с представителями других народов, даже если при этом нужно произнести особое Имя Всевышнего.

Великий рав Нахум Перцович, глава ешивы «Мир», всегда приветствовал любого человека очень радушно и с улыбкой. Это очень удивляло всех знакомых с ним близко, ведь они знали, что раввин очень страдает от тяжелой болезни. Однажды один из учеников спросил его: «Как Вам удается все время следить за собой и улыбаться при встрече при том, что вы так мучаетесь?» Ответил рав: «Я слышал от рава Йехиэля Гордона, что лицо человека подобно общественному владению, а ведь в таком месте запрещено рыть ямы и ставить препятствия…»

3. Если вы уже знаете, что ваш знакомый всегда приветствует вас словом «шалом», постарайтесь опередить его и поприветствуйте его первым. Тора учит нас не просто сохранять равновесие и мир, а спешить делать все, что способствует развитию дружеских отношений: «Ищи мира и преследуй его». Талмуд рассказывает, что никто и никогда не опередил раби Йоханана бен Закая[1] и не поприветствовал его первым. Он всегда, с любым человеком, здоровался первым.

Если человек не отвечает на приветствие, мудрецы называют его газланом (грабителем). Тот же, кто приветствует других благословением о мире «Шалом», первый удостоится благословения.

В ешиву «Тиферет Йерушалаим» в Нью Йорке зашел один знаменитый раввин. Он сразу последовал к месту, где обычно сидит рав Моше Файнштейн, чтобы поприветствовать его. Заметив, что все присутствующие уже начали молиться вечернюю молитву, он сразу покинул помещение. После молитвы рав Моше вышел и извинился перед ним за то, что не ответил на его приветствие и объяснил, что в тот момент он уже присоединился к молящимся.

В Кельме была традиция уделять особое внимание форме приветствия (открытость, улыбка) в дни Рош а-Шана. Это связывали с тем, что в эти дни многие люди очень заняты собой, встревожены мыслью о приближении Суда и забывают улыбаться друг другу.

27 сентября — 27 марта

4. Сказали наши мудрецы: «Встречай радушно каждого человека». А также: «Тот, кто улыбается человеку (т.е. радует его) лучше того, кто поит его молоком». (Молоко в то время было довольно дорогим напитком.) Большая заповедь примирить врагов или порадовать грустного человека — даже с помощью шутки.

5. В случае опасности или из уважения разрешается прерваться и ответить на приветствие даже во время чтения «Шма, Исраэль»[2]. Это разрешается и в случае, когда во время чтения «Шма» человека встречает царь или очень важный чиновник. (Подробно этот закон разбирается в трактате «Брахот»).

7. Нельзя употреблять эту форму приветствия в грязных местах, ванне или туалете, или там, где есть неприятный запах, поскольку слово «шалом», как мы уже говорили — это одно из Имен Творца.

8. Если человек пишет письмо, лучше всего писать «шалом» сокращенно, например, без буквы «вав» или без последней буквы. Это всего лишь мера предосторожности — необходимо учитывать, что письма иногда выбрасывают в мусор и т.п.

9. До утренней молитвы не приветствуют друг друга словом «шалом». Недопустимо приветствовать других Именем Творца, не обратившись прежде к Нему со словами молитвы. Но разрешается сказать: «Доброе утро!»

Однажды вечером, на исходе Шабата, главный раввин ешивы Хеврон рав Йехезкель Сарна, пришел в свою ешиву. Несмотря на болезнь и плохое самочувствие, он решил подняться на верхний этаж, чтобы встретится со своими учениками. Когда один из учеников заметил учителя, он подошел и предупредил, что вечерняя молитва уже закончилась, поэтому раввину не имеет смысла подниматься на верхний этаж. На это рав Йехезкель ответил: «Вечерняя молитва — это постановление мудрецов, а благословлять и приветствовать других мы обязаны и без этого постановления, ведь в самой Торе сказано о любви к ближнему».

28 сентября — 28 марта

10. Нельзя приветствовать словом «шалом» людей, которые находятся в трауре. В некоторых общинах это правило действует даже в Шабат, когда обычаи траура не соблюдают прилюдно.

Также не приветствуют друг друга словом «шалом» Девятого Ава, поскольку это день скорби для всего еврейского народа. Но разрешается ответить на приветствие человека, который не знаком с этим законом.

11. Не принято, чтобы мужчина приветствовал женщину словом «шалом». Но некоторые знатоки законов Торы в нашем поколении разрешают это. Они объясняют это тем, что в наше время слово «шалом» для многих людей стало элементом этикета, и нет в этом особого проявления близости, даже когда обращаются к женщине. По той же причине разрешается также спрашивать мужа о здравии жены.

12. Если человек встретил своего близкого друга после тридцати дней разлуки, он произносит благословение шеэхеяну — («…давший нам дожить до этого времени»). Если же они не виделись целый год, произносится благословение мехае аметим («…воскрешающий мертвых»). Но все это допускается только в случае, когда человек рад этой встрече. Есть мнение, что в наше время, если люди общались по телефону или переписывались, эти благословения при встрече не произносят.

Каждый, кто был знаком с равом Симхой, всегда преисполнялся радостью, когда кто-нибудь рядом произносил его имя. Рав Симха Гутнис всегда был улыбчив и излучал любовь. Он никого и никогда не обижал, и никому не удалось пробудить в нем плохие мысли и зависть. О раве Гутнисе говорили, что он обладает особыми способностями одарять любовью каждого встречного.

Его десятилетний внук Нахум был очень замкнутым и застенчивым ребенком, и рав Симха особенно заботился о нем, настолько, что тот тоже начал отвечать ему любовью и помогать другим. Однажды Нахум, придя в гости, сказал своему восьмидесятилетнему дедушке: «Эх, был бы у меня характер, как у тебя! Вся моя жизнь была бы другой…»

Дед поднял голову от книги, посмотрел на внука своими добрыми глазами, и сказал, указывая на диван: «Присядь, нам нужно поговорить». Юный Нахум предположил, что сейчас дедушка снова будет говорить о том, как нужно приветствовать каждого человека. Он очень часто повторял своим внукам: «Когда человек видит, что им интересуются и улыбаются ему, он ощущает, что ему рады, и контакт с ним имеет особую значимость. Именно так и сближаются сердца людей. Заповеди, определяющие взаимоотношения между людьми, являются ключом ко всем другим заповедям, а приветствие и есть первый шаг к налаживанию хороших отношений между людьми. Приветствие это — самый главный ключ. Очень часто люди оказываются в своем замкнутом пространстве и чувствуют себя одиноко, что приводит к разным нехорошим мыслям и подозрениям. Но все эти тучи рассеиваются очень быстро во время приятной встречи. Только представь, что всего лишь приветствие и улыбка могут избавить людей от ненависти, конфликтов, обмана! Кроме того, в такой ситуации гораздо легче объяснить человеку в чем его ошибка, ведь он готов слушать тебя. Приятные, короткие встречи могут избавить людей и от ненужных сплетен, ведь доброжелательность поможет человеку быть более сдержанным».

Однако вдруг Нахум обратил внимание, что выражение лица дедушки несколько отличается от обычного. Рав Симха начал рассказывать о себе в третьем лице, как будто раскрывая тайну.

«Симха Гутнис был очень замкнутым ребенком. Его одиночество и неуверенность в себе и были причиной грусти и недоверия к другим. У него не было друзей, с которыми он мог бы поделиться своими мыслями и переживаниями. Несмотря на то, что сам он не пытался строить отношения с другими и не спешил с улыбчивым приветствием, его ужасно огорчало, когда кто-то из знакомых, проходивший рядом, не здоровался с ним».

Нахум замер от удивления и любопытства: «Что, есть еще один Симха Гутнис, кроме дедушки? Ведь этот мальчик так похож на меня!».

Было видно, что эта история до сих пор волновала дедушку: его голос иногда вздрагивал, а глаза наполнялись слезами. Он продолжал: «Когда Симхе исполнилось тринадцать лет, родители организовали большую трапезу и пригласили всех родственников и друзей семьи. Одним из гостей на бар-мицве был главный раввин города. Это был очень мудрый и опытный человек. Он сел рядом с мальчиком и начал рассказывать об этом необыкновенном дне и о заповедях Торы. Затем он остановился, посмотрел на Симху и сказал: “Тебе нужно выбрать одну заповедь, которой ты будешь уделять особое внимание всю свою жизнь”. У Симхи сразу возникла тысяча идей. Вариантов было много, но на чем остановиться? “У меня есть предложение, — сказал мудрый раввин, — Пусть это будет заповедь о приветствии. При встрече с любым человеком всегда будь открытым и улыбчивым”. Симха постеснялся отказать уважаемому раввину. Он принял предложение, и с тех пор его жизнь стала меняться. Конечно, вначале эта заповедь требовала немалых усилий, но через некоторое время, заметив, что в этом нет ничего страшного, Симха почувствовал сильное облегчение. Постепенно изменилось и его окружение. У него появились друзья, многие из которых относились к нему с глубоким уважением и интересом».

После некоторой паузы рав Симха вернулся из своих воспоминаний и сказал Нахуму: «Представляешь, какая ситуация получается. Допустим, у тебя есть один дальний знакомый, с которым ты обычно не здороваешься, а когда понадобились деньги, только он и оказался поблизости. Ты занял у него необходимую сумму, и почувствовал себя неловко. И вот идешь ты по улице, а он тебе навстречу. Захотелось тебе первым поздороваться, а тут вспоминаешь о запрете рибита[3]. Ты ведь никогда не приветствовал его первым, а сейчас вдруг в тебе “долг” заговорил. Деньги вернешь, а все что прибавится к деньгам, включая особую доброжелательность, будет выглядеть как рибит.

Расскажу тебе еще одну историю. Это произошло в Уругвае, где группа шойхетов (резников) занималась кошерным забоем скота. В конце дня один из них решил что-то проверить в холодильной камере и задержался там. Попытавшись выйти, он с ужасом обнаружил, что дверь закрыта. К тому времени все уже ушли, и на огромном складе остался один только сторож.

Крики и попытки стучать в дверь не помогали. Казалось, шойхет обречен.

Но вот сторож, с которым этот шойхет — единственный из всех — каждый день здоровался и прощался с улыбкой, запомнил его лицо и доброе отношение. Когда все покинули склад, сторож почувствовал, что ему чего-то не хватает. А! Сегодня вечером никто не сказал ему: “Шалом!” (В данном случае — до свидания.) Он сразу вспомнил о порядочном шойхете и позвонил начальнику группы. Тот проверил и убедился, что шойхет, действительно, не вернулся вместе со всеми. Несколько человек пошли обратно на склад и начали искать его, пока не нашли в холодильной камере, страшно замерзшего, но целого и невредимого.

Этот еврей следовал примеру великого раби Йоханана бен Закая, который всегда приветствовал каждого встречного. А ведь всем было известно, что раби Йоханан был настолько погружен в изучение Торы, что даже в дороге он не проходил и четырех шагов без слов Торы. Как ты думаешь, сынок, что мы учим из этой истории?»

— Что эта награда за заповедь приветствовать других очень велика, она даже способна спасти жизнь человека! — сразу ответил Нахум.

— Нет! — улыбнулся дедушка, — То, что люди невероятно нуждаются в этих нескольких словах, кажущихся такими незначительными! Этот сторож каждый день ждал доброго слова: и утром, и вечером.

Видишь эту книгу? Она называется «Авот де-раби Натан»[4]. Здесь в тринадцатой главе написано, что даже если человек одарил ближнего всеми благами мира, но сам он при этом смотрел в землю, и его слова были лишены человеческого тепла, весь этот дар ничего не стоит. И наоборот, когда человека встречают с улыбкой и теплом, он ощущает, как будто ему подарили все сокровища мира!

Вечером Нахум вернулся домой, открыл дверь, но вместо того, чтобы, как обычно, сразу проскользнуть в свою комнату, он собрался с силами, повернулся к присутствующим и звонким голосом произнес заветное слово «Шалом!»


[1] Глава поколения и исполняющий обязанности президента Санхедрина в эпоху разрушения второго Храма. Благодаря его дипломатическим усилиям сохранилась ешива в Явне, откуда вышли все великие учителя того поколения. Талмуд свидетельствует о необычайной широте его познаний и праведности.

[2] Слушай, Израиль, Бог — наш Господь, Бог Един! Эти слова Торы евреи повторяют два раза в день, они — квинтэссенция нашей веры и являются одной из основных деталей молитвы.

[3]Рибит — запрет давать и брать ссуды под проценты

[4] Расширенный вариант трактата «Авот», не вошедший в Талмуд, но очень почитаемый в среде знатоков Торы.


События этой недельной главы происходят после того, как Яаков и его семья, уйдя от Лавана, осели в Святой Земле. Глава повествует о томлюбимый сын Яакова, Йосеф, был продан в рабство и попал в Египет. Этот эпизод — один из ключевых как в еврейской истории, так и в общемировой: продажа Йосефа привела к Египетскому рабству евреев, вслед за которым последовали чудеса Исхода и получение еврейским народом Торы. Читать дальше

Недельная глава Ваешев

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.

Три вида снов

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.

Мидраш рассказывает. Недельная глава Ваешев

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Все сыновья Яакова жили рядом с ним

Мидраш рассказывает. Недельная глава Микец 2

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.

Недельная глава Ваешев

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев

«Ваешев». Почему это происходит?

Рав Бенцион Зильбер

Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...

Врата востока. Недельная глава Ваешев

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Человек не может знать планов Божественного управления!

Почему рассказ о Йосефе прервался рассказом о рождении сыновей Йеуды

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.

Избранные комментарии к недельной главе Ваешев

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,

Йосеф и богатство Потифара

Борух Шлепаков

Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.

Родители не должны ставить никого из детей в привилегированное положение. Ваешев

Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»

Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.

Почему Яаков погрузился в такой глубокий траур из-за Йосефа

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»