Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

1. Человек, который обидел кого-либо или навредил ему, обязан попросить прощения. Если человек раскаялся в содеянном, но не попросил прощения (и его не простили), то даже Йом Кипур (День искупления) не может очистить его перед небесным судом. В случае, если человек должен другому деньги или нанес материальный ущерб, то даже если он раскаялся в содеянном, прощение не наступит, пока он, во-первых, не вернет долг или не возместит ущерба, а во-вторых, пока не попросит и не получит прощения.

2. Даже если человек не хотел специально обидеть другого или навредить ему, следует попросить прощения и сделать все возможное, чтобы тот не продолжал хранить обиду в своем сердце.

3. Потерпевшему нельзя проявлять жестокость и отказываться простить, т.к. это не свойственно потомкам Авраама, Ицхака и Якова[1]. Поэтому если обидчик попросил прощения раз или два, и видно, что он действительно раскаялся в содеянном, нужно простить ему. Если человек сразу реагирует на просьбу о прощении и быстро забывает о своих обидах, это достойно похвалы и уважения.

4. Мудрецы объясняют, как можно проверить, что вы полностью простили своего обидчика: если вы способны молиться за него, чтобы тот преуспел в чем-то или выздоровел, значит, вы действительно простили его и освободили свое сердце от обид и негативных чувств.

Есть мнение, что закон не требует от человека такого уровня благочестия. В Торе написано только: «Не мсти…», то есть главное — это остановить свои мысли и не желать плохого своему ближнему. Однако заслуга человека, который нашел в себе силы полностью простить другого, очень велика, и он желанен и любим Творцом.

Выходя из лифта гостиницы, я услышал слова уборщика, который клялся, что никогда не простит коллегу, взявшего без разрешения его ключ. В тот момент я подумал: «Кто сравнится с народом Твоим — Израилем…» — за куда более тяжелые обиды евреи искренне прощают друг друга перед Йом Кипуром.

5. Просить прощения лучше всего самому. Стыд, который человек чувствует в этот момент, очищает его. Но если ему слишком тяжело, или он знает, что для примирения ему стоит послать своего товарища, который сможет лучше уговорить потерпевшего простить обидчика, второй вариант предпочтительней.

Ривка по ошибке оставила свой портфель возле умывальника. Сара подошла помыть руки, и случайно вода пролилась на лежащий рядом портфель. Она заметила, что произошло, но ничего не сказала своей подруге. Зазвенел звонок, все быстро собрали свои вещи и побежали в класс. Учительница подошла к Ривке и попросила тетрадь с домашним заданием. Та достала мокрую тетрадь и дрожащей рукой протянула учительнице. «Так приносят домашнее задание?» — возмутилась учительница. Саре было очень жаль Ривку.

За несколько дней до Рош ашана[2] отец Сары рассказал о том, что прощения нужно просить, даже если все произошло совершенно случайно. Сара сразу решила, что нужно подойти к однокласснице и попросить прощения, но этому кое-что препятствовало. Сара думала, что Ривка попытается воспользоваться случаем и попросит о какой-нибудь услуге. Кроме того, Сара боялась, что она, наоборот, очень разозлится на нее и не захочет простить. Она обратилась за советом к отцу, и тот предложил попросить другую девочку (их общую подругу) о помощи. Девочка должна была сказать приблизительно следующее: «Есть одна ученица, которая хочет попросить у тебя прощения, но я не могу открыть тебе, кто она, пока ты не скажешь, что прощаешь ее…».

20 сентября — 20 марта

6. Тора обязывает обидчика сделать три попытки просить прощения, если человек продолжает хранить обиду и не может простить. Желательно каждый раз использовать разные формы обращения и уговоров. Каждый раз пусть с ним приходят еще трое. Если и после этого человек не простил, нужно подойти к десяти евреям и сказать, что вы уже попросили прощения. Нужно, чтобы люди знали, что вы сделали все возможное. После этого вы уже не обязаны добиваться прощения.

7. Когда приходят просить прощения, необходимо рассказать, о каком проступке идет речь. Но если некоторые детали (например, что вы подумали о человеке или что хотели сделать) могут только вызвать обиду и повредить дальнейшему развитию отношений, о них лучше не рассказывать.

8. Если человек обидел кого-то, он не может просить прощения, обращаясь в общей форме к группе людей, в которой тот сейчас находится. Обращаться нужно непосредственно к обиженному.

9. Человек, которого оклеветали, не обязан прощать. Но и здесь «по мере хасидута» лучше простить и не накапливать злость и обиду.

10. Тот, кто обидел своего учителя (от которого получил все свои знания в Торе или даже только часть), должен просить у него прощения столько раз, сколько понадобится, пока учитель не простит его.

Один человек рассказал нехорошие вещи, которые не соответствовали истине, об одном из учеников рава Натана Цви Финкеля, что привело к отмене помолвки того с девушкой из хорошей семьи. Но на этом все не закончилось: поскольку ученик остался неженатым, его забрали в царскую армию, и ему пришлось пережить много тяжелых испытаний.

Через несколько лет этот человек написал письмо раву Финкелю, в котором он признал свою вину и просил учителя сделать все возможное, чтобы товарищ простил его. Учитель связался со вторым учеником и рассказал обо всем. Выслушав его, ученик встал и сказал: «Я полностью прощаю его (мехила гмура)». Тот был очень удивлен. Чтобы после стольких страданий так быстро простить, нужно обладать особыми душевными качествами и сильной волей. Рав Финкель обратился к ученику еще раз: «Ты действительно не хранишь на него зла?» Тот без всякого промедления повторил: «В моем сердце нет ни капли обиды, ни желания мстить и никакой злобы». Учитель подошел, поцеловал его и назвал его настоящим праведником.

21 сентября — 21 марта

11. Нет обязанности прощать другого человека, пока тот не раскается в содеянном и не попросит прощения, тем более, если он продолжает поступать плохо. Если обидчик говорит: «Я причиню ему боль, а потом попрошу прощения», — закон рассматривает это как очень строгое нарушение. Тот, кто не прощает ему за содеянное, ничего не нарушает. Подобное мудрецы говорят и о человеке, провинившемся перед Всевышним. Если он говорил: «Согрешу, а потом раскаюсь», — ему не открываются врата Тшувы[3] (т.е. очень затрудняется возможность раскаяться).

Гаон рав Йехиель Вайнберг ехал в поезде вместе с равом Хаимом Соловейчиком, знаменитым раввином из Бриска. На одной из станций зашел еврей и сел рядом с равом Хаимом. Усаживаясь, он так толкнул рава, что рав Хаим упал с сидения на пол. На вокзале в Бриске собралось много евреев, ожидавших приезда знаменитого рава Соловейчика. Неосторожный попутчик заметил, что происходит, и понял, что рядом с ним сидит уважаемый человек. Он повернулся к мудрецу и начал просить прощения. На удивление, мудрец ни под каким предлогом не соглашался принимать его извинений. «Ты просишь прощения только после того, как узнал, кто я. Значит, все твои извинения обращены не к бедному еврею, ехавшему в поезде, а к важному раввину. Как же я могу простить тебя?» — объяснил он.

Только после того, как попутчик пообещал, что будет относиться с уважением к любому еврею, даже самому простому, рав Соловейчик согласился простить его.

12. Иногда человек преследует определенную цель и специально делает вид, что не прощает обидчика. Если он делает это для того, чтобы избежать возможных неприятностей, которые могут возникнуть сразу после перемирия, или это является частью воспитательной работы, запрет не нарушается. Если обидчик (нарушитель) действительно сожалеет о случившемся и раскаивается, необходимо убрать из сердца всякую ненависть, даже если вы не сообщаете ему о прощении.

Тринадцатилетний Давид считал, что его учитель в хедере не разбирается в житейских вещах. При каждом удобном случае он высмеивал его. Однажды перед Пуримом ученики придумали историю, в которой их учитель был показан в отрицательном свете. История переходила из класса в класс, и ее сопровождали насмешки и критика. К сожалению, даже взрослые поверили в эти сплетни, и с тех пор они уже не доверяли учителю, как прежде. Например, теперь, когда ему требовалось занять большую сумму денег, ему было тяжело найти поручителей.

Пришло время Давиду поступать в ешиву. Он всячески готовился к собеседованию и просил Б-га о помощи. Перед Рош а-Шана он подошел к своему учителю и попросил прощения за все, что учинил вместе со своими друзьями. Ему было тяжело умиротворить своего учителя, и он приходил просить прощения несколько раз. Несмотря на все уговоры, учитель не принял извинений.

У него было несколько причин не прощать Давида:

а) Он — рав Давида, который обучает его Торе;

б) Он видел, что насмешки еще продолжаются;

в) Давид опозорил его и скомпрометировал в глазах его коллег;

г) Он хотел показать Давиду, что в жизни не все так просто, и что есть вещи, который могут навсегда изменить ход событий. Давид должен научиться брать на себя ответственность за свои поступки.

г) Он знал, что получив прощение, Давид снова начнет насмехаться над ним, увидев в нем мягкотелого и слабого человека.

13. Разрешается напоминать человеку о причиненном ущербе и о своих денежных претензиях по этому поводу, когда тот приходит просить прощения.

14. Даже если человек не является прямым виновником того, что произошло, потерпевший вправе высказать свое недовольство и даже попросить компенсацию (это может быть небольшая сумма). Но здесь многое зависит от самого человека — иногда удается умилостивить пострадавшего и без этого.


[1] Три праотца — основатели еврейского народа.

[2] Праздник Новолетия, установленный Торой 1-го Тишрея. Основной заповедью в этот день является трубление в шофар. Десять дней от Рош а-Шана до Йом Киипура называются днями раскаяния.

[3] Буквально тшува переводится как раскаяние, более точно — возвращение на пути Всевышнего.


События этой недельной главы происходят после того, как Яаков и его семья, уйдя от Лавана, осели в Святой Земле. Глава повествует о томлюбимый сын Яакова, Йосеф, был продан в рабство и попал в Египет. Этот эпизод — один из ключевых как в еврейской истории, так и в общемировой: продажа Йосефа привела к Египетскому рабству евреев, вслед за которым последовали чудеса Исхода и получение еврейским народом Торы. Читать дальше

Недельная глава Ваешев

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.

Три вида снов

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.

Мидраш рассказывает. Недельная глава Ваешев

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Все сыновья Яакова жили рядом с ним

Мидраш рассказывает. Недельная глава Микец 2

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.

Недельная глава Ваешев

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев

«Ваешев». Почему это происходит?

Рав Бенцион Зильбер

Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...

Врата востока. Недельная глава Ваешев

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Человек не может знать планов Божественного управления!

Почему рассказ о Йосефе прервался рассказом о рождении сыновей Йеуды

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.

Избранные комментарии к недельной главе Ваешев

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,

Йосеф и богатство Потифара

Борух Шлепаков

Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.

Родители не должны ставить никого из детей в привилегированное положение. Ваешев

Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»

Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.

Почему Яаков погрузился в такой глубокий траур из-за Йосефа

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»