Из цикла «Даат тфила», темы: Духовный мир, Еврейская молитва, Связь с Творцом, Даат тфила, Рав Эуд Авицедек, Имя Творца, Кавана, Раскрытие Всевышнего
Если человек воспринимает и понимает управление Господства от Всевышнего, то создается такое отношение близости: «Знай, что Первое Имя, близкое всем созданиям, и с ним приходят к Царю Всевышнему, и нет другого пути в мире увидеть лицо Царя Благословенного, как только через это Имя. Это Имя — Г-сподь (А-донай)…» (Шаарей Ора). Поэтому мудрецы установили это Имя в начале каждой молитвы: «Г-сподь, открой мои уста…» Так и в благословениях: «Всякое благословение, в котором не упомянуто Его царство — не есть благословение» (Брахот 12).
Здесь источник глубоких сердечных чувств, выливающихся в тоске перед ликом Царя. Ощущение Общины Израиля, что Творец находится среди них, это источник уверенности каждого из них, от мала до велика, в возможности прийти и высказать перед Ним все свои потребности и просьбы, даже самые грубые.
Чувство близости рабов Всесильного, «входить и выходить без разрешения», проистекает из уверенности в том, что они — домочадцы. Они знают, что связаны с Творцом, что Царь мира желает молитв праведников. А «народ Твой — все праведники», поэтому Он и желает приближения к ним. Ощущение предстояния перед ликом Творца возвышает человека из всех дальних мест, куда он был заброшен, и приближает и поднимает его к духовной реальности, которая во много крат выше его повседневного существования.
Каждый индивидуум из Израиля, где бы он ни находился, может представить себя стоящим в доме Царя, в святом Храме, где душа его изливается в трепете перед Всевышним. И не только может, но и «должен молящийся обратить свои глаза книзу, а сердце — кверху». «Он должен представить в своем сердце, как будто он стоит в небе… А после того, как он дойдет до такого состояния мысли, пусть представит себе, как будто он стоит в Храме на земле, поскольку тем самым его молитва будет более желанна перед Всевышним» (Рабейну Йона). В корне всего этого — ощущение и знание Общины Израиля, что Шехина пребывает в нем, в них.
Молитва о месте соединения Израиля с их Господином находится в основе всех молитв Израиля: «И всякий куст полевой еще не был на земле…». «Все молитвы людей — о земле: “Г-споди, пусть земля даст урожай, Г-споди, пусть преуспеет земля”. А все молитвы Израиля — только о Храме: “Г-споди, пусть отстроится Храм, Г-споди, когда отстроится храм?” (Берешит раба 13). Куст = молитва, поле = Храм, называемый “поле”. Таким образом, данный стих можно трактовать так: еще не было молитвы о Храме, поскольку еще не создан Израиль. Поскольку внутренняя суть их молитв — не о выполнении их просьб, а об отношении близости между ними и их Царем, пребывающим среди них. Такая молитва для них — цель, а не только средство. Поэтому их молитва — о месте “дома молитвы Моей”, это молитва о реализации Малхута. “Царство небес — это святой Храм” (Зоар).
***
Теперь мы попытаемся докопаться до корней этих концепций. Выше объяснялось, что в Малхуте заложены “все чередования реальности и чередования сил” в управлении, объединяюшем их в одну форму и одну сущность, цель которой — раскрытие славы царства и единства Творца. Кроме того, мы объяснили, что в Малхуте реализуются три известные нам замысла в сотворении мира, и показали связанные с ними три основные аспекта в служении Малхута. Теперь мы покажем, как все эти принципы реализуются в молитве и молитвенном служении.
“Имени Твоему вознесу я руки мои” — это молитва (Брахот 16). “Но все мысли нашего сердца во всех благословениях и молитвах должны быть направлены на Сущность Бесконечного со стороны Его соединения по Своей воле с мирами. Ведь именно с этой стороны имеют место все эпитеты и изменяющиеся Имена. [Наши мысли должны быть направлены на то,] чтобы воздействовать и притянуть к ним свет и изобилие святости от Сущности Творца в соответствии с побуждением, приходящим к ним от человеческих деяний каждого мужа из избранного народа — в сторону милости или суда, справедливости или милосердия, много или мало… ”. В этом и заключается благословение Всевышнего во всех благословениях и молитвах: добавление и преумножение в прямом смысле слова. Ибо в этом заключается Его воля по причине, известное только Ему одному: чтобы мы исправляли и объединяли нашими благословениями и молитвами высшие силы и миры, чтобы те были способны получать воздействие высшего света, и чтобы прибавить в них святость этого света и множество благословений от сущности Творца, присоединающейся к ним и распространяющейся в них». (Нефеш аХаим ч.2 гл.4).
Выяснилось: суть молитвы — привлечение всех чередований сил и воздействий в мироздание. Это достигается через подготовку всей реальности мироздания во всех его структурах к приближению к Всевышнему для получения этих воздействий. И тем самым они воцаряют Его над собой. «Поэтому в начале благословения мы говорим: “Ты, Г-сподь, Царь мира”. Толкование: поскольку в Твоей воле было дать существование мирам и соединиться с ними, чтобы воцариться над ними. Поэтому наша просьба — чтобы благословился источник воли воцариться над мирами» (Нефеш аХаим, там же).
«Прибавить в них святость этого света и множество благословений от сущности Творца, присоединающегося к ним и распространяющегося в них. И, само собой, это дополнительное благословение и святость прольются и на избранный народ, который привел и вызвал всю эту славу» (там же). Когда Всевышний обращает к ним свое Лицо, умножаются раскрытия путей Его управления, увеличивается изобилие благословения в духовном и в материальном, и тем самым умножается благо в мире. Высшие и низшие миры ликуют и восторгаются их объединению заново, все создания — в радости и добросердечии, «и наполняется земля знанием Г-спода». Цель этого исправления — раскрытие единства Творца, когда зло исчезнет, и откроется мощь славы царства и единства Всевышнего глазам всякой плоти.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»